Урок Е.И. ЧАРУШИН — ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК


УРОК ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «Е.И. ЧАРУШИН - ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК»
Преподаватель: Кубышкина Л.П.
ТЕМА: «Е.И. ЧАРУШИН - ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК»
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.И.Чарушина. Закрепить умение учащихся самостоятельно подбирать материал по заданной теме, делать выводы.
Воспитывать чувство сопереживания природе, умение наблюдать.
Оборудование: портрет Е.Чарушина, плакат, выставка книг Чарушина и книг других авторов, которые иллюстрировал он. Иллюстрации животных. Образцы, принадлежности для изодеятельности.
ПЛАН УРОКА
I. Вступительное слово о Е.И.Чарушине.
Запись в тетрадь темы, плана, эпиграфа.
II. Рассказать учащимся о биографии Чарушина.
III. Рассказ учащихся о литературных сборниках писателя
а). «Волчишко»
б).«Верный трой»
в). «Большие и маленькие»
г). «Никитка и его друзья».
IV. Вывод учителя и определение особенностей писательской манеры Чарушина.
V. Доклад «Чарушин – иллюстратор»
VI.. Рассказ о рисунках Чарушина - художника
VII. Работа учащихся по изодеятельности
VIII. Анализ работ учащихся.
IX. Вывод по уроку.
XОД УРОКА
Преподаватель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство в творчеством писателей- природоведов. Вы уже знакомы с жизнью т творчеством М. Пришвина, В.Бианки, а сегодня познакомимся с жизнью и творчеством писателя и художника Е..И.Чарушина. Вы узнаете о Е.И.Чарушине, познакомитесь с ним как с писателем-художником и скульптором и на втором уроке попытаетесь стать художниками-иллюстраторами, нарисовать маленьких зверушек, такими, какими видел их Чарушин.
Запишите тему урока и план в тетрадь. Обратите внимание на слова самого Е.И.Чарушина. «В процессе творческой работы передо мной стоит одна задача: как почувствовать образ, чтобы и в иллюстрации и в слове он доходил до ребенка, был ему близок».
Е.Чарушин
Эти слова стали эпиграфом ко всему творчеству этого человека.
ПЛАН
Биографические сведения о Чарушине.
Основная тематика произведений Чарушина для детей.
Особенности мастерства писателя.
.Гармония слова и рисунка в творчестве Чарушина.
Вступительное слово учителя: Чарушину принадлежит почетное место в чудном и многообразном явлении нашего искусства, которое принято называть ленинградской школой книжной графики. Его произведения обращены к детям, но притягивают к себе читателей всех возрастов. Это был человек, который волновался за судьбу окружающей среды, сознавая, что природа нуждается не только в познании, но и ждет от человека способности к сопереживанию. Чарушин был одним из немногих, кого судьба наградила этим удивительным даром. Ведь он - как человек, как художник - был уникальным, но вглядываясь на него и всматриваясь в то, что он нам «ставил, легче поверить, что эта способность
все-таки доступна человеку.
Послушайте как складывалась жизнь этого человека, как он стал писателем и художником. За отвечающими делайте записи в свои тетради.
Учитель: У кого еще есть дополнения из жизни Чарушина?
Учащиеся: дополняют, затем проверяю 2-3 человека, что записали в свои тетради из биографии.
Учитель: А теперь поговорим о том, какие темы волновали Чарушина в его творчестве.
Учащиеся: Постоянная тема творчества Чарушина - природа, жизнь животных, писатель - художник глубоко любит и хорошо знает лес и его обитателей, точно передает повадки животных, учит детей быть наблюдательными, прививает им любовь природе, животным. Широкую известность приобрели произведения «Волчишко», «,Моя первая зоология», «Большие и маленькие», «Верный трой».
Вот сборник «Волчишко», который назван по рассказу входящему в этот сборник.
Это рассказ о маленьком волчишке, которого мать оставила одного, а человек забрал его к себе домой. В этом рассказе писатель подводит детей к мысли, что животные которые живут в лесу не могут жить в доме, Им все незнакомо, все ново, все пугало волчишку и кот, и пес, и человек. Рассказ имеет познавательной значение. Писатель описывает действия кота, пса.
Медвежата: Рассказ о том, как маленькие медвежата живут в зоопарке. Писатель рассказывает о их жизни, чем питаются и как играют. Медвежата живущие в зоопарке все разные: рыжие, бурые, черные, один больше ростом, другой меньше. Автор любит этих медвежат и поэтому называет их ласково «медвежатки», «медвежишко Миша».
2-я уч-ся: Рядом с малышами в произведениях Чарушина часто появляются взрослые. Одна из его книг так и называется «Большие и маленькие». Здесь нет прямых наставлений, назиданий. Взрослые передают малышам свой опыт в чарушинской сказочной манере. Белка учит бельчонка: (пример из книг). Очень важен финал сборника, в котором писатель прямо обращается своему читателя (пример). Характерной особенностью этих рассказов является то, что у писатели часто в повествовании и в заголовках рассказов встречаются уменьшительные суффиксы, которые придают повествование мягкость, доброту интонации. Восхищение автора перед детской непосредственностью животных, еще незнакомых с окружающим миром, проступает в каждом рассказе. Медвежата разбирают печные трубы по кирпичам и слушают, как кирпичи, падая, Щурат по крыше, («Медвежата») щенок и лисенок носятся друг за другом по комнате («Друзья»).
Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, - писал Чарушин, - изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Природа - главный герой большинства его рассказов, но не единственный, и показана она через человеческую жизнь, человеческое восприятие. Человек воспринимает природу реально, как часть его обыкновенной жизни: на охоте, в деревне, в зоопарке, даже дома, герои обычно люди, хоть как-то связанные с природой: охотники, егеря, лесники, деревенские ребята, служители зоопарка. Учитель: Наиболее близок Чарушину- писатель к В.Бианки и М.Пришвин. Oт Бианки у него интерес к научному наблюдению и точному объяснению повадок зверей, желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е.Чарушина с М.Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы. Однако учеба у двух выдающихся писателей не помешала Чарушину сохранить свое лицо. В отличие от Бианки, Чарушин не стремится охватить своими наблюдениями весь природный мир. Чарушин показывает животных более индивидуализированно, лирично. С другой стороны его лиризм не приводит к полному слиянию автора с изображаемым миром, как это происходит у М.Пришвина. Чарушин больше наблюдатель со стороны, даже в тех случаях, когда сам участвует в действии.
Прочитав .Чарушина, мы получаем массу интереснейших сведений о самом разном, узнаем много такого, чего не знали и в своей обычной жизни и не узнали бы. (пример «Про Томку», «Про зайчат»).
Учитель: Желание писать возникло у Чарушина от нормального желания поделиться с другими тем, что ему самому дорого и интересно рассказать. Все или почти все, что он написал, - автобиографично, все взято из его жизни. Вот сборник рассказов «Никитка и его друзья». Он описывает своего сына Никиту.
Ч.арушинский Никитка близок житковскому Алеше Почемучке. Оба они живые, естественные дети, вызывающие у автора любовь, симпатию, улыбку а иногда и осуждение. Оба, столкнувшись с жизнью, выходят из испытания обогащенные опытом. Вместе с героями обогащается и маленький читатель, начинающий понимать, что все в мире существует и развивается по своим законам: Никите зубы чистить надо, а Томке нет. Воробей научится летать и сам, но человеческая помощь ему полезна.. («Воробей»).
Учитель: Посмотрите инсценировку рассказа «Как маленький Женя научился говорит букву «р» и определите с какими качествами показан герой этого рассказа.
Инсценировка.
Вывод. Показ знакомства маленького человека с миром излюбленный прием в рассказе Чарушина, такая ситуация часто встречается в народных сказках.
Излюбленная интонация Чарушина- рассказчика добро-юмористическая. Это лишает его произведение дидактичности, придает им убедительность. Так, юмор «Страшного рассказа» заключается в том, что детей напугал обыкновенный ежик. Веселые приключения мальчика Жени и пса Томки помогает раскрыть сложность мира, в котором живет малыш. А теперь, прослушав о литературных сборниках Чарушина ответьте на вопросы:
Учитель: 1. Какие основные темы в творчестве писателя?
2. Какой основной жанр его произведений.
3. Назовите особенности его творческой манеры.
Учащиеся называют.
Учитель: Все эти особенности делают произведения Чарушина привлекательными и для детей и для взрослых.
Учащаяся делает доклад о Чарушине иллюстраторе.
Затем, привлекаю внимание к книгам разных авторов, которые иллюстрировал .Чарушин.
Учащиеся рассматривают иллюстрации к книгам «Воробьишко» Гopького, «Детки в клетке» Маршака, «Первая охота» Бианки.
«Воробьишко» Горького. Вглядываясь в иллюстрации к книге Горького «Воробыишко» мы знакомимся сгероями этого рассказа - воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно подсмотрел художник позу кошки вот-вот схватит Пудика! Несколько штрихов, и нам понятно, что к воробьишке подкрадывается кошка, Пудик очень испугался, пищит, со страху с места сдвинуться не может. Фигурки так выразительны, что дети, глядя на иллюстрации, начинают кричать на кошку, прогоняют ее, забывая, что это рисунок. Сцену боя воробьихи-мамы с кошкой художник рисовать не стал, так ему жалко маму. Затодальше, на следующей странице, дети видят всю воробьиную стаю. Художник так точно передал поведение каждого воробья, что дети их безошибочно узнают. Вот это глупый Пудик раскрыл клюв и оправдывается. А мама ругает своего сына, рядом папа поддакивает маме.
«Детки в клетке» С.Маршака. Художник точно уловил юмор автора и мастерски передал его в своих рисунках. Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, а другому тоже хочется - и так зайдет, и эдак не получается. Львенок на бутылку с молоком набросился, как на кость, ан невкусно! Ему еще надо понять, как молоком избутылки можно полакомиться.
Волчонок залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. Пахнет-то вкусно. А есть можно? Любят ребята эту книжку. Просят взрослых несколько раз ее перечитывать. Подолгу рассматривают картинки и замечают в них все новые и новые подробности.
«Первая охота» Виталия Бианки. Веселые и задорные рисунки Чарушина отражаютзамысел писателя, позволяют ясно представить себе то новое, о чем рассказывает автор. Вот с обложки книги Бианки «Первая охота» на ребят смотрит неуклюжий глуповатый щенок с большой головой, длинными болтающимися ушами и короткими, толстыми лапами. Эти признаки подчеркнуты Чарушиным. Дети понимают, что книга про правду написана. С интересом мы рассматриваем и вьпь, стоящую в камышах и распластавшегося на земле удода и вертишейку. Чарушин подробно рассказывает о всех встречах щенка с лесными обитателями. Забавен вид щенка - то настороженного, то любопытного, полного самоуверенности и задора, то растерянного, то испуганного, то обиженного. Вce рисунки полны реализма, далеки от бесстрастных фотографий.
Работа учащихся по рисованию, анализ работ учащихся.
Вывод учителя. Разнообразную галерею портретов животных зверей и птиц создал Евгений Иванович Чарушин в своих книгах. Это же маленькие герои с которыми ребенок сталкивается и знакомит дома, на улице, во дворе, в саду, зоопарке.
Учитель: Юные читатели узнают много интересного, нового для себя, получают и простые навыки наблюдений и ухода за животными. Рассказанные о них истории смешные или просто забавные, поучительные, или удивительные - побуждают у ребят первые глубокие чувства; дружественное внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых, покровительство беззащитных.Рассказы Чарушина и его рисунки отличаются подлинной поэтичностью, лиризмом, выразительностью, живым юмором. Писатель-художник мечтал, чтобы дети, читая книги, полюбили как и он сам, этот прекрасный мир.
А когда вырастут - передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы - воспитатели.
Домашнее задание: Готовить анализ рассказа «Волчишко».
Подготовить сообщение «Что можно рассказать детям о Чарушине писателе и художнике».
Подобрать иллюстрации.