Конспект урока по литературному чтению И.Я.Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина


Тема: И.Я.Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина
Цели: познакомить с творчеством художника-иллюстратора И.Я.Билибина; учить сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент - Здравствуйте ребята, как вы уже заметили, что сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, а зовут меня Анастасия Алексеевна.
- Сейчас все красиво встали и посмотрим всё ли на партах у вас лежит красиво. Садитесь. Речевая разминка -Прочитайте самостоятельно стихотворение.(Слайд 1)
-Еще дуют холодные ветрыИ наносят утренни морозы,Только что на проталинах весеннихПоказались ранние цветочки;Как из чудного царства воскового,Из душистой келейки медовойВылетела первая пчелка,Полетела по ранним цветочкамО красной весне поразведать,Скоро ль будет гостья дорогая,Скоро ли луга позеленеют,Скоро ль у кудрявой у березыРаспустятся клейкие листочки,Зацветет черемуха душиста.
-А теперь, начните читать медленно постепенно ускоряя темп;
-Прочитайте скороговоркой;
- Выразительно. -читают
Актуализация знаний. Определение темы и целей урока. -Как вы думаете, кто автор этого стихотворения, которое мы читали в ходе речевой разминки?
(ПОДСКАЗКА ЕСЛИ НЕ ОТВЕТЯТ: Произведения этого автора вы проходили на предыдущих уроках)-Поэт Алексей Кольцов, впервые услышав стихи А.С.Пушкина, ушел с этой книгой в степь и там начал петь страницу за страницей. Кольцов считал, что стихи надо обязательно петь. Настоящая поэзия – музыка. Произведения А.С.Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены десятки опер и балетов, написаны песни и романсы. А.С.Пушкин в музыке – это творчество Михаила Ивановича Глинки и Петра Ильича Чайковского, Александра Сергеевича Даргомыжского и Сергея Васильевича Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.
-Послушайте песню композитора Георгия Свиридова на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
-Передайте свои впечатления.
-Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а так же художников-иллюстраторов.
-Это стихотворения А.С.Пушкина
слушают
-отвечают
Работа по теме урока. -Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина на стр 43 учебника опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.
-Ребята, а кто знает, что такое иллюстрация? Кто может дать определение этому слову?
-А кто знает для чего в книгах помещают иллюстрации?
-Сейчас разделитесь на группы по 4 человека. Я вам раздам конверты с заданием. Вы должны будете собрать мозаику( Иллюстрации к сказкам Пушкина «Сказка о царе Салтане»; «Василиса прекрасная»; «Царевна-Лягушка»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Вспомнить название сказки. И рассказать что изображено на иллюстрации.
-Молодцы вы справились с заданием. Рассматривают иллюстрации, анализируют.
Иллюстрация – это рисунок или любое изображение, помещенное в книге.
-Помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание , сделать ясным, наглядным.
Физкультминутка Продолжение работы по теме урока. Ребята, откройте учебник на стр.43 и прочитайте текст о художнике И.Я.Билибине .-Что вы узнали прочитав этот текст?
(Иван Яковлевич Билибин – выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям(1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899г. Сказки и былины («Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Финист – Ясный сокол» и др., пукинские сказки о царе Салтане и золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью , подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.
В1920г. Он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем , в 1925г. Преехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически-броская – стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.
Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде , где и скончался в 1942г. Во время блокады города.
-Ребята, я хочу вам показать небольшое видео, где показано творчество И.Я.Билибина. Его иллюстрации к сказкам.
-Будьте внимательны после просмотра я вам задам вопросы.
-Итак, вы посмотрели видео, кто мне может назвать сказки иллюстрации к которым рисовал И.Я.Билибин.
-Хорошо, молодцы.
-Посмотрите на доску и прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
- Где счастье плодится, там и зависть родиться.
-Завистливый злее волка голодного.
-Зависть прежде нас родилась.
-Где несчастье, там зависти нет.
- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок.
-Какую роль сыграла она в сказке О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И
О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.
-Зависть бывает черная и белая. Попробуй объяснить эти выражения.
-Ребята, а с вами случалось такое, завидовал ли вам кто нибудь? Приведите примеры.
(Если останется время)
-Я знаю то, что вы прочитали сказку о царе Салтане. И хочу провести небольшую викторину.
Возьмите листочки и ответьте на вопросы. Читают
-отвечают
Смотрят видео
-Василиса прекрасная, сказка о царе Салтане, Сказка о золотом петушке, Царевна лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке, Белая уточка
-Зависть
-Ответы детей
Рефлексия -Какая была тема сегодняшнего урока?
-С кем вы познакомились на уроке?
-Посмотрите на слайд, на нем изображена лесенка успеха.
-Встаньте те, кому на уроке все удалось.
-Хорошо, молодцы.
-Встаньте те, кто усвоил новое знание, но ему ее нужна помощь.
-Встаньте те, кто испытывает затруднения. Домашнее задание Принесите книги Крылова, и прочитайте его произведение.