Урок русского языка в классе Главные члены предложения. Подлежащее (технологическая карта).


Гонченко К.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 города Серпухова.
Урок русского языка. 5 класс.
«Главные члены предложения. Подлежащее».
1.Приветствие детей. Ход урока
2.Актуализация знаний.
Составление предложения. - Ребята, прочитайте записанные на доске слова:
Чудеса, с, язык, можно, русский, творить.
- Сформулируйте задание (составить предложение автора К.Паустовского).

Работа с терминами. - Прочитайте слова на экране:
Лексикология -1
Этимология - 2
Морфология - 3
Лингвистика - 4
Синтаксис - 5
Фразеологизм - 6
Орфография - 7
-Найдите лишнее слово, объясните свой выбор (фразеологизм).
-Скажите, какое из приведенных понятий является общим для всех остальных? (лингвистика)
- Знания какого раздела лингвистики понадобились, чтобы составить предложение? (Синтаксис – запись в тетрадь).
Проверка, работа по развитию речи -Давайте проверим получившееся предложение: «С русским языком можно творить чудеса».
-Докажите, что это предложение (слова связаны по смыслу и грамматически, есть грамматическая основа, интонация завершенности).
-Дайте характеристику этому предложению: по цели высказывания …, по интонации …
-Найдите грамматическую основу (можно творить, подлежащего нет и не может быть, оно не подразумевается, лица нет, безличное предложение).
** Работа по развитию речи
-Как вы понимаете выражение можно творить чудеса?
-Подберите однокоренные слова к слову творить (творчество, творец).
-Подберите синоним к слову творить (создавать).
- Знакомо ли вам сочетание слов творить чудеса?
-Как по-другому называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
-Вот еще несколько фразеологизмов со словом творить:
Творить историю (влиять на изменения жизни)
Творить добро (делать добрые дела)
Творить молитву (молиться)
Творить кумира (восхищаться кем-либо)
Творить чудеса (создавать необыкновенное)
-Какой единицей синтаксиса являются записанные фразеологизмы? (словосочетанием)
-Посмотрите на главное слово в этих словосочетаниях и скажите, как называются такие словосочетания? (глагольные)
Блиц-опрос «Да-нет»
Наименьшая единица синтаксиса – словосочетание (да)
Наибольшая единица синтаксиса – предложение (нет)
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, восклицательные, побудительные (нет)
По интонации предложения бывают восклицательные и вопросительные (нет)
Анализ сочетаний слов (на экране).
- На какие две группы можно разделить данные конструкции? (словосочетания и не словосочетания)
-Проанализируем каждое по плану: тип связи слов, смысловая связь, грамматическая.
На обычной доске:
непослушный ветер (эпитет)
Именное словосочетание, связь подчинительная
поднимает над полем
Глагольное словосочетание, связь подчинительная
разгулялся и поднимает
Не словосочетание, связь сочинительная
поднимает пыль
Глагольное словосочетание. связь подчинительная
цветочную пыль
Именное словосочетание, связь подчинительная
Ветер разгулялся (олицетворение)
Грамматическая основа, связь взаимная
ветер поднимает Составление предложения. -Составьте предложение, запишите его: «Непослушный ветер разгулялся и поднимает над полем цветочную пыль».
-Докажите, что это предложение.
-Какое оно по цели высказывания? По интонации?
Закончите фразу. -Закончите фразу: «Дом обычно ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение строится на …..» (грамматической основе).
- Итак, о чем пойдёт наш дальнейший разговор? (о грамматической основе).
3.Целеполагание
(опорные слова на доске)
Повторить все, что …
Расширить знания о …. и …
Установить, какими …
4.Лингвистическое исследование.
-Подлежащее или сказуемое чаще всего употребляется первым? (подлежащее)
-Стоит отметить, что с русским языком можно творить чудеса, художники слова прекрасно с этим справляются:
«Разгулялся ветер и поднимает над полем цветочную пыль» (нарушение принятого порядка слов усиливает значение олицетворения разгулялся).
- Раз подлежащее все-таки чаще употребляется первым, начнем лингвистическое исследование с него.
- Что мы знаем о подлежащем? (главный член предложения, отвечает на вопрос кто? что?, называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает признаком, выражено существительным или местоимением).
-Как вы думаете, где можно найти материал о том, что такое подлежащее? (в учебнике, с.76).
-Давайте проверим эту информацию на примере текста по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Голый король». Приложение №1.
- Кто читал эту сказку? Перед вами краткий пересказ сказки.
-Прочитайте.
-Посмотрите внимательно на рабочие листы и скажите, что нужно сделать?
Работа над орфограммами.
Анализ предложений, нахождение грамматических основ, нахождение способов выражения подлежащего (запись наблюдений в таблицу).
Обобщение. Заполнение оценочных листов. Приложение №3.
Домашнее задание Упр. из учебника (базовый уровень) + Приложение №2 (повышенный уровень сложности).
Приложение №1.
Голый король
(по мотивам сказки Г.Х.Андерсена)
Предложение Способы выражения подлежащего
Жил-был король.
Образец: сущ. в И.п.
Он очень любил нар…(1)жат…(2)ся.
Два обманщика, прикинувшись зам…(3)чательными портными, об…(4)щали ему сшить платье, которое увид…(5)т лишь умнейшие.
Но сначала нужно было и…(6)готовить т…(7)нчайшую, др…(8)г..(9)ценнейшую* ткань.
Шелк и зол…(10)то, полученные мастерами, были припрятаны в карманы.
Министры по про…(11)ьбе короля сл…(12)дили за работой.
Один посм…(13)трел - ничего не увидел.
Другой во…(14)кликнул: «Какой узор! Какие краски!»
Хитрые сановники вслед восх…(15)щались* прекрасной мантией.
«Да ведь король-то голый!» - закр…(16)чал какой-то мальчик.
Этимологическая справка
*Сравни однокоренные слова драгоценный и дорогой. В словах историческое чередование ра // оро. Известны такие исторические чередования: РА//ОРО, ЛА//ОЛО, РЕ//ЕРЕ, ЛЕ//ОЛО. Например:
глава
град брег
млеко голова
город
берег
молоко
**Слово восхищаться пришло из праславянского языка. «Хищать» - хватать, вырывать, увлекаться. Подчеркните этимологически родственные слова: похитить, хищник, хищение, восхитительный, защитник, захватить, хватка.Интересные задачи
№1. В предложении «Платье сшили проходимцы» найдите подлежащее и аргументируйте свой выбор. Где может стоять подлежащее?
№2.Можно ли в предложение «И королю стало жутко» ввести подлежащее?
№3. Перестройте предложение «А горожанам было смешно» так, чтобы в нем появилось подлежащее.
№4.Задание на «5». Сколько в данном предложении подлежащих?
Все стали шёпотом передавать слова, которые были сказаны мальчиком.
№5. Как отличить подлежащее от сказуемого? Найдите в данном предложении существительные в именительном падеже. Какими членами предложения они являются?
Г.Х.Андерсен - великий сказочник из Дании.
Приложение №2.
Исторические чередования ЛА//ОЛО, РА//ОРО, РЕ//ЕРЕ, ЛЕ//ОЛО
Старославянизмы Русизмы
глава
град брег
млеко голова
город
берег
молоко
Ещё в начале XIX века старославянизмы часто встречались в художественной речи.
Найдите в строчках А.С. Пушкина старославянизмы и русизмы и составьте 10 пар слов:
Предложения для наблюдения. Старославянизмы Русизмы
1. Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия. Образец: град 2. Вот въезжает в город он,Вдруг раздался лёгкий звон. Образец: город
3. Пред гробницею святойСтою с поникшею главой. 4. К плечу головушкой склонилась. 5. Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле. 6. В поле чистом серебритсяСнег волнистый и рябой. 7. Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье. 8. Домового ли хоронят,Ведьму ль замуж выдают? 9. Онегин, добрый мой приятель,Родился на брегах Невы. 10. Балда, с попом напрасно не споря,Пошёл, сел у берега моря. 11. Здравствуй,Племя младое, незнакомое! 12. В то время из гостей домойПришёл Евгений молодой… 13. Гм! Гм! Читатель благородный,     Здорова ль ваша вся родня? 14. Что смолкнул веселия глас? 15. О, если б голос мойУмел сердца тревожить! 16. Вкруг её стоит грозная стража,На плечах топорики держат. 17. Петушок мой золотойБудет верный сторож твой. 18. У лукоморья дуб зелёный,Златая цепь на дубе том. 19. Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса. Приложение №3.
Оценим себя
Что мне было известно по этой теме? Что нового я узнал? Оценка