Конспект урока русского языка на тему Главные члены предложения. Подлежащее (5 класс)


Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Козлова Екатерина Вениаминовна
2. Класс: 5 «Б». Предмет:   русский язык  
3. Тема урока:  "Главные члены предложения. Подлежащее»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
познакомить учащихся с новым для них способом выражения подлежащего – сочетанием слов; продолжить комплексное повторение орфографии и пунктуации; развивать умение находить в предложении грамматическую основу, определять вид предложения по количеству главных членов; развивать навыки монологической и диалогической речи учащихся; воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Содержание учебного материала Методы и приемы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
Органи-зацион-ный 1 – – Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Лингвистическая разминка 7 На доске высвечивается отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню большой,
весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи,
тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок,
запах меда и осенней свежести. Наблюдение, работа с текстом, анализ художественных средств выразительности. Создает эмоциональный настрой на работу, Дает задание на поиск в тексте особенностей изображения картины осенней природы, предлагает самостоятельно выбрать и выполнить задание к тексту, восполняя пробелы в изученном ранее материале. Читают текст, отвечают на вопросы учителя, анализируют средства художественной выразительности, выполняют задания по выбору: находят и объясняют изученные орфограммы и пунктограммы, подчеркивают грамматические основы в предложениях; выписывают словосочетания и делают их разбор. целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные,
Актуализация прежних знаний 5 На слайде высвечивается ряд предложений:
1.Веселые отблески огня играли на стекле.
2.Они вывели бычка на улицу.
3.Туман над рекой.
4.Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
5.Дед бережно вынул из кармана письмо.
6.На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
Из данных предложений выпишите слова, которые выступают в роли подлежащего. Какой частью речи они выражены? Наблюдение, самостоятельная работа с последующей проверкой Контролирует выполнение задания, организует коллективную проверку результатов, систематизирует прежние знания учащихся о том, что подлежащее может быть выражено существительным и местоимением. Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, высказывают своё мнение, делают вывод о способах выражения подлежащего. регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение.
Постановка темы и цели урока 2 - - Учитель предлагает учениками самостоятельно определить тему и цель урока, опираясь на предыдущее задание. Ученики записывают тему урока «Подлежащее» и определяют основную цель: расширить знания о способах выражения подлежащего. формулирование познавательной цели;
Освоение нового материала 7 На доске высвечивается схема с уже известными способами выражения подлежащего, в которой имеются пустые лакуны.
- Прочитайте материал на стр.66 учебника и заполните пустые места новым материалом. Работа с учебником, самостоятельная работа Организует поисковую работу обучающихся, организует самостоятельную работу с учебником. Находят в учебнике нужную информацию, оформляют полученные знания в виде опорной схемы. Регулятивные: планирование, познавательные: моделирование; построение логической цепи рассуждений;
Первичное закрепление материала 7 На слайде небольшой текст.
Два листа держались почти около земли. Три стебля росли прямо вверх и поддерживали по листу. Ещё один стебель держал два белых цветка. Всё вместе радовало глаз стройностью и разумностью.
(По В.Солоухину)
Выпишите из текста грамматические основы (при затруднении используйте схему). Обсудите в парах, чем еще может быть выражено подлежащее.
На доске появляется эталон для проверки
Два листа держались.
Три стебля росли и поддерживали.
Один стебель держал.
Всё вместе радовало.
Наблюдение, работа с текстом. Организует самостоятельную работу учащихся с последующей проверкой по эталону, организует обсуждение в парах выводов по заданию, проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
Читают текст, в парах делают вывод о новых способах выражения подлежащего в тексте. Регулятивные: планирование; познавательные: построение логической цепи рассуждений; коммуникативные-сотрудничество в поиске и выборе информации.
Самопроверка 7 На слайде вы видите предложения. В правую колонку выпишите предложения, в которых подлежащее выражено одним словом, в левую – предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
1.Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С. Маршак) 2. Но кто там в колодце так громко смеётся? (Д. Чиарди) 3. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков) 4. Три часа у проруби три вороны пробыли. (В. Фетисов) 5. Я увидел на стекле три капли дождя.
Самостоятельная работа Организует:
- самостоятельную работу учащихся;
- самооценку результатов. Самостоятельно выполняет задание, проверяет выполненную работу по эталону, самостоятельно оценивает свой результат. Регулятивные: планирование, познавательные: построение логической цепи рассуждений;
Рефлексия 6 На доске высвечивается тест для самостоятельного выполнения:
1. Укажите неверные утверждения.1)    Подлежащее — главный член предложения.2)    Подлежащее — член предложения, грамматически зависимый от сказуемого.3)    Подлежащее может быть выражено только одним словом.4)    Подлежащее может быть выражено любой частью речи.5)    Подлежащее может быть выражено словосочетанием.
2.Укажите номера предложений, в которых подлежащее найдено ВЕРНО.
1)Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
2)Два мальчика сладко сопели на печи.
3)Багровели листья кленов.
4)Снова она осталась в одиночестве.
5)Девочки видели вдалеке прозрачные озёра.
3.Укажите номера предложений, в которых подлежащее найдено НЕВЕРНО.
1)И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
2)Выходят семь богатырей.
3)Один из вас должен остаться дома.
4)Трое подростков шли по солнечной аллее.
5)Дед всегда выходил на крыльцо утром.
На доске вывешиваются правильные ответы:
3,4;
1,4;
1,3
- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки. Самостоятельная работа Организует самостоятельную работу учащихся, проверку работ в парах. Учащиеся выполняют задания, определяя уровень усвоения нового материала. Регулятивные: планирование; познавательные: построение логической цепи рассуждений; коммуникативные-сотрудничество в поиске и выборе информации.
Подведение итогов 3 На доске цели урока, домашнее задание: Найти 5-6 предложений с подлежащим, выраженным нетрадиционным способом.
Контроль Задает вопросы о целях урока, спрашивает, удалось ли достигнуть поставленной цели, объясняет домашнее задание. Проговаривают новые знания, полученные на уроке, высказывают свои впечатления от урока, записывают домашнее задание. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: самообразование.
 
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
7. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.