Конспект разновозрастного урока русского языка в 1,3,4 классах. Система Школа 2100


1 класс.
Тема: Согласные звуки и их буквы.
Цели:
– развитие умения находить и подчёркивать в словах опасные места, обозначать буквами звуки в безударных слогах;
– развитие умения вычленять и характеризовать согласные звуки;
– развитие умения толковать значение слова.
Русский язык
3 класс –
Тема: «Разбор имён прилагательных по составу»
Цели:
– Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста.
4 класс –
Тема: «Значение и грамматические признаки глагола»
Цели:
– развитие умений определять время глаголов, устанавливать признаки глагола в разных формах времени.
Этап Деятельность учителя Деятельность
1 класса Деятельность
2 класса Деятельность
3 класса Деятельность 4 класса
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Сообщение темы и цели урока.
( 1-2 кл)
Словарная работа.
Формулирование проблемы- 3 кл.
Формулирование проблемы. 4 клIII. Развитие умений.
Сообщение темы и цели урока.
ΙΙΙ. Применение знанийИтог урока
Домашнее задание.
1). Орг. момент
- Начинаем наш урок, сегодня на уроке вам потребуется ваше внимание и желание узнавать новое. С рабочим настроением садимся, а я вам желаю успехов.
- Сейчас у вас урок русского языка.
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
-Какие способы образования имён прилагательных ты знаешь?
-Хотите проверить свои знания по теме?
- Ребята 3-4 класса запишите число и «Классная работа».
3 кл.
1. Блиц-опрос. (на карточках)
Проверка по доске и объяснение
4 кл.
1. Языковая разминка.
Списывание с доски предложения, обозначение орфограмм на месте пропусков букв.
Хор_воды звёз_ ч_дным узор_м спл_талис_ на далёк_м неб_склоне.
– Сколько разных орфограмм вы выделили? (6)
– Запишите ещё два сложных слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную букву гласного.
2. – Надпишите над всеми именами существительными род, число, падеж.
– Существительных какого склонения нет в предложении? Запишите два слова этого склонения.
3. Морфологический разбор имени прилагательного. Чудным (узором) – (каким?), нач.ф. (какой?) чудный, м.р., ед.ч., Т.п., втор. чл.
4. – Запишите однокоренные слова к глаголу сплетались. Выделите корень.
.
5. Письменный опрос по теме «Что мы знаем о глаголе»:
– Запишите только те слова, которыми можно закончить следующие предложения:
а) Глагол обозначает …
б) В предложении глагол обычно является …
в) Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос …
г) В прошедшем времени глаголы изменяются по … и …
д) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …
1-2 класс
. Выполнение заданий в «Рабочей тетради». 1 3 4 3
Чистописание.
1. – С какого этапа мы начинаем урок русского языка?
– Рассмотрите иллюстрацию в тетради на с. 5.
– Кто сегодня у вас в гостях?
– Что у некоторых из них в руках?
– Назовите первые звуки слов: гном, подзорная, труба.
– Какими буквами на письме они обозначены?
– Написание каких букв мы повторим сегодня?
2. – Рассмотрите элементы на первой строке.
– У какого из них есть некоторое сходство со строчными буквами
г, п, т, р? В чём? Составьте «узор» из этих элементов.
3960495193675003809365193675003634740193675001714512192000112395121920003746501219200024765012192000203644512192000217932012192000303022012192000295084512192000280797012192000263271012192000248983512192000233870512192000233870519367500294322519367500262509019367500168656019367500147193019367500125730019367500101092019367500819785193675006051551936750023939519367500
4382135273050042310058255004095750825500

3. – Прочитайте буквы и слоги на второй строке.
– В написании каких слогов используем нижнее соединение?
– Напишите по образцу, соблюдая наклон, параллельность элементов.
4. – Прочитайте слова.
– Напишите слова. Подчеркните места в словах, где можно допустить ошибку. Над словами укажите цифрой количество слогов.
. Самоконтроль.
– Как вы думаете, куда и зачем смотрят гномы?
Оказывается...
На ваши буквы смотрят гномы,
Звездочёты-астрономы.
Я прошу вас указать,
Где им лучшие искать.
Лучшие буквы дети обводят в голубой кружок.
- Вставьте в слова буквы и подчеркните её.
с_рока в_рона в_робейс_п_ги ш_л_ши к_р_сик_пуста ябл_ня гор_дк_ртина к_ртон б_ран
- Оцените, как вы поработали.
– Мы наблюдали, как образуются имена прилагательные, а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу.
– Что это значит – разобрать по составу?
– Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу?
– Вспомните порядок разбора слова по составу (например, имени существительного). В каком направлении мы идём?
– Проверьте себя.
На слайде (доске) памятка разбора по составу (он дан в части 1 на с. 159).

4кл. Проверка задания
3 кл.
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
4 кл.
Упр. 240 – совершенствуется умение находить глаголы в тексте и определять их время.
Этапы работы:
1) Чтение отрывка из рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник».
2) Нахождение глаголов и определение времени.
3) Выписывание глаголов в определённом порядке (по заданию).
В тексте употребляются две формы будущего времени глагола:
простое (принесёшь, схожу), сложное (буду ждать).
4) Подчёркивание в глаголах знакомых орфограмм.
В тексте употребляются глаголы, которые обозначают действие, происходившее в разные временные отрезки. Поэтому автор употребил глаголы и настоящего, и будущего, и прошедшего времени.

– Соедините время и признаки, которые к нему относятся.
– Сформулируйте цель урока.
– Как изменяются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени? (Какие признаки есть у глагола в прошедшем, настоящем и будущем времени?)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
3 кл.
Работа в учебнике.
1. Упр. 340 – развивается умение разбирать прилагательные по составу, правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять удвоенные написания букв.
Алгоритм выполнения:
а) Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.
б) Определение числа и рода прилагательного по окончанию.
в) Устный подбор подходящего существительного.
г) Запись прилагательного и разбор его по составу.
(Коричневат ый.)
4 кл.
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 241 – углубление знаний о категории времени (в сопоставлении русского и английского языков).
Чтение текста и вопросы на понимание после чтения.
– Сколько форм времени в русском языке?
– Сколько форм времени в английском языке? (12)
– С чем это связано? (В русском языке для каждого времени – одна форма, в англ.: для прош. вр. – две формы, для настоящего – три формы.)
2. Упр. 239 – развитие умений образовывать формы прошедшего и будущего времени от неопределённой формы глагола.
Запись:

– Сделайте вывод: как образуются формы прошедшего и будущего времени от глаголов, отвечающих на вопрос «что делать?».
3. Упр. 242 – развивается умение заменять одну форму времени другой.
Ученики читают «исправленный», заменённый текст.
Задания по тексту.
– Запишите глаголы в форме прошедшего времени.
– Определите род. Измените по родам, выделите окончания.
– Измените по числам.

1 кл.
- Какие буквы вставили в слова? Какие звуки они обозначают?
-Какие звуки, кроме гласных, относятся к речевым звукам?
– Сегодня на уроке мы повторим согласные звуки и буквы, которые их обозначают.
- Перед вами буквы русского алфавита (даю карточку с алфавитом). Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. Обведите зелёным карандашом те буквы, которые всегда мягкие, синим – всегда твёрдые.
. Упр. 9, с. 10.
Выполняется по заданию («по шагам», читаются статьи из толкового словаря).
Дополнительные вопросы и задания после записи предложений:
– Назовите все согласные звуки в словах. Обозначьте их в тетради соответствующими цветными точками.
– К какому из слов относится рисунок на доске? (Это цветы, относятся к слову экология.)
– Что бы вы нарисовали, чтобы пояснить слова экология, экзамен?
– Составьте предложение, чтобы в нём были оба эти слова. (Ученики сдавали экзамен по экологии.)
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Что нового узнали?
3 кл.
2. Упр. 341 – развивается умение находить антонимы в тексте, анализировать их структуру (разбирать по составу с опорой на образование).
Ученики выписывают однокоренные слова, находят среди них антонимы, разбирают по составу.
Упр. 342 – развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов.
– Назовите сложное слово. Как оно образовано?
1 кл.
Работа в тетради.
1. Упр. 10, с. 11 учебника.
Под руководством учителя выполняются все задания. Ученики самостоятельно выписывают буквы гласных.
Проверка с самооценкой.
2. Игра «Расколдуй слово».
На доске записаны «заколдованные» слова с изменённым порядком букв: хоупл ныбти смтоыНужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке.
– Запишите слова, подчеркните буквы согласных. (Лопух, бинты, мосты.)
– Дайте характеристику согласным звукам.
– Сколько букв согласных в русском языке?
3. – Назовите ваше имя.
– Какие согласные звуки есть в нём?
– А буквы?
– Запишите все буквы согласных из своих фамилии и имени в тетради.
1 класс
- Сколько согласных букв в русском языке?
- Какие согласные звуки есть в вашем имени?
3 класс
– Федя, чему учились сегодня на уроке?
4 кл.
– Выполните задание № 1, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.
Взаимопроверка.
– Докажите на примере, что глагол в прошедшем времени изменяется по родам, по числам.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
3 кл.
Упр. 3, 7, с. 101–102
4 кл.
Упр. 132, «Дидактический материал». (Гномы.)
(Подзорная труба.)
Вставляют и проверяют по доске
Оценивают кружками и комментируют.
Выполняют работу на карточках

Разбор имени прилагательного по составу.
Выполняют задание
(Выделить все части в слове.)
(Часть речи и порядок разбора.)
(От конца слова – окончания, суффикса и/или приставки к корню.)
- составить алгоритм разбора имён прилагательных по составу;
- научиться разбирать имена прилагательные по алгоритму
.

- Глагол.
1 у доски, остальные в тетради
проверка
1 у доски