Конспект урока русского языка для 3 класса Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41
603070, г. Нижний Новгород, ул. С.Есенина, дом 11А
телефон/факс: (831) 243-60-44

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Проект урока русского языка
Возраст учащихся: начальная школа (3 класс)
УМК «Планета знаний»
Учебник: Русский язык Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
Тип: повторение
Вид: комбинированный






Автор-разработчик:
Коровникова Любовь Александровна,
учитель начальных классов первой категории,
МБОУ СОШ № 41


Нижний Новгород
2014 год
Пояснительная записка
Цель урока: развивать умение находить грамматическую основу в предложении.
Задачи:
Развитие умения находить главные члены предложения.
Развитие умения производить разбор простого предложения.
Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложения).
Формирование умения осознавать предложения как средства для выражения мыслей и чувств.
Формирование умения учитывать другие мнения в совместной работе.
Формирование умения договариваться, приходить к общему решению, работая в паре.
Формирование умения адекватно оценивать правильность своих учебных действий.
Формирование положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своей страны.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств.

ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать простые предложения;
применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса).
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
составлять устный рассказ на определенную тему;
корректировать предложения с нарушениями логики изложения, речевыми недочетами;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые и орфографические ошибки на изученные правила.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (сообщение);
находить, анализировать, сравнивать предложения;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
владеть общим способом проверки орфограмм;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, разноуровневые карточки на цветных снежинках, фольга для лепки снежков (для самооценки).
План урока:
I. Мотивационно - ориентированные этап
Организационный момент (1-2 мин)
Минутка чистописания (2 мин)
Актуализация знаний (8-10 мин)
I I. Деятельностный этап
Постановка проблемного вопроса (целеполагание) (1-2 мин)
Первичное закрепление (8-10 мин)
Физкультминутка (1-2 мин)
Повторение, закрепление (5-6 мин)
Самостоятельная работа (6-8 мин)
I I I. Оценочно рефлексивный этап
Рефлексия (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Самооценка (1 мин)
Итог урока (1-2 мин)


Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД



Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникатив ные УУД
Личностные УУД

Организационный момент(1-2)
-Здравствуйте, ребята! Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Тихо сели, спинки прямо. Открываем тетради, записываем число и «Классная работа».



Дети записывают по образцу.

Формирование способности организации своей деятельности



Развитие доброжелательности. Готовность к сотрудничеству

2. Минутка чистописания (2 м)
-Ребята, я сейчас вам прочитаю четверостишие. Ваша задача: вставить недостающее слово.
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Дом в снегу. Белы дома.
Значит, к нам пришла

-Молодцы! Сейчас время года - зима! К нам с улицы залетела снежинка.
Слайд 1: изображение снежинки
-Ребята, подумайте, какая буква напоминает снежинку?
-Давайте все вместе аккуратно и красиво напишем возможные сочетания буквы ж с гласными буквами.
жа же жё жи жо жу
-Найдите и подчеркните известную вам орфограмму.

Дети внимательно слушают, высказывают свое мнение.
- Недостающее слово - зима.




-Буква Ж.
Дети называют и записывают сочетания букв вместе с учителем
-Жи пиши с буквой и.










Умение каллиграфичес-ки правильно писать буквы и их соединения.
Умение осуществлять действие по образцу.
Умение оценивать результаты своей работы.


Умение по перечисленным признакам узнавать время года.





Знание сочетаний буквы «ж» с различными гласными


Контроль процесса и результатов деятельности.



Умение слушать.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать высказывания других.



Умение воспринимать речь учителя.

Развитие учебной мотивации.



Формирование эстетического чувства.


3. Актуализация знаний. (8-10 м)
а) Составление словосочетаний
- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к слову «снежинка».
Ваша задача - записать по образцу получившиеся словосочетания в столбик. Орфограммы, которые вам встретятся, обозначьте графически. Выполняем, столько, сколько успеете.
Слайд 2: снжинка (какая?)
Пошаговая помощь.
б) Проверка.
-Какие словосочетания у вас получились? Называем орфограммы, которые вам встретились.
в) Составление предложения
- Выберите одно понравившееся словосочетание и устно составьте с ним предложение.
-Какие предложения вы составили?
-Какое предложение понравилось вам больше?
-Запишите это предложение в тетрадь.
-Почему это предложение?
г) Кластер
-Предложение-это средство языка и речи.
-Ребята, давайте обобщим: по каким признакам можно определить, что данное высказывание является предложением? Составим кластер.









 
Дети предлагают различные варианты: пушистая, воздушная, лёгкая, чудесная, мягкая, холодная.

Дети выполняют задание самостоятельно.

-Снежинка (какая?) воздушная, снежинка (какая?) пушистая, снежинка (какая?) лёгкая, снежинка (какая?) чудесная, снежинка (какая?) мягкая, снежинка (какая?) холодная.
Дети устно составляют предложения.
Холодная снежинка коснулась моей руки.
-Лёгкая снежинка упала на землю.
-Пушистая снежинка кружилась в воздухе.
-Выражает законченную мысль.




Составление кластера.





Умение осуществлять действие по образцу.










Умение правильно оформлять предложение.






Умение искать пути решения проблемы.
Умение высказывать предположение на основе наблюдений.
Умение осуществлять пошаговый контроль.


Умение составлять словосочетания, умения решать орфографичес-кие задачи.
Формирование умения выделять орфограмму, определять её место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме Контроль процесса и результатов деятельности.










Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение обобщать, систематизиро-вать учебный материал, структурировать знания.


Умение высказывать предположение на основе наблюдений.
Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Умение участвовать в обсуждении содержания данных предложений.













Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.






Умение адекватно реагировать на трудности.

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.












Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

4. Постановка проблемного вопроса (целеполагание) (1-2мин)
-Как вы думаете, без какого компонента не получится предложение?
-Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока?
Слайд 3: Тема урока: «Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения»

-Без главных членов предложения.

-Главные члены предложения.


Способность сохранять задачи и следовать им в учебной деятельности



Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную тему урока.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


5. Первичное закрепление (8-10)
-Как вы думаете, почему главные члены предложения - подлежащее и сказуемое -так называются?
а) Сообщение
-Учащийся подготовил нам сообщение. Внимательно послушайте его и ответьте на наш вопрос.
Слайд 4: портрет М.В. Ломоносова
? Почему главные члены предложения- подлежащее и сказуемое - так называются?







-Кто ответит на наш вопрос: почему главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - так называются?
б) Работа по вариантам
-На слайде вы видите набор слов, работаем по вариантам.
Слайд 5: 1 в. быстро, с, съехала, на, горы, лыжах
2 в. весело, мальчики, снежки, в
-Ваша задача: из данных слов составить предложение.
-Почему у нас не получается из этих слов составить предложение?
-Какого члена предложения не хватает в 1 варианте?
-Какого члена предложения не хватает во 2 варианте?
-Какими словами можно дополнить записи, чтобы получились предложения?
-Подумайте, подлежащее может быть выражено только именем существительным?


-А сказуемое может быть выражено только глаголом?
-Запишите получившиеся предложения в тетрадь, выделите главные члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.
в) Взаимопроверка
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если всё правильно, поставьте «+», если найдёте ошибки, исправьте их.
-Без них не существовало бы предложение.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 300 лет назад в рыбацкой деревушке на Севере России. С детства у него была непреодолимая страсть – книги. Он рано выучился грамоте и прочёл все книги, которые только мог достать в своей глухой деревне. У Михаила была мечта: отправиться в Москву учиться. Он добился своего. Сегодня трудно назвать область науки, техники, искусства, где не упоминалось бы имя выдающегося учёного. Он занимался химией и физикой, геологией и географией, историей и механикой, слагал стихи, создавал мозаики. Приложил немало сил и энергии для открытия в Москве первого университета.
М. В. Ломоносов дал этим членам предложения название. Подлежащее - значит «лежащее в основе предложения», сказуемое - содержит информацию о подлежащем (сказано о подлежащем)
- Подлежащее - «лежащее в основе предложения», сказуемое - содержит информацию о подлежащем.

Пытаются составить предложения. Приходят к выводу, что это невозможно.


-Не хватает главного члена предложения.

-1 в: не хватает подлежащего.
-2 в: не хватает сказуемого.
-1 в: мама, девочка, подружка, Катя.
-2 в: играли
-Нет. Ещё может быть выражено местоимением, например, она, словосочетанием, например, подружка Катя.

-Составным сказуемым: любили играть

Дети работают в тетрадях самостоятельно




















Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью.













Умение анализировать собственную работу и работу товарища








Поиск и выделение необходимой информации, извлечение.






Анализ объекта с целью выделения признаков, подведение под понятия.


Выдвижение гипотез и их обоснование.


Умение слушать и развивать речь

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.






Умение слушать и слышать информацию.



















Умение аргументиро-вать свою точку зрения.

Умение участвовать в обсуждении


Гордость за великого соотечественника.
Формирование чувства сопричастности к истории своей Родины.











Развитие познаватель-ных интересов учебных мотивов.
























Умение осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию
Развитие мотива, реализующего потребность в социально-оцениваемой деятельности.

6. Физкультминутка(1-2 мин)
Слайд 6: зимний лес, звучит музыка
А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье,
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Погляди-ка потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ.
Двери комнат открываем
Справа - хлоп, слева - хлоп.
Ну, а в доме нас встречает
и она сама.
Ты хозяйке поклонись-ка
-Здравствуй, Зима!

Дети повторяют движения за учителем.




Формирование установки на здоровый образ жизни.

7. Повторение, закрепление(5-6м)
а) Работа в паре.
-Следующее задание мы будем выполнять в паре. Давайте вспомним правила работы в паре. Как покажем готовность пары?
-Дана основа предложения. Ваша задача: составить и записать распространенное предложение. Будьте внимательны: у каждого ряда свое задание.
Слайд 7: 1 ряд Освещает солнце.
2 ряд Лежат шапки.
3 ряд Ветки пригнулись.
б) Проверка
-Проверим, какие предложения у вас получились?
в) Беседа
-Сравните предложения, которые были, с теми, что у вас получились.
-Чем предложения похожи и чем отличаются?

-Какие предложения вам больше понравились?
-Почему?

-Какой можно сделать вывод?



-Уметь договариваться и слушать друг друга, не перебивая.
Дети показывают готовность пары.


Составляют и записывают предложения.

Дети читают получившееся предложение.
Дети сравнивают.
-Похожи грамматической основой.
-Отличаются наличием второстепенных членов.
-Распространенные.
-Они более яркие, выразительные, интересные.
-Распространенные предложения делают нашу речь выразительной.





Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Умение осуществлять самоконтроль

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассника-ми.





Умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы в паре.





Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Умение договариваться о совместной деятельности, работать в паре.
Умение задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Участвовать в обсуждении содержания данных предложений.

Умение аргументировать свою точку зрения.

Учет разных мнений и учет собственного.
Формирование основных моральных норм: доброжелатель-ности, доверия и вниматель-ности друг к другу.
Готовность к сотрудничествуоказание помощи тем, кто в ней нуждается.



8. Самостоятельная работа(6-8м)
а) Дифференцированная работа
-У каждого на парте лежат снежинки разного цвета: синие, белые, голубые. На них – задания. Прочитайте задание. Ккакова ваша задача?
Пошаговая помощь.
1 группа-синие
-Придумать предложение по схеме.




2 группа-белые
-Выполнить в тетради на печатной основе упр. 7 на стр. 13

3 группа-голубые.
Синквейн на тему «Зима»
1. 1 существительное
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Составить предложение, отражающее своё отношение к зиме.

б) Проверка
Слайд 7: дан образец правильно выполненного задания
-2 группа посмотрите на слайд. Сверьте с образцом. Если правильно-поставьте «+», если нет-исправьте ошибки.
-1 и 3 группы проверяем. Какие предложения у вас получились?






Дети работают самостоятельно. Кому трудно, обращаются за помощью к учителю.











2 группа – самопроверка.

1 группа и 3 группа (фронтальная проверка)

Умение планировать свою деятельность.



Формирование умения действовать по плану и планировать свою деятельность.


Формирование умения действовать по плану и планировать свою деятельность.







Преобразование модели

Умение ориентировать-ся в своей системе знаний.
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.




Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.



















Формирование адекватной позитивной самооценки.
Формирование мотива достижения.

9. Рефлексия (2 м)
-Ребята, вы все молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
-Как полученные знания на уроке пригодятся вам в жизни?
-Какое задание вы придумаете для своего друга?




Умение давать оценку своей деятельности и состоянию на уроке.



Умение слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.


10. Домашнее задание (1 м)
-Я предлагаю вам дома составить небольшой рассказ на тему «Зима», подчеркнуть главные члены предложения.


Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Демонстриро-вать самостоятель-ность и личную ответствен-ность за свои поступки

11. Самооценка (1 м)
-У вас на парте лежит фольга. Слепите из неё снежки. Положите 3 снежка на край стола те, кому было легко и кто помогал другим; 2 снежка-кто быстро находил главные члены предложения; 1 снежок – кто испытывал затруднения при нахождении главных членов предложения.


Лепят из фольги «снежки» и кладут на парту нужное количество.



Формирование адекватной позиции осознанной оценки и самопринятия.

11. Итог урока (1-2 м)
-Наш урок подошёл к концу.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Почему главные члены предложения назвали «подлежащее» и «сказуемое»?

-Спасибо за урок.

-Главные члены предложения.
- Подлежащее - «лежащее в основе предложения», сказуемое - содержит информацию о подлежащем.


Развитие коммуникатив-но-речевых действий.
Формирование мотива, реализация потребности в социально-оценивающей деятельности.


выражает законченную мысль

связь слов

интонация конца предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

второстепенные члены предложения

главные члены предложения

оканчивается знаками препинания
. ? !

содержит сообщение, вопрос или просьбу

Что делает?

Что?

или

Кто?

Какой?

Где?



Рисунок 1 Заголовок 115