Коррекционно — развивающее обучение с применением методики разновозрастного сотрудничества


Коррекционно - развивающее обучение с применением методики
разновозрастного сотрудничества
Яковлева З.Б. учитель-дефектолог
ГБОУ Центр Образования №656 им.А.С.МакаренкоСтановление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI века. Творческая, познавательная, коммуникативная инициативность, свойственная школьникам, может погаснуть, не получая поддержки.
В предыдущие годы нами для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия: праздники, конкурсы, игры. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в личностном росте участников и в формировании предметных и межпредметных умений и навыков. Со временем пришло желание опробовать технологию разновозрастных уроков. В моем эксперименте ученики 4-го, 5-ого классов выступали в роли учителей для учащихся 1, 2-ого классов.
В школьном обучении преимущество разновозрастного учебного сотрудничества в сравнении с одновозрастным определяется стремлением детей к подражанию взрослым. Если эту потребность хотя бы эпизодически реализовывать, предоставляя старшим детям право помогать младшим, направлять и оценивать их деятельность-это будет способствовать развитию не только мотивации, самооценки, но компетенций учащихся.
Основными педагогическими эффектами разновозрастного сотрудничества можно назвать следующие:
мощный резерв повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся;
формирование у школьников учебной самостоятельности;
развитие у маленьких "учителей" способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, они начинают по–новому видеть труд собственных учителей;
одна из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
Подготовка и проведение разновозрастных уроков.
Методика построения разновозрастных уроков, когда на старших школьников возлагаются учительские функции, а младшие остаются в роли учеников, включает в себя обычно три этапа: ориентировочно-мотивационный (подготовка к уроку, сбор материала, знакомство с критериями оценки и т. п. – осуществляется старшими совместно с учителем); операционно-исполнительный (сам урок сотрудничества), рефлексивно-оценочный (анализ и самоанализ деятельности учащихся).
Коммуникативные компетенции развиваются за счет того, что учитель снимает с себя лидерство и передает его детям, и каждый ученик, взаимодействуя с “собственным учителем”, имеет больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего старшего товарища. Школьник может говорить не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, ученик, только чуть старше.
В практике развивающего обучения педагогами были выделены следующие типы разновозрастных уроков:
Уроки, целью которых является организация контроля и оценки (урок–диктант, урок–списывание, урок–проверочная работа по математике, урок–зачет и т.п.). Тексты работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят старшие дети. При подготовке к таким урокам необходимо избежать опасности превращения разновозрастного урока в экзаменационную ситуацию взаимной демонстрации более или менее блестящих знаний. В ходе подобных уроков необходимо добиться того, чтобы "учителя" и ученики обменивались мыслями, сомнениями, размышляя сообща.
Уроки–практикумы, на которых проводятся совместные практические работы. Дети старших классов начальной школы готовят все необходимое для проведения занятий, продумывают и описывают порядок проведения опыта, занятий по курсу "Окружающий мир".
Основной развивающий эффект для юных учителей возникает не на самих разновозрастных уроках, а на этапе подготовки к ним. При подготовке к таким урокам они оказались в условиях, когда им приходилось восстанавливать те трудности, с которыми сталкиваются (или могут столкнуться) первоклассники (второклассники). Попытка встать на позиции другого ученика, предположить основные ошибки, которые могут быть им допущены в работе, поиск путей преодоления этих ошибок – все эти действия помогают формированию собственной контрольно-оценочной деятельности.
Приступая к подготовке разновозрастных уроков, необходимо:
составить план проведения разновозрастных уроков;
продумать варианты распределения детей по рабочим парам “учитель – ученик”. При этом учитывать два обстоятельства: психологическую совместимость и учебную успеваемость.
необходимо провести консультации со старшими учениками с целью: проверки уровня знаний по выбранной теме, подготовки необходимого материала для урока,
продумать момент рефлексии.
Функции разновозрастного обучения
1) Функция психологической защиты ребенка
На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердиться, получить призвание.
2) Функция социальной поддержки
На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта.
3) Компенсаторная функция.
Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека. На разновозрастном занятии детям предоставляются дополнительные возможности принимать самостоятельные решения, консультировать, помогать педагогу. Срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава.
4) Стимулирующая - важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов актуализируются и проявляются индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость.
 Стремление экспериментировать со своими возможностями – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если у детей нет культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью. Чтобы избежать этого нами был создан разновозрастной фольклорный ансамбль, участниками которого являются ученики начальной школы, включая детей с ОВЗ. Занятия в ансамбле способствуют развитию не только музыкальных способностей, но и слуха, звукопроизношения, памяти, а также приобщают детей к русской традиционной культуре, помогают выявить и развить творческие способности детей, расширяют представления ребенка. Обучение ведется в различных направлениях: дети изучают игры, осваивают игру на народных инструментах (ложки, трещотки, свистульки), сценические движения.
Организация вокально-хоровой работы в детском фольклорном ансамбле «Затейники» строится на развитии детского голоса и особенностях детской и возрастной психологии. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности детей, настроем на доброжелательность и толерантность, дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям каждого ребенка.
Основные принципы обучения:
Принцип доступности, учебный материал отбирается повозрастным и индивидуальным данным, в творческом процессе участвуют все дети в независимости от природных данных;
Принцип системности - учебный план строится взависимости от приобретенных навыков в процессе изученияпредыдущего материала;
Возрастной принцип – содержание занятий, виды и формы деятельности детей подобраны в соответствии с их возрастными особенностями;
Принцип творческой активности - помочь ребенку проявить себя кактворческую личность;
Принцип индивидуального подхода-педагог занимается развитиемпевческого и хореографического мастерства не только всей группы вцелом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребенка.
Важным моментом во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой. Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным логопедическим упражнениям.
Усилия учителя, направленные на организацию учебного сотрудничества в классе, вознаграждаются сторицей, когда появляются первые зримые результаты: высвобождение и развитие детской учебной и познавательной инициативы. Детская инициатива, поисковая активность учеников, направленная на "изобретение" самостоятельное открытие средств и способов решения задач, - одна из высших ценностей учебной деятельности. Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность - цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения.
Литература:
1.Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.-164с.
2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Психолого-педагогические основы развивающего обучения.- М., АПКиПРО, 2003.- 320с.
3. Сомова Н.Л. В пятый класс –в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов и педагогов школ и гимназий.-Спб:КАРО, 2001 -368с.
4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? –Рига-Москва,-2000.-260с.
5. Д.Б. Эльконин. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / 1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии.– М.,1969.
6. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении.– Томск, Пеленг, 1993. – с.236–262.
7. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
9. Педагогическое новаторство А.С. МАКАРЕНКО-Серова А.А. Вестник МГПУ 2008г, выпуск №1.