Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Что мы знаем о воздухе? »


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Д\с № 14 г. Кировска”
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Что мы знаем о воздухе? »
Подготовила
Воспитатель
Будылёва Татьяна Васильевна
Загрузка…

«Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Задачи:
- расширить представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется) ;- уточнить знание о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Проведение беседы «Воздух на Земле».
2. Разучивание двух дидактических игр: «Отвечай быстро», «Да – Нет».
3. Проведение занятия – экспериментирования «свойства воздуха».
4. Организация консультации для родителей «Занимательные эксперименты».
Оборудование: карточки с символами, обозначающими методы исследования; листочки в клеточку, ручки; мантия, шапка ученого; книги о нашей планете; сумка – холодильник; воздушные шарики; палка (60 см.) ; миска, пластиковая бутылка, кукла «Знайка»
Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом, перед ними стоят стол и планшет.
Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые?
Дети отвечают.
Тогда я открываю заседание ученого совета. (Выбирает помощника)
Помощник занимает место за столом.
Помощник символами будет зарисовывать всю добытую нами информацию. Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка. Слушайте внимательно:
Через нос проходить в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Исследователи, ваша задача – получить как можно больше новых сведений о воздухе, подготовить сообщение, т. е. небольшой доклад. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее.
На планшете выставлены методы исследования, изображенные символами:
- подумать самому;
- провести эксперимент;
- взять информацию из компьютера;
- посмотреть в книгах;
- спросить у другого человека.
Обратите внимание на эти методы. С чего мы начнем собирать материал?
Дети : Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе. Воздух не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха невозможна жизнь на Земле.
Помощник символами фиксирует высказывания.
Воспитатель : Следующий этап – эксперимент. Вы много вспомнили о воздухе, а хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? Давайте подойдем к столу.
Опыт 1. К палке длиной приблизительно 60 см с двух концов привязываются два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.
Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно?
Дети : Шары весят одинаково.
Воспитатель : А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Дети высказывают предложения.
Давайте проверим. (Протыкает один из шаров.)
Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.
Почему изменилось положение весов?
Дети : Шарик без воздуха стал более легким.
Воспитатель : Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?
Дети : Палка выровняется.
Воспитатель проверяет предположение детей на практике. Равновесие снова восстанавливается.
Воспитатель : Что же произошло?
Дети высказывают предположения.
Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.
Помощник символами фиксирует полученную информацию.
А вы знаете, какой воздух легче – теплый или холодный? Почему? Хотите узнать?
Опыт 2. На пустую, охлажденную пластиковую бутылку надевают воздушный шарик. Ставят бутылку в миску с горячей водой. Воздух нагревается, ему становится тесно и он устремляется вверх. Шарик надувается.
Видите, значит, можно сделать вывод: тёплый воздух легче, чем холодный.
Помощник символами фиксирует полученную информацию.
Где еще мы можем найти информацию о воздухе?
Дети : В компьютере.
Дети подходят к мультимедийному экрану и смотрят презентацию «Воздух можно услышать» в исполнении духовых инструментов – флейты, кларнета, трубы.
Проводится физминутка.
Воспитатель.
Руки подняли и покачали.
Дети качают поднятыми вверх руками.
Это деревья в лесу.
Плавно опускают руки вниз.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Трясут кистями рук.
Ветер сбивает росу.
Машут руками перед собой.
В стороны руки, плавно помашем –
Руки разводят в стороны.
Это к нам птицы летят.
Поворачивают туловище с раскинутыми в стороны руками.
Как они сядут, тоже покажем.
Приседают.
Крылья сложили назад.
Встают, прячут руки за спину.
Также мы можем посмотреть то, что нас интересует, в книгах. (Зачитывает отрывок.)
«Когда встречаются тёплый и холодный воздух, начинаются колебания. Так возникает ветер. Неправда, что от ветра одни только неприятности. Он уносит из города задымленный воздух, а на смену ему их полей и садов приходит чистый и свежий. Ветер переносит семена растений, разгоняет тучи и помогает летать воздушным змеям. У ветра такая сила, что он может делать самую разную работу. Например, крутить мельничные жернова и надувать паруса кораблей».
Куда сейчас мы отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться за помощью к другим людям. Много интересного знает человечек из «Солнечного города» Знайка. Может, спросим у него?
Знайка : (говорит воспитатель) Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары и даже извержения вулканов загрязняют его.
Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали общество охраны природы. В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.
Воспитатель : Сейчас я попрошу вас занять свои места.
Дети развешивают на планшете свои заметки – пиктограммы так, чтобы их видели все.
Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследование?
Дети расшифровывают пиктограммы. Если забыли обозначение, пиктограмма откладывается в сторону.
Много интересного мы узнали о воздухе. А как вы думаете, что самое главное мы узнали?
Дети. Воздух надо беречь. (Выбирают главные и второстепенные признаки изучаемого объекта.)
Воспитатель : Наступило время научного доклада.
Дети выбирают докладчика сами. Ребёнок надевает мантию и головной убор учёного. Опираясь на символы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.
Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?
Дети высказываются.
О чём или о ком еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях?
Дети отвечают.