Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме: Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое


Тема урока Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
Цель: Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.
Задачи урока Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения.
Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями этого языка.
Планируемый результат обучения Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основная мысль урока Умение составлять и правильно оформлять предложения сделает детей грамотными и образованными.
Основные понятия Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, информатика.
Форма проведения урок с применением активных методов обучения
Ресурсы: Основные:
Учебник «Русский язык« 3 класс; рабочие печатные тетради, сборник тестов и тестовых упражнений
Дополнительные: 
компьютер, проектор, презентация к уроку; 
Этапы
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Планируемые результаты
предметные метапредметныеОргмомент«Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький)
-Как вы понимаете эти слова?
-А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно?
-Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте стать сильнее в знаниях!
-Прежде чем начать изучение новой темы, мне хочется, чтобы вы записали свои ожидания от урока на листочках к нашему дереву, а свои опасения от урока на снежинках. А в конце урока вы скажете: совпали ли ваши ожидания с уроком, а опасения вы можете снять с доски. Дети объясняют значение этой фразы.
Да, хотим.
Дети записывают свои ожидания на листочках и приклеивают на доску. Умение оформлять свои мысли письменно. Личностные УУД.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Словарная работа -Итак, прозвенел давно звонок, начинаем наш урок. На партах у вас листы самоанализа урока, которые мы будем заполнять в течение урока.
-Прочитайте слова, записанные на доске и запишите в тетрадь пропущенные гласные:
*лмаз, в*сна, д*лг*жданная, п*лёт, н*ступила, ж*лтый, м*чта, тв*рить, д*льфин.
-Кто ни разу не ошибся? Молодцы!
-В карте отметьте как вы работали. Дети записывают пропущенные буквы: а, е, о,о,о,а,ё,е,о.
Дети поднимают руки Умение подбирать проверочные слова к безударным гласным
Умение писать словарные слова без ошибок. Регулятивные УУД
Осуществлять личностную рефлексию
-Используя эти все слова, составьте предложение по нашей картине.
-Докажите, что это предложение.
-Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации.
Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами предложения.
-Прочитайте предложение без первого слова?
-Прочитайте предложение без второго слова?
-Прочитайте предложение без третьего слова?
-Без каких слов нельзя обойтись?
-Какую роль они будут играть в предложении?
-О чём говорится в этом предложении? Этоподлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Какой частью речи является подлежащее? Что говорится о зиме? Этосказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Называем подлежащее и сказуемое вместе – это грамматическая основа предложения.
-Что мы сейчас с вами сделали? Наступила долгожданная весна.
Дети составляют предложение и записывают его на доску.
Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку.
Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное.
Долгожданная весна.
Наступила весна.
Наступила долгожданная.
Наступила весна.
Главную роль.
О весне. Подлежащее.
Весна (что сделала?)
Зима наступила.
Разобрали предложение по членам предложения. Умение правильно оформлять предложение на письме, доказывать, что это предложение.
Умение давать характеристику предложению. Познавательные УУД.
На основе анализа объектов делать выводы.
-Для этой картины, которую нам нарисовала Гордеева М.мы подобрали стихи.
-Скажите, рад ли автор стихотворение, автор картины приходу весны?
-Давайте мы с вами составим предложение о том, что и мы тоже радуемся приходу тепла, весны.
-Найдите грамматическую основу предложения.
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
-Молодцы! Сейчас отметьте в своих картах, как вы выполняли это задание. Мы радуемся приходу зиму.
Дети находят грамматическую основу предложения.
Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. Сказуемое м.б. выражено глаголом. Умение выразительно читать стихи.
Умение находить грамматическую основу предложения.
Умение правильно определять части речи. Познавательные УУД.
Выявлять особенности объектов.
Регулятивные УУД
Осуществлять личностную рефлексию.
Составление кластера. -Мы сейчас с вами выполнили небольшую практическую работу, а чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер. Листочки, на которых будем заполнять кластер желтого цвета. Работать будете вдвоём.
-Если затрудняетесь, то откройте учебники на с146.
-Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть.
- Расскажите всё о подлежащем.
- Расскажите всё о сказуемом.
-А теперь скажите, у кого из вас работа совпала с образцом. Молодцы! Отметьте в своих карточках.
-Что оказалось более трудным? Дети заполняют кластер.
Дети рассказывают о подлежащем.
Дети рассказывают о сказуемом.
Дети, проанализировав свою работу, отмечают, как они работали.
Дети отвечают. Умение формулировать правило опираясь на проведённую работу. Познавательные УУД
Представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
Осуществлять личностную рефлексию
Физкультминутка. Упражнения для глаз. А сейчас работаем по вариантам. Я вам раздаю листочки, на которых две группы слов. Ваша задача соотнести слова из двух групп. Первый ученик сделал, передаёт второму, второй третьему. Работаем в одной карточке.
Солнце                 Ветер                светит
 Снежок             дует
            падает
Иней искрится Познавательные УУД
Обобщать и классифицировать по признакам.
-Давайте прочитаем, что же у вас получилось. Можно сказать, что вы составили предложения? Докажите.
- Сейчас, из моих словосочетаний выберите те, которые можно назвать предложением. Запишите их себе в тетрадь, правильно оформите предложение на письме.
-Выделите грамматическую основу.
Проверьте написанное. Проанализируйте свою работу. Дети зачитывают предложения.
Мы составляли предложения. Есть смысл, слова связаны между собой.
Это грамматическая основа предложения.
Слова не связаны по смыслу.
Дети выбирают предложения и записывают их себе в тетрадь
Дети проверяют свою работу по слайду.
Оценивают себя в картах самооценки. Умение правильно соотносить слова. Регулятивные УУД
Осуществлять личностную рефлексию.
Закрепление изученного-Мы с вами много говорим о грамматической основе предложения. Предлагаю сейчас составить алгоритм её нахождения. Работаем на компьютерах. Выберите на рабочем столе слово алгоритм, откройте этот документ.
-Прочитайте полученный алгоритм.
-Составьте предложение по нашей картине, чтобы подлежащее отвечало на вопрос кто?
-Выделите в предложении грамматическую основу.
-Проанализируйте свою работу. Дети составляюталгоритм.
-Прочитай предложение
-О ком или о чём говорится в предложении?
-Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее
-Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено?
-Найди, что говорится о подлежащем.
-Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое.
-Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено?
Прочитай грамматическую основу.
Птицы звонко щебечут на деревьях. Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. Познавательные УУД
Представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тестирование -Сейчас откройте компьютеры и выполните тест по данной теме, компьютер сразу поставит вам отметку по новой теме. Дети на компьютере выполняют тест. Умение работать на компьютере. Рефлексия -О чём же мы говорили на уроке?
-Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?
А теперь скажите что с вашими опасениями, их можно убрать? Давайте их уберём.
-А ожидания от урока совпали?
-Покажите мне свои карты самооценки. Стали ли вы сильнее в своих знаниях?
-Я рада, что там много светлого, белого и синего цвета. Это цвет наступающего праздника.
Так хочется, чтобы он наконец-то наступил и подарил нам яркие,хорошие деньки. А чтобы это произошли ещё быстрее.
-Д/З Запишите ещё несколько предложений о зиме, о зимних забавах . Спасибо за урок! Эти слова составляют предложение, выражают законченную мысль.
Да
Да.
Да. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Осуществлять личностную рефлексию.


Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Дата 12. 12. 20145г
Класс 3
Тема : « Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»
Тип урока Изучение нового материала.
Форма проведения Игра. Урок с применением активных методов обучения.
Учитель Обрезкова И. Г.