Конспект урока по русскому языку на тему Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление.(3 класс)


Дата: 05.12.2012 г.
Класс: 3
Урок: русский язык
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление.
Цель: совершенствовать умение находить главные члены предложения.
Задачи:
1) отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника;
2) воспитание чувства товарищества, любви к русскому языку, к природе;
3) развивать речь учащихся, словестно-логическое мышление; развивать умение находить грамматическую основу предложения.
Оборудование: презентация, тренажер «Словарик», выставка рисунков учащихся, таблица «Главные члены предложения», тесты, аудиозапись песни «У тебя, у меня», карточки, оригами «Сова». Ход урока.
Организационный момент. Слайд 1.
Проверка рабочего места. Приветствие.
Минутка чистописания. - Начнём урок с красивого письма. Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки).
Слайд 2.
- Сегодня потренируемся в написании заглавной и строчной букв С с.
Актуализация темы и цели урока.
- Какие члены предложения вы знаете?
- Что относится к главным членам предложения?
- Что такое подлежащее?
- Как подчеркивается?
- Что такое сказуемое?
- Как подчеркивается?
- Что поясняют второстепенные члены предложения?
- Молодцы! Значит, какая тема нашего урока?
Словарная работа.
1)Слайд 3. Разгадайте ребус: фонарь.
2)Слайд 4. Филин старый, филин умный
На окне сидит, как царь.
Ночью тёмной и безлунной
Он зажёг друзьям фонарь. (А. Барто)
3)Как по-вашему пишется словарное слово фонарь? Назовите орфограммы.
(Безударная гласная о, не проверяемая ударением, - мы её запоминаем, мягкий знак показатель мягкости на конце слова). Слайд 5.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано: «Фонарь – осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света».
4) Слайд 6. Загадка:Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся …фонарь
- Какие виды фонарей вам известны?
(Уличный, ручной, маяк, на батарейках, электрический).
Слайды 7-8.
- Кроме того, есть уличные фонари, фонари в архитектуре, остекленная кабина самолёта, стеклянный просвет в крыше для пропуска света. Значит это слово многозначное.
4)Работа на тренажере «Словарик» (по 2 человека). Двое выполняют тесты и двое карточки.
5) 1 ученица у доски: - Составь предложение со словом фонарь. (Запись на доске). Н-р, Ночью на улице горит яркий фонарь.
- Найди основу предложения.
Работа по теме урока.
- Что в фонаре главное? (Свет, огонь)
- Недаром в народе говорят: «Неучёная голова – что фонарь без огня» (Т.е. бесполезная вещь)
- Во всём можно найти главное – основу. Рассмотрите выставку рисунков. Вы попытались сделать это в своих рисунках: мотор у автомобиля, фундамент у дома, Солнце во Вселенной, сердце у человека, корень у дерева, вожак в стае птиц.
- Почему слова фонарь горит называют основой предложения? (без них нет предложения).
- Главные члены предложения не случайно называют грамматической основой предложения: к ним присоединяются все второстепенные члены. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится всё в предложении.
Игра «Поймай основу».
- Что такое грамматическая основа предложения?
- В этих предложениях нужно записать в тетрадь только основу предложения. Итак, работаем.
Слайд 9.
Совы
Совы живут повсюду, за исключением Антарктиды.
Слайд 10.
Гнёзда они строят в старых дуплах.
Слайд 11.
Их глаза отлично видят в темноте.
Слайд 12.
Глаза смотрят у сов вперёд, как у человека.
Слайд 13.
Наверное, поэтому они с древнейших времён считались символом мудрости.
Слайд 14.
Совы охотятся ночью.
Слайд 15.
Самопроверка.
Слайд 16. Физкультминутка. Песня-танец «У тебя, у меня».
Работа по учебнику.
- Продолжим упражняться в нахождении грамматической основы предложения.
Слайд 17.
- Посмотрите на алгоритм. Как по-вашему, почему учебник предлагает такую очерёдность нахождения главных членов предложения?
- Мы прежде обращаем внимание на вещи, предметы. Потом мы уже определяем их свойства, признаки и действия. Отсюда вытекает, что самый главный член предложения – это обязательно подлежащее.
Слайд 18.
- Откройте учебники на странице 110. Найдите упражнение 5. Прочитайте задание. Выполняем самостоятельно в тетради. Взаимопроверка в паре.
- Валентина Васильевна Волина, автор книги «Весёлая грамматика», предлагает другую очерёдность нахождения главных членов предложения.
(Читает ученица:Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщи глагол,
Глагол в любом исполнении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркни его поскорей сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одной чертой
Вмиг подчеркнём без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Развитие речи. Слайды 19-25
Составление предложений. Нахождение грамматической основы. Устно.
Слайд 26. Домашнее задание.
Запишем в дневники: упр.6, с.110-111.
Слайд 27. Итог урока.
- Какова была тема урока?
- Что мы делали? Что понравилось?
Слайд 28.
Оценки.
- За хорошую работу на уроке я дарю вам, ребята фонарь. Это не просто фонарь, а птица- символ мудрости и знаний – сова. Пусть она принесёт вам удачу и много знаний!