Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова.


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 «Б» класс
№ п/п Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности учащихся Количество часов Сроки изучения
по плану по факту по плану по факту
I четверть (9 часов)
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
1. Целый мир от красоты. Пейзаж. Уметь находить в произведениях живописи теплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр. Уметь  работать с учебником и творческой тетрадью, отображать в рисунке свои представления о многообразии мира.
1 01.09. 2. Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. Расширять представление об одном из ведущих и древнейших символов-образов искусства – древа. Научиться передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Овладеть навыками быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия». 1 08.09. 3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. Расширять представление о жанрах изобразительного искусства,о пейзаже. Узнать о способах решения композиции (условно-декоративное и реалистическое). Овладеть приемами композиционного построения пейзажа с изображением деревьев, графических навыков, в передаче замысла художественными средствами. 1 15.09. 4. Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция. Получить представление о том, как мотив дерева в городецкой росписи передать связь человека с природой, родной землей. Узнать суть терминов: подмалёвка, «разживка», о связи приемов письма городецкой живописи и древнерусской, о традициях народного промысла. Овладеть приемами цветочной росписи на примере современных рисунков . 1 22.09. 5. Птица – символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция.
Углубить представление
о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений. Узнать о многоцветии палитры городецких мастеров, образе- символе-птице. Овладеть навыками кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию. Научиться выполнять рисунок парных птиц в технике городецкой росписи.
1 29.09. 6. Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. Углубть представление
о традиционном образе коня в народном творчестве,
о емкости фольклорных представлений. Овладеть навыками кистевой росписи. Научиться выполнять рисунок коня в технике городецкой росписи
1 7. Связь поколений
в традициях Городца. Декоративная композиция.
Узнать о роли традиции в поэтике художественного языка народного искусства, передаваемого из поколения в поколение, содержание понятия «народный художественный промысел», о значении народного искусства в жизни. Научиться решать творческие задачи на импровизацию. Закрепить навыки росписи кистью. 1 8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет. Расширить представление о портрете как жанре изобразительного искусства. Углубить знания о строении, пропорциях головы человека и способах ее изображения в разных поворотах. Овладеть композиционными умениями и навыками: в создании портретного образа человека художественно-творческой профессии. Научиться передавать свое эмоциональное отношение к изображаемому герою, рисовать портрет конкретного человека творческой профессии (художника, народного мастера). 1 9. Вольный ветер – дыхание земли.
Пейзаж.
Расширить представление о пейзаже как о жанре искусства, о приемах передачи статики и динамики графическими средствами.
Закрепить графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков.
Овладеть ассоциативным мышлением при восприятии явлений природы и отображении их в набросках.
1 II четверть (7часов)
10. Движение – жизни течение.
Наброски с натуры, попамяти и представлению.
Получить представление о том, что жизнь – это вечное движение. Расширить представление об искусстве как об универсальном способе отображения изменчивости
в природе и человеческой жизни, о пейзаже, основах композиции. Овладть живописными умениями и навыками в передаче статики и динамики на примере изображения деревьев, людей, транспорта и другой техники. Углубить представление о живописных средствах художественной выразительности.
1 11. Осенние метаморфозы.
Пейзаж: колорит, композиция.
Расширить представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, композиционных схемах пейзажей с изображением людей и техники. Закрепить навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта. Научиться объединять природные явления, людей, технику в собственной творческой композиции. 1 Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
12. Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.
Групповой портрет.
Расширить свое представление о портрете как о жанре изобразительного искусства.
Узнать суть понятия «родословное древо», о заслугах и родословном древе коллекционера и мецената
Д. Г. Бурылина. Овладеть навыками рисования с помощью композиционных схем изображения головы. Научиться рисовать портрет, передавать свое отношение к создаваемому портрету.
1 13. Двенадцать братьев друг за другом бродят…
Декоративно-сюжетная композиция.
Познакомиться с художественными особенностями старинной традиционной русской одежды: обычный кафтан, парадный кафтан – фе́рязь, ферезея; шуба; царское платно. Повторить содержание понятия приём уподобления. Овладеть навыками исполнения быстрого наброска. Научиться составлять композиционную схему рисунка, выбирать лучший вариант. 1 14. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Познакомиться с произведениями художников лаковой миниатюры и И. Билибина, связанными с образами героев сказки «Двенадцать месяцев». Повторить понятия «родственные цвета», «контрастные цвета», «дополнительные цвета». Научиться работать над цветовой гармонией с помощью цветового круга, выполнить иллюстрацию к сказке.
1 15. Новогоднее настроение.
Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.
Научиться работать различными художественными материалами, выражать новогоднее праздничное настроение в цветовомсочетании. 1 16. Твои новогодние поздравления.
Проектирование открытки.
Научиться работать различными художественными материалами, выражать новогоднее праздничное настроение в цветовом сочетании, читать технологические карты, изготавливать новогоднюю открытку.
1 III четверть (10 часов)
17. Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки.
Углубить представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Закрепить навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы с помощью мягких материалов. Научиться выявлять особые приметы зимней природы в разные периоды, понимать ее символическое значение в природе, жизни и искусстве, проводить эксперименты с красками, использовать в своей работе наброски собственных впечатлений и наблюдений зимней природы. 18. Зимние картины. Сюжетная композиция. Познакомиться с историей Русского музея, его коллекциями. Углубить представление о пейзаже, композиции. Узнать об особенностях изображения городского пейзажа с фигурами людей. Закрепить навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. Освоить приемы свободной работы красками. Научиться передавать определенное состояние зимней природы и того, как человек себя проявляет в эту пору, чем занимается, чему радуется. 1 19. Ожившие вещи. Натюрморт. Расширить представление о натюрморте, графической технике. Закрепить навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами с передачей конструктивного строения предметов. 1 20. Выразитель-ность формы предметов. Декоративный натюрморт. Узнать, какими приемами можно усилить декоративность композиции. Закрепить знания о холодной и теплой цветовой гамме, цветовом контрасте, композиционно-колористических схемах натюрмортов, навыки составления и исполнения композиции декоративного натюрморта с передачей формы предметов и локального цвета. 1 21. Русское поле.
Бородино. Портрет. Батальный жанр.
Получить представление о Бородинском сражении как о величайшей битве в отечественной истории, отраженной в произведениях художников, поэтов средствами изобразительного искусства и поэзии (М. Ю. Лермонтов «Бородино» и стихотворения других поэтов). Расширить представление о портрете и батальном жанре. Освоить навыки быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры. Научиться выполнять зарисовки воинов времен войны 1812 года. 1 22.  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».
Сюжетная композиция.
Получить представление об Отечественной войне 1812 года как о народной войне для России. Научиться продумывать композиционную схему рисунка, выбирать художественные материалы для реализации своего замысла, рисовать сюжетную композицию согласно выбранному тексту стихотворения М. Лермонтова.
1 23. Образ мира в народном костюме
и внешнем уб-ранстве кресть-янского дома. Орнамент.
Получить представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма. Закрепить навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением. Научиться понимать символику народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. 1 24. Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция.
Получить представление о процессе изготовления народных картинок, разнообразии сюжетов, тем,образов лубочных картинок. Узнать специфику технологии изготовления лубка, своеобразие его символики, графических приемов, линии, цвета, композиции. Закрепят  графические навыки. Освоить новые способы изображения.
1 25. Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция.
Узнать специфику технологии изготовления лубка, графические, декоративные и колористические особенности. Закрепить навыки работы над декоративной сюжетной композицией с использованием приемов лубочной техники, графические навыки. 1 Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
26. Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. Познакомиться с архетипами искусства на примере природной стихии – воды, плакатом как одним из жанров изобразительного искусства. Узнать роль воды в жизни человека и место в искусстве. Закрепят графические навыки: в написании текста, в отборе изобразительных мотивов их обобщенному решению и компоновке. Узнать особенности плакатного искусства, его композиционной, графической, цветовой специфики. 1 IV четверть (9 часов)
27. Повернись к мирозданью.
Проект экологического плаката в технике коллажа.
Расширить свои представления о плакате как об одном из видов графического искусства, особенностях цветового и композиционного решения плаката. Узнать приемы написания слов для плаката. Закрепить графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы. 1 28. Русский мотив.
Весенний пейзаж.
Расширить представление о весеннем времени года в искусстве и действительности как о символе пробуждения природы, о пейзаже. Научиться выявлять особые приметы весенней природы в разные периоды, понимать символическое значение весеннего времени года в природе, искусстве и жизни человека, экспериментировать с художественными материалами, мелками, красками, пользоваться ими в своих набросках впечатлений и наблюдений природы. Закрепить навыки чтения композиционных схем художественных произведений, работы над эскизом своей композиции.
Познакомиться с творчеством художника К. Юона.
Закрепить живописные навыки; в передаче определенного весеннего состояния. Освоить приемы работы в технике акварельных красок или восковых мелков, монотипии. Научиться воплощать свои замыслы в реальные рисунки с передачей своего отношения к изображаемому.
1 29. Русский мотив.
Весенний пейзаж.
1 30. Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества.
Углубить представление о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., запечатленном в произведениях разных видов искусства. Познакомиться с произведениями изобразительного искусства разных жанров, посвященными подвигу нашего народа. Расширить представление о скульптуре как о жанре изобразительного искусства. Закрепить навыки работы с художественными материалами. Научиться продумывать свой замысел и выполнять эскиз памятника в соответствии с ним.
1 31. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют».
Изготовление медали.
Получить элементарные представления о медальерном искусстве на материале вернисажа «Боевые награды», творческом процессе создания орденов и медалей. Узнать об условном языке изображений на медалях и орденах. Закрепить навыки композиционного решения образа-символа для памятной медали ко Дню Победы. 1 32. Орнаменталь-ный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании раз-
личных выразительных средств разными народами
мира.
Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.
Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей.
Выполнять задания творческого и поискового характера
Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера
1 33.  Орнаменталь-ный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. 1 34. Восхитись вечно живым миром искусства. Познакомиться с выразительными средствами различных видов декоративно-прикладного искусства. Научиться приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, оценивать произведения искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Повторить терминологию и классификацию изобразительного искусства; расширить представление о роли искусства в жизни человека. Овладеть практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности. 1 35. Резервный урок. 1 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
     
Рабочая программа предмета изобразительное искусство: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М.: Просвещение, 2013.
 учебник по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс; . – М.: Просвещение, 2013.
 творческая тетрадь Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство 4 класс. . – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-наглядные пособия.
Хрестоматии литературных произведений
к урокам изобразительного искусства.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
Альбомы по искусству.
Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
Научно-популярная литература по искусству
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал; карточки по художественной грамоте
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи музыки к литературным произведениям
Технические средства обучения
Аудиомагнитофон, компьютер
Учебно-практическое оборудование
Конструкторы.
Краски акварельные, гуашевые.
Бумага формата А3, А4.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Кисти беличьи № 5, 10, 20.
Ёмкости для воды.
Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов и овощей (комплект).
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Гипсовые орнаменты.  3—4 вида.
Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
Драпировки.
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)
Игры и игрушки
Театральные куклы.
Маски