Конспект урока Технологии 5 класс на тему: Составление меню завтрака. Сервировка стола

Класс: 5
Раздел: Кулинария
Тема: «Составление меню завтрака. Сервировка стола» (2 часа)
Цель урока: формирование знаний о составлении меню и сервировке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к завтраку.
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о составлении меню, сервировке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и умения применять их на практике.
Воспитывающая – формировать культуру общения при работе в группе, эстетический вкус. Способствовать формированию навыков составления меню рационального питания.
Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Развивать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировки стола, внимательность, аккуратность.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений.
Умение провести самоанализ выполненной работы: сервировку стола к завтраку.
Развивать эстетический вкус.
Умение сервировать стол.

Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Постановка цели и задачей урока по вопросам учителя о завтраке, по просмотру мультфильма.
Прогнозирование, на основе разгадывания кроссворда, предметов для сервировки стола, прогнозирование последовательности сервировки стола.
Познавательные
Формулирование учащимися цели урока на основе беседы. Доказательство важности завтрака.
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий для сервировки стола, складывания салфеток.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в результат общей деятельности.
Формулирование проблемы в необходимости завтрака, сервировки стола.
Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Умение составлять меню для завтрака и рассчитывать количество калорий. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку.

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Методы проведения урока: беседа, демонстрация презентации, работа в группах.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая.
МПС: математика при расчете калорийности меню завтрака, биология при определении значимости завтрака в питании человека, правила русского языка используются при разгадывании кроссворда, записи необходимого материала в тетрадь.
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока: полотняные салфетки, инструкционные карты «Способы складывания салфетки», таблица «Калорийность продуктов», кроссворд «Предметы сервировки», карточки с наименованиями продуктов, столовые приборы, проектор, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], презентация.
Время на урок: 2 часа
Ход урока

Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы, УУД

1. Организационный момент
(2 мин.)
Активация учащихся
– Добрый день!  Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. Отметьте одним из смайликов свое самочувствие. (Настраивает учащихся на работу.)
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Сообщение темы и совместная постановка цели урока.
(7 мин.)
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации фрагмента из мультфильма «Смешарики». (Звучит фрагмент м/ф) Подводит учащихся к осознанию целей и задач.  Давайте вместе попробуем разрешить спор наших героев из м/ф и выясним кто прав? Вы готовы в этом разобраться?
- На предыдущих уроках мы научились готовить много разных блюд. Но будет ли достаточно только приготовить их, чтобы приятно удивить своих родных?
Посмотрите на этот слайд. Что собираются делать члены этой дружной семьи?
- Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
Запишите её в тетрадь.
- Чему же мы должны научиться на этом уроке, какова его цель?
Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий
Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы спора героев мультфильма, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3.Актуализация опорных знаний и опыта учащихся.
(5 мин.)
Выявить уровень знаний и систематизировать их
Предлагает ответить на вопросы: – Поднимите пожалуйста руку, кто сегодня завтракал? – А кто считает, что ваш завтрак был полноценным? Если да, то почему?
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Что же такое сервировка? Для чего нужно сервировать стол? Как часто это нужно делать?
Молодцы!
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его
Личностные: осознание своих возможностей, аргументирование своего мнения о завтраке. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

4.Изучение нового материала.
(15 мин.)
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Задает вопросы: 1. Что обозначает слово «завтрак»?
2. Почему необходимо завтракать? 3. Из каких продуктов должен состоять завтрак?
- Выяснить правильность ваших ответов нам поможет учебник, откройте его на стр. 188.
Зачитайте, пожалуйста, информацию учебника.
Сравним информацию со слайда. Запишите определения понятий завтрак, меню.
4. Как составить правильно меню и на что необходимо обратить внимание? - Вопрос: что такое калорийность продуктов? (количество энергии, которую получает организм из продуктов питания)
- Рассмотрим как правильно рассчитать калорийность продуктов меню
Участвуют в беседе; формулируют выводы, читают информацию из учебника, делают записи в тетради
Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы: завтрак, меню

5. Физкультминутка (2 мин.)
Осуществить здоровьезбережение, смена рода деятельность
Корректирует деятельность обучающихся


Коммуникативные: умения ориентироваться, слаженно работать в группе
Познавательные: структурирование знаний, логическое мышление

6. Закрепление нового материала.
(14 мин.)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования
Предлагает задания на «новое» знание. - Каждой группе выбрать продукты (карточки с надписями различных продуктов), в соответствии с выбранными продуктами составить меню и рассчитать калорийность завтрака, (по таблице калорийности). Учитель устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирует, советует, помогает Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Осуществляют учебные действия по намеченному плану  Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют.
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее подходящие продукты для меню рационального питания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе

7.Изучение нового материала.
(13 мин.)
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Что же такое сервировка?
Запишите это определение в тетрадь. Как же нам правильно сервировать стол к завтраку? Что для этого необходимо?
Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.
По горизонтали:
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того, чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполнены из фарфора, металла и других материалов. (Посуда)
3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)
4. Как одним словом можно назвать вилку, нож и ложку? (Прибор)
5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)
По вертикали:
2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее – лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)
Итак ,для того чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы

Давайте подумаем, в какой последовательности лучше сервировать стол. Для ответа на этот вопрос мы поработаем в группах. Каждая из четырёх групп должна представить свой вариант решения этого вопроса. Выслушиваем варианты ответов одного представителя от каждой группы. Какие возникли затруднения? Давайте сравним ваши ответы с ответами, предложенными на слайде. Найдите в последовательности сервировки то, что вы упустили

Высказывают предположения на поставленные вопросы.
Разгадывают кроссворд.

Обсуждают результаты.
Сравнивают свою работу с представленными слайдами, с материалами в учебнике

Обсуждают заданный вопрос

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности сервировки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

8.Физкультминутка
(2 мин.)
Осуществить здоровьезбережение, смена рода деятельность
Корректирует деятельность обучающихся


Коммуникативные: умения ориентироваться, слаженно работать в группе
Познавательные: структурирование знаний, логическое мышление

9. Закрепление нового материала.
(20 мин.)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
- А теперь, зная правильную последовательность сервировки, давайте попробуем сервировать стол к завтраку. Продолжаем работу в группах. Дежурных просим раздать необходимую посуду и приборы, салфетки.
Какие у вас возникли проблемы и затруднения? Почему?
- Посмотрите на слайды. Найдите и исправьте те ошибки, которые допустили в своей работе.

- Помимо столовой посуды и приборов у вас на столах находятся салфетки. Каково их предназначение? Правильно, салфетки не только предмет гигиены, они служат и для украшения стола. Приходилось ли вам красиво складывать салфетки? Если «да», то покажите нам. Если «нет», то можно воспользоваться примерными схемами складывания салфеток. Посмотрим, всё ли у вас получилось, и в чём возникли затруднения. Давайте попробуем сложить салфетки по предложенному образцу.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану  Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе

10.Подведение итога урока
( 5 мин.)
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Давайте вернемся к м/ф. Кто же на самом деле был прав? Какие советы вы хотели бы дать нашим героям? Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания ? Для чего нужно знать правила сервировки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? Какие затруднения у вас возникли? Какие способы сложения салфеток вам понравились больше всего?
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок
Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду, обладают первичными умениями сервировки стола к завтраку на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(2 мин.)
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
При всей нашей жизни «на бегу» сложно представить завтраки в кругу семьи. Совместные завтраки в будни – это скорее из области фантастики!
Домашнее задание:
1. Постарайтесь в выходной день приготовить завтрак для себя или всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку. 2. Узнайте в Интернете сколько калорий содержат продукты, входящие в состав блюд вашего завтрака. Отметьте для себя низкокалорийные и высококалорийные продукты (на выбор). 3. Найдите пословицы о завтраке, дайте к ним комментарии(на выбор)
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание
Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем

12.Рефлексия деятельности
(3 мин.)
1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.  2) Подвести итог проделанной работы на уроке
Дайте анализ своей деятельности на уроке. Выполнить задание: в тексте вставить правильные слова. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности










13PAGE \* MERGEFORMAT14815




15