Аналитический годовой отчет педагога-психолога


Аналитический отчет
педагога-психолога Ивановой Е. М.
МБОУ СОШ № 2 сельского поселения «Село Хурба»
за 2013-2014 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога.
Целью моей работы за период с ноября 2013 по июнь 2014 года являлось содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
В 2013-2014 учебном году педагогом-психологом решались следующие задачи:
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС в начальной школе и среднем звене (5-6 классы).
Профориентация учащихся (9, 10, 11 классы).
Сопровождение предпрофильного и профильного обучения учащихся 8-11-ых классов.
Психологическое сопровождение детей «группы риска», детей с ОВЗ.
Совершенствование психологической культуры участников образовательного процесса как условие для полноценного личностного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений.
Решение данных задач проходило по следующим направлениям:
Диагностика особенностей психического, интеллектуального и социального развития обучающихся с целью предупреждения личностных проблем и выбора оптимальных путей в развитии.
Помощь участникам образовательного процесса в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания, профессионального самоопределения и социализации. Коррекция личностной сферы, познавательных процессов.
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в школе.
Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса.
Также на протяжении всего учебного года проводилась психолого-педагогическая экспертиза профессиональной деятельности аттестующихся педагогов, организационно-методическая работа и деятельность по запросу администрации ОУ.
Методическое обеспечение процесса диагностики
Для исследования уровня интеллектуального развития, сформированности познавательных процессов, личностных качеств обучающихся, мотивации к обучению, оценки уровня тревожности, характера межличностных отношений и сплоченности коллектива, а также отношения к школе, процессу обучения, педагогом используется:
Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий.
Mетодика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ.
Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3–6 классы).
Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников
Факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый)
Факторный личностный опросник Кеттелла (детский)
Модифицированный вариант анкеты Н.Г. ЛускановойМетодика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»
Методика изучения мотивации обучения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калинина (для учащихся 6-7, 8-9 и 10-11 классов)
Методика субъективных оценок психологического климата и групповой сплоченности коллектива (по Симору)
Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу)
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено.
Для исследования профессиональных склонностей и интересов обучающихся используются следующие методики:
Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).
Опросник «Карта интересов» (модификация О. Г. Филимоновой)
Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кандабаровой.
Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности
Анкета «Моя будущая профессия»
Анкета «Мотивация профессионального выбора»
Тест на определение склонности к основным видам деятельности.
Для работы с обучающимися «группы риска» используется автоматизированная система психологических тестов версии ОР.10, включающая следующие методики:
Тест ЛюшераСАН
Опросник Айзенка (темперамент)
Опросник Спилберга
Большой и малый ММРIУровень субъективного контроля
Опросник Личко (определение акцентуаций характера подростков)
Мотивация потребления алкоголя
Склонность к девиантному поведению.
Данная программа позволяет сохранять результаты обследования, что дает возможность оперативно отслеживать динамику состояния и развития обучающегося и вносить необходимые изменения в коррекционную работу.
I. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ Содержание Формы и методы работы Сроки Результат
1.1 Психолого-педагогическая диагностика
интеллектуального развития и уровня сформированности познавательных процессов
(групповая, индивидуальная) 1. Мониторинг интеллектуального развития первоклассников по ФГОС Декабрь.
Апрель 1. Аналитические справки по итогам диагностики первых классов - 4.
2. Индивидуальные заключения – 30.
3. Психологические паспорта 1 А и 1 Б классов.
1. Мониторинг интеллектуального развития второклассников по ФГОС Апрель 1. Заключение по итогам диагностики вторых классов - 2.
2. Индивидуальные заключения – 35.
2.Мониторинг интеллектуального развития пятиклассников по ФГОС Декабрь.
1. Заключение по итогам диагностики пятых классов - 2.
2. Индивидуальные заключения – 44.
3. Психологические паспорта 5 А и 5 Б классов.
3.Исследование познавательных способностей учащихся для дифференциации обучения: 6Б, 7 Б, 8 Б классы Декабрь 1. Заключение по итогам диагностики классов - 3.
2. Индивидуальные заключения – 63.
4.Исследование познавательных способностей учащихся для выбора профиля обучения: 7 А, 9 Б, 10 классы Февраль, март 1. Заключение по итогам диагностики классов - 6.
2. Индивидуальные заключения – 30.
5.Исследование уровня развития познавательных процессов: 3а, 3 б, 4 а, 4 б. Апрель-май 1. Заключение по итогам диагностики классов - 8.
2. Индивидуальные заключения (4 кл) – 34.
6. Исследование уровня школьной готовности к обучению детей дошкольного возраста, поступающих в 1-ый класс Май, июнь Индивидуальные заключения, рекомендации – 30.
7. Индивидуальная диагностика (по запросу классных руководителей, родителей) В течение года Индивидуальные заключения, рекомендации – 38 обучающихся.
1.2 Психолого-педагогическая диагностика
межличностных отношений, тревожности, мотивации к учению (групповая, комплексно)
1. Мониторинг процесса адаптации первоклассников по ФГОС Декабрь, май 1. Аналитические справки по итогам мониторинга первых классов, рекомендации - 4.
2. Мониторинг процесса адаптации пятиклассников по ФГОС Декабрь, апрель 2. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 4.
3. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности по ФГОС – 6 А, 6 Б классы. Декабрь, март 3. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации – 4.
4. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности – 3 А, 3 Б классы. Январь 4. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации – 2.
5. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности – 7 А, 7 Б, 10 классы. Ноябрь, декабрь, 5. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации – 6.
6. Исследование межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности – 8 Б, 9 Б, 11 классы. Февраль, март. 6. Аналитические справки по итогам диагностики классов, рекомендации – 6.
7. Исследование взаимоотношений в классе, оценка отношения личности к коллективу, уровень тревожности: 4а, 4б классы. Май 7. Заключение по итогам диагностики 4-х классов – 2.
1.3 Психолого-педагогическая диагностика
личностных особенностей обучающихся (групповая, комплексно) Исследование личностных особенностей обучающихся 6 А, 6 Б, 7 А, 7 Б, 8 Б, 9 Б, 10 классы. Февраль, март. Заключение по итогам диагностики – 7.
1.4 Психолого-педагогическая диагностика
профессиональных склонностей и интересов (групповая, комплексно) Исследование профессиональных склонностей и интересов обучающихся 8 А, 8 Б, 9 А, 9 Б, 10 классы. Март 1. Заключение по итогам диагностики – 5.
2. Индивидуальные заключения, рекомендации:
8 А – 9, 8 Б – 15,
9 А – 8, 9 Б – 12,
10 – 15.
Количественные результаты психолого-педагогической диагностики:
Аналитические справки по итогам мониторингов классов – 38.
Экспертное заключение по итогам групповой диагностики – 27.
Индивидуальные заключения и рекомендации по итогам диагностики обучающихся – 325.
Индивидуальные заключения и рекомендации по итогам диагностики обучающихся (по запросу) – 38.
II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ Содержание Формы работы Сроки Результат деятельности
2. Коррекционно-развивающая работа.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска» (индивидуальные)
В течение года Формирование психологического статуса школьника, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы – 50 занятий.
2.Психологические классные часы (групповые):
Цикл занятий в рамках адаптации пятиклассников «Что значит быть пятиклассником?»
Цикл занятий на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).
Занятия на формирование бесконфликтного общения. В течение года 1. В 5-ых классах проведено 5 занятий.
2. В 6-ых классах проведено 8 занятий. В 7-ых классах проведено 6 занятий.
3. В 7-ых классах – 3 занятия.
В 8- ых классах – 3 занятия.
3. Развивающие занятия в «Школе будущего первоклассника» Февраль -май Проведено 10 занятий.
Коррекционно – развивающая работа, проводившаяся в этом учебном году, была ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, развитие познавательных процессов младших школьников, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников: начало обучения, переход в среднюю школу, в профильные классы.
Школьников, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, я выделяла на основании наблюдений педагогов, а также по результатам диагностических мероприятий. Коррекционно - развивающая работа проводилась в виде групповых и индивидуальных психологических занятий, проходивших в рамках классных часов.
Для коррекционной работы использовались следующие программы:
Компилятивная программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся средней школы (5-7 классы), составленная на основе курса Селевко Г. В. «Самосовершенствование личности» (М.: Народное образование, 2009).Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся начальной школы «Я- школьник» («Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников» Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е. М. – Волгоград, 2009).
Программа групповых занятий по адаптационной программе Е.Г. Коблика «Первый раз в пятый класс!»
Программа групповых занятий по сказкотерапии для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Компилятивная программа для работы с обучающимися «группы риска», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Фарватер» (под ред Е. В. Емельяновой, СПб, 2010).
Компилятивная коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Буратино в Школе Радости».
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
№ Содержание Формы работы Сроки Результат деятельности
3.1 Психологическое просвещение родителей (законных представителей) 1. Родительское собрание «Итоги адаптации пятиклассников. Единые требования в семье и школе к учащимся» Ноябрь Повышение психологической компетентности родителей учащихся 5 А, 5 Б классов.
Памятки –рекомендации – 44.
2. Родительское собрание «Психофизиологические особенности младших подростков» Декабрь Повышение психологической компетентности родителей учащихся 6 А, 6 Б классов.
Памятки –рекомендации – 33.
3. Родительское собрание «Психофизиологические особенности дошкольников» Февраль Повышение психологической компетентности родителей будущих первоклассников.
Памятки –рекомендации – 14.
4. Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития старших подростков» Февраль Повышение психологической компетентности родителей учащихся 8 Б класса.
Памятки- рекомендации – 15.
5. Родительское собрание «Трудный возраст: способы эффективного общения с подростком» Март Повышение психологической компетентности родителей учащихся 7 А класса.
Памятки –рекомендации – 14.
6. Родительское собрание «Трудный возраст: способы эффективного общения с подростком» Апрель Повышение психологической компетентности родителей учащихся 7 Б класса.
Памятки –рекомендации – 18.
7. Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития младших подростков» Май Повышение психологической компетентности родителей учащихся 6 Б класса.
Индивидуальные рекомендации – 23.
8. Родительское собрание «Психологическая и физиологическая готовность дошкольников к школьному обучению» Май Повышение психологической компетентности родителей будущих первоклассников.
Памятки –рекомендации – 38.
9. Родительское собрание «На пороге пятого класса» Май Повышение психологической компетентности родителей учащихся 4 Б класса.
3.2 Психологическое просвещение педагогов 1. Доклад на педсовете «Итоги адаптации 5-ых классов» 05. 12. 14 Аналитический отчет по итогам адаптации 5-ых классов.
2. Доклад на педконсилиуме «Итоги адаптации 1-ых классов» 06.12.14 Аналитический отчет по итогам адаптации 1-ых классов
3. Выступление на педсовете «Психологическое здоровье учителя. Пути профилактики профессионального выгорания» 14. 01. 14 Памятки- рекомендации – 40.
4. Доклад на малом педсовете «Проблемы преемственности и адаптации 5-ых классов» 06. 03. 14 Аналитический отчет по итогам адаптации 5-ых классов.
Таким образом, в рамках психологического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся подготовлено 239 памяток –рекомендаций, посвященных вопросам психофизиологических возрастных особенностей детей, проблемам адаптации, обучения и воспитания.
Психологическое просвещение участников образовательного процесса происходит также посредством размещения информационных материалов различной психологической тематики на сайте школы в разделе СПС («Социально-психологическая служба») по адресу http://hurba2.schoole.ru/socpsix.

IV. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ Содержание Формы работы Сроки Результат деятельности
4.1 Консультативная работа с педагогами
Консультирование по актуальным запросам, касающимся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом, результатам диагностики
В течение года 1. Повышение психологической компетентности педагогов.
2. Помощь в решении психолого-педагогических проблем с учащимися.
3. Заключения по итогам диагностики, рекомендации.
4. Помощь в решении личностных и профессиональных проблем.
Всего 84 консультации.
4.2 Индивидуальная консультативная работа с родителями (законными представителями) Индивидуальная консультативная работа
В течение года 1. Повышение психологической компетентности родителей.
2. Помощь в разрешении психологических проблем.
3. Помощь в налаживании межличностных отношений с детьми, внутрисемейных отношений.
4. Помощь в решении проблем, связанных с обучением и поведением.
Всего 75 консультаций.
4.3 Консультативная работа с учащимися
Консультирование по актуальным запросам, касающимся проблем обучения, межличностных отношений, личностного развития, результатам диагностики.
В течение года 1. Повышение психологической компетентности учащихся.
2. Знакомство с результатами диагностики, рекомендации.
3. Помощь в решении личностных проблем.
Всего 44 консультации.
Психологическое консультирование в конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.
Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач и преследовало следующие основные цели:
- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения и педагогической деятельности, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с различными обстоятельствами школьной жизни и социума;
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
- развивать навыки эффективной самореализации и повышения потенциала личности.
Обобщив практику консультирования можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются следующие запросы:
1. Для педагогов:
1) психофизиологические особенности школьников разных возрастных периодов;
2) разрешение психологических трудностей, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
3) личностные проблемы.
2. Для родителей (законных представителей):
1) поведенческие и учебные проблемы детей;
2) межличностные отношения и взаимоотношения в семье;
3) возрастные особенности детей;
4) профессиональные склонности и профессиональное самоопределение.
3. Для обучающихся:
1) помощь в разрешении конфликтов, коррекция межличностных отношений;
2) личностные проблемы (неадекватная самооценка, тревожность, взаимоотношения с педагогами, уровень притязаний, самопринятие, целеполагание);
3) учебные проблемы, связанные с недостаточностью развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
2) неопределённость в выборе профиля обучения и профессии.
Так же, как психолог школы, принимала участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса, в межличностных отношениях учащихся, выполняя медиаторную (посредническую) функцию. Результатом этой деятельности явилось урегулирование конфликтных ситуаций.
Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 55-65% от всего их количества.
V. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Пополнение папки «Диагностика обучающихся» диагностическими методиками, тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, профессионального самоопределения.
Пополнение папки «Школа для родителей» мини-лекциями для просвещения родителей на темы:
Стили родительского воспитания.
Особенности воспитания гиперактивных детей.
Эффективное общение с ребенком подросткового возраста.
Воспитание: наказать, но не унизить.
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста.
Психофизиологические особенности детей старшего подросткового возраста.
Трудности адаптации при переходе в среднее звено: проблемы и пути их преодоления.
Предупреждение дезадаптации первоклассников.
Экзамен без страха и стресса.

3. Раздаточный материал для родителей (памятки, рекомендации) - 239.
4. Создание и наполнение папки для проведения психологической экспертизы педагогической деятельности.
5. Пополнение папки для педагогов просветительскими мини-лекциями на темы:
Биологические особенности развития младших и старших подростков.
Развитие когнитивной сферы у ребенка.
Особенности аффективной сферы.
Особенности мотивационной сферы.
Стадии развития личности подростка.
Формирование «я-концепции» подростка.
Дисгармоничность характера.
Подросток и школа.
Подростковая агрессия.
Девиантное поведение.
6. Разработаны следующие компилятивные программы коррекционно - развивающих занятий:
Компилятивная программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся средней школы (5-7 классы), составленная на основе курса Селевко Г. В. «Самосовершенствование личности» (М.: Народное образование, 2009).Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся начальной школы «Я - школьник» («Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников» Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е. М. – Волгоград, 2009).
Программа групповых занятий по сказкотерапии для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Компилятивная программа для работы с обучающимися «группы риска», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Фарватер» (под ред Е. В. Емельяновой, СПб, 2010).
Компилятивная коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Буратино в Школе Радости».
7. Прошла курсы повышения квалификации, получила сертификаты по темам «Основы психологического консультирования» (теория, 70 часов) и «Практика психологического консультирования» (70 часов).
8. Конкурс научно-исследовательских работ учащихся (школьный уровень): представлена работа «Влияние компьютерных игр на некоторые особенности внимания младших подростков». Участник - Иванова П., 6 Б класс; результат – Диплом 2 степени ШНПКУ, 2014 год.
.
VI. ЭКСПРЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ течение учебного года экспертная деятельность велась по трем основным направлениям:
1. Экспертная деятельность по оценке интеллектуального и психического развития учащихся для определения оптимальной образовательной программы.
В рамках этого направления проводилась комплексная индивидуальная диагностика обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы, а также стойкие нарушения поведенческой и эмоционально-волевой сферы. По итогам работы подготовлено 12 психологических заключений для осмотра детей на ПМПК.
2. Экспертная оценка профессиональной деятельности аттестующихся педагогов и/или педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах:
1. Кулык О. А. – аттестация на высшую категорию.
2. Помазов Л. А. – аттестация на высшую категорию.
3. Байбак Т. Н. – аттестация на высшую категорию, ПНПО.
4. Агафонова С. А. – подготовка к аттестации на высшую категорию.
5. Гуменюк В. К. – подготовка к аттестации на высшую категорию.
6. Сердюкова Е. А.
Также была проведена групповая диагностика профессиональной направленности стиля педагогической деятельности (17 педагогов), уровня эмпатийности и стиля поведения в конфликтной ситуации (20 педагогов). По итогам исследования каждый педагог получил индивидуальные рекомендации и был ознакомлен со своими результатами.
3.Экспертная деятельность по оценке уровня интеллектуальной и психологической готовности дошкольников к школьному обучению – обследовано 28 детей дошкольного возраста, поступающих в 1-ый класс.
VII. РАБОТА ПО ЗАПРОСУ АДМИНИСТРАЦИИ
Разработана анкета «Классный час глазами учащихся» - зам по ВР Константинова Э. Н., декабрь, 2013.
Проверена внеурочная занятость обучающихся 5-6-ых классов – аналитическая справка, январь 2014.
Проверены дневники обучающихся 6 А, 6 Б классов – аналитическая справка, февраль 2014.
Анкетирование обучающихся и родителей (законных представителей) по теме «Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом школы, организацией школьного быта» - обработаны статистические данные, представлены статотчеты в администрацию школы и районный отдел образования, апрель 2014.
VIII. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблемы
Отсутствие отдельного кабинета психолога или кабинета, для проведения индивидуальных диагностических мероприятий, коррекционно-развивающих занятий и консультаций.
Слабая материально-техническая база: один ноутбук, который использует и психолог, и социальный педагог. Старая изношенная мебель (рабочие столы психолога и социального педагога).
Отсутствие какого-либо программного обеспечения, необходимого для оптимизации диагностической работы психолога, более эффективного и рационального использования рабочего времени в связи с большими объемами диагностик, которые обрабатываются вручную.
Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе.
Регулярность посещения занятий учащимися и слабый контроль со стороны отдельных педагогов посещаемости занятий у психолога.
Пути решения проблем:
Администрации ОУ изыскать материально-технические и программные средства для оснащения кабинета в соответствии с современными требованиями к кабинету психолога.
Для повышения квалификации, самообразования, выполнения методической работы предоставить в следующем учебном году методический день согласно Инструктивному письму Мин. образования России от 24.12.2001 № 29/1886 – 6 «Об использовании рабочего времени педагога психолога образовательного учреждения».
Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе через:
родительские собрания по запросу классного руководителя и администрации;
индивидуальные консультации;
организацию психологического клуба для родителей;
активную пропаганду психологических знаний посредством размещения материалов на сайте школы в разделе «СПС».
Ввести психологические занятия в штатное расписание. Это, во-первых, создаст более ответственное отношение к занятиям, во-вторых – даст возможность детям учиться конструктивному и позитивному общению и с взрослыми, и со своими сверстниками.
Повысить ответственность классных руководителей за посещаемость учащимися занятий психолога:
обязать классных руководителей присутствовать на занятиях с психологом, так как эти занятия проводятся во время классных часов.
повышать интерес учащихся к психологическим занятиям.
Резюме.
Таким образом, считаю, что всё, запланированное на 2013-2014 учебный год, было выполнено. Об эффективности работы психолога свидетельствует тот факт, что по результатам независимой экспертизы, проведенной районным отделом образования (анкетирование обучающихся по теме «Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом школы», апрель 2014) из 136 учащихся 5-11 классов удовлетворены психологическим климатом в классе 67%. Однако для более оперативного и эффективного решения проблем и запросов необходимо тесное взаимодействие и педагогов, и родителей и психолога. В связи с этим хотелось бы рекомендовать учителям-предметникам и классным руководителям следующее:
1. Классным руководителям – увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сплочение, бесконфликтное общение. Для этого необходимо использовать активные, тренинговые формы работы, а также привлекать родителей обучающихся к совместной работе с детьми.
2. Учителям-предметникам, работающим в 5-9-х классах, согласовывать свою работу с классными руководителями и родителями обучающихся.
3. Учителям-предметникам при организации учебного процесса учитывать особенности интеллектуального развития и уровень развития специальных способностей обучающихся, выявленных при исследовании.
4. Классным руководителям при организации воспитательного процесса учитывать как личностные особенности обучающихся, так и актуальные проблемы развития классного коллектива, и, исходя из этого, планировать тематику и формы воспитательных мероприятий.
5. Классным руководителям активнее рекомендовать родителям обращаться за консультацией к психологу при наличии проблем как в воспитании, обучении, так и межличностных, внутрисемейных отношениях.
6. В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков необходимо шире использовать возможности детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению ребят в социально значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции.


«_____»_______________2014
Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»_______________Иванова Е. М.
Директор МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»_______________Никитина В. С.