Программа элективного курса История физики в России

Программа элективного курса

История физики в России
Автор: Бурлак Елена Евгеньевна,
преподаватель физики
ГБПОУИО «ИАТ»
Содержание13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14

13 LINK \l "_Toc188244128" 14Аннотация 215
13 LINK \l "_Toc188244129" 141. Пояснительная записка 215
13 LINK \l "_Toc188244130" 141.1 Актуальность курса 215
13 LINK \l "_Toc188244132" 141.2 Структура курса 315
13 LINK \l "_Toc188244133" 141.3 Цель курса 315
13 LINK \l "_Toc188244134" 141.4 Задачи курса 315
13 LINK \l "_Toc188244135" 141.5 Умения, приобретаемые в процессе обучения 415
13 LINK \l "_Toc188244136" 141.6 Ожидаемые результаты данного курса 415
13 LINK \l "_Toc188244137" 141.7 Контроль результативности 415
13 LINK \l "_Toc188244139" 141.8 Применяемые технологии обучения 415
13 LINK \l "_Toc188244140" 142. Учебно-тематический план 515
13 LINK \l "_Toc188244141" 143. Содержание программы 515
13 LINK \l "_Toc188244142" 144. Календарно-тематическое планирование (при 34 часах) 715
13 LINK \l "_Toc188244144" 145. Списки литературы 915
13 LINK \l "_Toc188244145" 145.1 Литература для учащихся 915
13 LINK \l "_Toc188244146" 145.2 Литература для учителя 915
13 LINK \l "_Toc188244147" 146. Приложение 13 PAGEREF _Toc188244147 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc188244148" 146.1 Примерные темы рефератов по курсу "История физики в России" 13 PAGEREF _Toc188244148 \h 14101515
15














Элективный курс «История физики в России»

Боги людям открыли не все.
В поиск пустившись,
Люди сами открыли немало
Ксенофан.
Аннотация
Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы и 1 курса среднего профессионального образовательного заведения.
Пояснительная записка
Актуальность курса
Предлагаемый элективный курс предназначен для дополнительного образования учащихся 9-11 классов и студентов 1 курса учреждений СПО. Курс опирается на знания, полученные учащимися при изучении физики и истории. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого изучения истории наук, в частности, естествознания. Однако, как писал Ф.Тютчев: «Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим».
История - это память о прошлом. Только человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее. Все новое прочно связано с прошлым, в котором оно зарождалось, в которое уходят его корни, из которого мы познаем настоящее и которым подпитываем национальный иммунитет. Без отбора полезных для общества традиций невозможно не только развитие, но и существование цивилизаций. «Идти вперед, - говорил М.М. Бахтин, - может только память, а не забвение». В зеркале истории мы ищем ответы на самые сокровенные вопросы: во имя чего живем, к чему принадлежим, какое занимаем место на оси исторического развития.
История – это не только память, но и прогнозирование. История наук призвана не только описывать великие открытия прошлого, но и находить новые проблемы, и давать ключ к их решению, обогащая человечество опытом накопленных ошибок и достижений. Именно в этом и заключается ее пропедевтическое назначение. Изучать науку в отрыве от истории нельзя. История – это мост из прошлого через настоящее в будущее, выбор оптимального пути, механизм передачи опыта по цепи поколений, отбор ценностей. Вот как об этом сказал Б.Пастернак:
Однажды Гегель ненароком,
И, вероятно, наугад
Назвал историка пророком,
Предсказывающим назад.
В истории физики можно отыскать множество удивительных и занимательных фактов, которые повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению. В курсе физики средней школы роль российских ученых освещается (очень скудно) в связи с общим ходом развития физики. В курсе истории Отечества эти вопросы также рассматриваются, но в небольшом объеме. В предлагаемом элективном курсе акцент сделан на изучении истории отечественной физики, начиная от М.В. Ломоносова до современных ученых физиков и научных школ. Освещены вопросы истории физики в Сибири и в частности, в Иркутске, показана история становления и развития Иркутского Государственного университета и роль иркутских ученых в развитии российской науки. По мнению Я.Г. Дорфмана (автора учебников по истории науки), "физика нашего времени не может быть понята и осознана во всей своей глубине без изучения ее исторических основ и корней, без научного анализа условий, определяющих ход ее развития на отдельных исторических этапах" [ 1 ].
Структура курса
Курс рассчитан на 17(34) часов, т. е предлагается в двух вариантах, что позволяет использовать его в зависимости от наполнения учебного плана. Курс разбит на 8 самостоятельных, но взаимосвязанных блоков, включающих теоретические и семинарские занятия, а также итоговую конференцию. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательную часть, календарно-тематическое планирование, список литературы для учащихся и для учителя, примерные темы рефератов.
1.3 Цель курса
Познакомить учащихся с вкладом российских ученых в развитие физики, повысив тем самым интерес к ее изучению и чувство гордости за отечественную науку.

1.4 Задачи курса
Формирование представлений о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытий российских ученых-физиков;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения и практического применения знаний;
Создание или закрепление положительной мотивации к дальнейшему более глубокому знакомству с физической наукой;
Расширение представлений о практической значимости физического знания, как в адекватном восприятии окружающего мира, так и в создании различных устройств и приборов, в практической области;
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе современных информационных технологий, расширение кругозора.
Воспитание умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
1.5 Умения, приобретаемые в процессе обучения
Получать, анализировать и обобщать информацию из различных источников: учебная, научно-популярная литература, ресурсы сети Интернет;
Представлять результаты исследований в виде реферата, доклада, компьютерных демонстрационных материалов (презентаций).
Обсуждать проблемы, делать выводы, участвовать в дискуссии.
1.6 Ожидаемые результаты данного курса
Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
Получение представлений о вкладе российских ученых в развитие физики, методах научного познания природы и современной физической картине мира;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
Приобретение опыта поиска информации по заданной теме, подготовки реферата, устного доклада, презентации.
1.7 Контроль результативности
Осуществляется:
выполнением учащимися заданий творческого характера (докладов, рефератов, компьютерных презентаций);
в процессе изучения курса проводится промежуточное тестирование;
на заключительном этапе проводится конференция, включающая защиту и обсуждение результатов самостоятельного исследования; по результатам конференции выставляется дифференцированный зачет;
отслеживанием выбора учащимися профиля и успешностью обучения по этому профилю.
1.8 Применяемые технологии обучения
Применяются технологии проблемного изложения с элементами опережающего обучения, организации познавательной и творческой деятельности учащихся, интерактивного обучения, метод проектов. При изучении отдельных тем используются хрестоматийные материалы, Интернет - ресурсы, интерактивные курсы, фото- и видеоматериалы.
По итогам изучения отдельных блоков проводятся семинары. На семинарах учащиеся выступают с сообщениями и компьютерными презентациями, проводят обсуждения и дискуссии. Темы семинаров и примерные темы рефератов объявляются заранее, и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с сообщением на одном из занятий. Сообщения сопровождаются показом видеоматериалов, демонстрацией опытов, иллюстрирующих открытия, причем подготавливают и демонстрируют опыты сами учащиеся под руководством учителя, проводятся мини-исследования по проблемам, обсуждаемым на семинарах.
Возможно проведение экскурсий на физические факультеты ИГУ и ИГПУ, в институты солнечно- земной физики и земного магнетизма СОРАН, в музей связи.

2. Учебно-тематический план

Тема
Число часов



34
17

I
Начало развития естествознания в России.
3
1

II
Исследования российских ученых в области аэро-гидродинамики.
4
2

III
Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики.
4
2

IV
Исследования российских ученых в области электродинамики.
5
3

V
Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра.
5
2

VI
Исследования российских ученых в области техники.
7
3

VII
История Иркутского государственного университета. Вклад иркутских ученых в развитие науки.
4
2

VIII
Итоговая конференция.
2
2


Итого:
34
17


3. Содержание программы

Начало развития естествознания в России (3 /1 ч).
Организация Петербургской академии наук. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. Исследования М.В. Ломоносова по молекулярной физике, оптике, электричеству. Первые учебники физики. Ученые-современники Ломоносова.
Исследования российских ученых в области аэрогидродинамики (4/2 ч).
Разработка теоретических основ аэрогидродинамики. Исследования Д. Бернулли и Л. Эйлера в Петербургском университете. Работы Н. Е. Жуковского. Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов.
Эксперимент и демонстрации:
Экспериментальная проверка уравнения Бернулли.
Демонстрация полета ракеты.
Видеофильмы:
История российской авиации.
Покорение космоса.
С.П. Королев.
Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики (4/2 ч).
Исследования М.В. Ломоносова, Г.В. Крафта, Г.В. Рихмана. Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым. Исследования в области физики низких температур. Работы Б.Б.Голицына, М.П. Авенариуса, А.Г.Столетова, П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау.
Эксперимент и демонстрации:
Опыт Авенариуса.
Видеофильмы:
М.В.Ломоносов.
Исследования российских ученых в области электродинамики (5/3 ч).
Работы Г.В.Рихмана и М. В.Ломоносова по электричеству. Исследование электрических явлений В.В. Петровым, открытие электрической дуги. Изобретение П.Л.Шиллингом электрического телеграфного аппарата. Исследования Э.Х.Ленца и Б.С.Якоби. Создание электрического освещения. Работы П.Н.Яблочкова и А.Н.Лодыгина, М.И. Доливо - Добровольского. Изобретение радио А.С.Поповым. Изобретение телевидения (Б.Л.Розинг, В.К.Зворыкин).
Эксперимент и демонстрации:
Демонстрация электрической дуги.
Демонстрация принципа работы телеграфного аппарата.
Демонстрация различных видов электрического освещения.
Экспериментальная проверка закона Джоуля-Ленца.
Изучение принципа действия трансформатора.
Демонстрация электромагнита.
Демонстрация модели электродвигателя.
Сборка и испытание модели радиоприемника.
Видеофильмы:
Зворыкин - изобретатель телевидения.
А.С.Попов.
Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра(5/2 ч).
Открытие фотоэффекта А.Г.Столетовым. Открытие светового давления П.Н.Лебедевым. Исследования С.И.Вавилова, В.А.Фабриканта, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова. Исследования в области физики полупроводников А.Ф.Иоффе, Ж.И.Алферова. Открытия Я.Б.Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова. Создание атомного оружия и атомной энергетики.
Эксперимент и демонстрации:
Демонстрация радиометра Крукса.
Демонстрация работы люминесцентной лампы.
Демонстрация явления фотоэффекта.
Демонстрация свойств лазерного излучения.
Исследования российских ученых в области техники (7/3 ч).
Выдающиеся русские инженеры и изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, отец и сын Черепановы, Н.Н.Бенардос, А.Ф.Можайский, Н.И.Кибальчич, С.И.Мосин, В.Г.Шухов, Н.Г.Славянов, Ф.А.Цандер, А.Н.Туполев, И.И.Сикорский, С.В.Илюшин, П.О.Сухой, М.И.Кошкин, С.П.Королев.
История Иркутского государственного университета. Вклад иркутских ученых в развитие науки (4/2 ч).
VIII. Итоговая конференция (2/2 ч).

4. Календарно-тематическое планирование (при 34 часах)
№ занятия

Тема занятия

Демонстрации, опыты,
фильмы

Начало развития естествознания в России (3 /1 ч).

1
Организация Петербургской академии наук. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.
В/ф «М.В.Ломоносов»


2
Исследования М.В. Ломоносова по молекулярной физике, оптике, электричеству.


3
Первые учебники физики. Ученые - современники Ломоносова.


Исследования российских ученых в области аэрогидродинамики (4/2 ч).


4
Разработка теоретических основ аэрогидродинамики.
.


5
Исследования Д. Бернулли и Л. Эйлера в Петербургском университете.
Опытная проверка уравнения Бернулли.

6
Работы Н. Е. Жуковского в области аэродинамики.
В/ф «История российской авиации».


7
Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов.
Демонстрация полета ракеты

Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики (4/2 ч).


8
Исследования М.В. Ломоносова, Г.В. Крафта, Г.В. Рихмана.
Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым


9
10
Исследования в области физики низких температур. Работы Б.Б.Голицына, М.П. Авенариуса, А.Г.Столетова, П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау.
Опыт Авенариуса.
В/ф «П.Л.Капица»

11
Семинар «Начало развития естествознания в России»


IV. Исследования российских ученых в области электродинамики (5/3 ч).


12
Работы Г.В.Рихмана и М. В.Ломоносова по электричеству.
Исследование электрических явлений В.В. Петровым, открытие электрической дуги.
Демонстрация электрической дуги.
Демонстрация электромагнита.

13
Изобретение П.Л.Шиллингом электрического телеграфного аппарата. Исследования Э.Х.Ленца и Б.С.Якоби.
Демонстрация принципа работы телеграфного аппарата.
Демонстрация модели электродвигателя.

14
Создание электрического освещения. Работы П.Н.Яблочкова и А.Н.Лодыгина, М.И. Доливо - Добровольского. План ГОЭЛРО.

Изучение принципа действия трансформатора Демонстрация различных видов электрического освещения.

15
Изобретение радио А.С.Поповым. Изобретение телевидения (Б.Л.Розинг, В.К.Зворыкин).
Сборка и испытание модели радиоприемника.
Видеофильмы:
Зворыкин - изобретатель телевидения.
А.С.Попов.

16
Семинар « История электричества в России»


Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра(5/2 ч).

17
Открытие фотоэффекта А.Г.Столетовым. Открытие светового давления П.Н.Лебедевым.

Демонстрация радиометра Крукса.
Демонстрация явления фотоэффекта.
Демонстрация работы люминесцентной лампы.

18
Исследования С.И.Вавилова, В.А.Фабриканта, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова.
Демонстрация свойств лазерного излучения.


19
Исследования в области физики полупроводников А.Ф.Иоффе, Ж.И.Алферова.
В/Ф «Нобелевские лауреаты»

20
Открытия Я.Б.Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова. Создание атомного оружия и атомной энергетики.
В/ф «Атомная энергетика»

21
Семинар «История оптики и атомной физики в России»


Исследования российских ученых в области техники (7/3 ч).

22
Выдающиеся русские инженеры и изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, отец и сын Черепановы.


23
Строительство и архитектура: А.А.Бетанкур, Н.А.Львов, В.Г.Шухов


24
Электротехника: Н.Н.Бенардос, Н.Г.Славянов, О.В.Лосев


25
Ракетостроение: Н.И.Кибальчич, Ф.А.Цандер, С.П.Королев.
Покорение космоса.
С.П. Королев.

26
Авиация: А.Ф.Можайский, И.И.Сикорский, С.В.Илюшин, А.Н.Туполев, П.О.Сухой,
В/ф «История авиации в России»

27
Военная техника: С.И.Мосин, М.И.Кошкин, М.И.Калашников


28
Семинар «История техники в России»


VII. История Иркутского государственного университета. Вклад иркутских ученых в развитие науки (4/2 ч).

29
История создания ИГУ.


30
История развития ИГУ.


31
История физико-математического факультета.


32
История создания Иркутской астрофизической обсерватории.


33
Заключительная конференция « История физики в России».


34




5. Списки литературы
5.1 Литература для учащихся
Хрестоматия по физике / Под ред. Проф. Б.И.Спасского: Учебное пособие для учащихся. М.:Просвещение,1987
Энциклопедия для детей. Физика. Т.16. М.: Аванта, 2000.
Энциклопедический словарь юного физика. М.:Педагогика,2003.
100 великих открытий. М.: Аванта, 2000.
От махин до роботов. Летопись научно-технической мысли России в лицах, документах, иллюстрациях. Под.ред. М.Н.Ишкова.
5.2 Литература для учителя
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины ХХ вв. - М.: Наука, 1979. - 317 с.
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. - М.: Наука, 1974. - 352 с.
Спасский Б.И. Физика и ее развитие. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
Спасский Б.И. История физики. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.
Спасский Б.И. История физики. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1977. - 312 с.
Кудрявцев П.С. История физики. Т.1. - М.: Госучпедгиз, 1956. - 563 с.
Кудрявцев П.С. История физики. Т.2. - М.: Госучпедгиз, 1956. - 487 с.
Кудрявцев П.С. История физики. Т.3. - М.: Просвещение, 1971. - 423 с.
Льоцци М. История физики. - М.: Мир, 1970. - 221 с.
Хрестоматия по физике /Под ред. Прф. Б.И.Спасского:Учебное пособие для учащихся. М.:Просвещение,1987.
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до наших дней) - М.: "Наука", 1976. - 292 с.
Ахманов С.А., Никитин С.Ю. Физическая оптика. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 695 с.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.- 544 с.
Развитие физики в России: Очерки. Т.1. - М.: Просвещение, 1970. - 415 с.
Развитие физики в России: Очерки. Т.2. - М.: Просвещение, 1970. - 447 с.
Лазарев П.П. Исторический очерк развития точных наук в России в продолжение 200 лет. Успехи физических наук. - 1999. Т. 169 - № 12. - С. 1352-1361.
Хвольсон О.Д. Физика наших дней. 2-е изд. М.-Л.: Госиздат, 1929. - 381 с.
Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными (тридцать лет спустя, причем уже на пороге XXI века)? // Успехи физических наук. - 1999. - Т.169. - № 4. - С. 419-441.
Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1983. - 560 с.
Линдер Г. Картины современной физики. - М.: Мир, 1977.- 272 с.
Борн М. Размышления и воспоминания физика. Сб. статей. - М.: Наука, 1977. - 280 с.
Дирак П. Воспоминания о необычной эпохе. - М.: Наука, 1990. - 208 с.
Бройль Л. Революция в физике. - М.: Атомиздат, 1965. - 231 с.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Наука, 1989.
Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Успехи физич. наук. 1997. - 400 с.
Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. - М.: Наука, 1987. - 338 с.
Шредингер Э. Что такое жизнь (с точки зрения физики).- М.: Атомиздат, 1973
Дунская И.М. Возникновение квантовой электроники. - М.: Наука, 1974. - 160 с.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1977. - 832 с.
Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Концепции современного естествознания. Красноярск, 1996. - 126 с.
Чолаков В. Нобелевские премии по физике. Ученые и открытия: Пер. с болг. - М.: Мир, 1986.- 368 с.
Нобелевские премии по физике: Справочное пособие / Сост. В.Б. Шкуряева, Т.А. Ким - Красноярск, 1998.- 274 с.
Нобелевские премии по химии физикам: Справочное пособие / Сост. В.Б. Шкуряева, Т.А. Ким - Красноярск, 1998. - 92 с.
Чистяков Н.С. Смолин Р.П. Леонид Васильевич Киренский (1909-1969). - М.: Наука, 1981. - 169 с.
Машуков Ю. В реке времени. День и ночь. 1999. - № 4. С. 172-201.
6. Приложение
6.1 Примерные темы рефератов по курсу "История физики в России"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (17111765)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (17291766)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (17351818)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (17741842, 18031849)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (17861837)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18011874)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18251890)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18341907)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18391896)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18421905)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18471921)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18471923)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18471894)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18531881)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18571935)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18591906)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18621919)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18631945)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18691933)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18871933)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18881972)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18891982)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18891972)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18931979)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18941977)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18951975)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18981940)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19031960)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19041968)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19071966)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19111978)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19162002)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1919)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19211989)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19222001)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1930)
История Иркутского университета.
Физики Иркутска.
История изобретения радио.
« Русский свет» - история изобретения электрической лампы.
История развития воздухоплавания.
История изобретения телевидения.
История ракетостроения и освоения космоса.
История изобретения электросварки.
Первый российский университет.
История создания танка «Т-34».
История создания подводной лодки.
История создания атомной энергетики








13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315