Методическая разработка интегрированного урока обществознание + психология Человек среди людей


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ТГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
методическая разработка интегрированного урока
обществознание + психология
Тюмень 2014 г.
ББК 74.266.0+88.8
УДК 372.83
И 21
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Н.Г. МиловановаИванова С.А., Мастерских Н.В. Интегрированный урок «Человек среди людей, методическая разработка - Тюмень; Тюменское ПКУ, 2014. 16 стр.
В разработке представлен материал для проведения интегрированного урока обществознание + психология, главной целью которого является формирование компетенций кадета и его инновационной культуры.
Рассмотрено на заседании ПМК истории и искусства Тюменского ТПКУ (протокол № 6 от 04.02. 2014г.)
Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища
@ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 2014.
@Иванова С.А., Мастерских Н.В., 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 4
Конспект урока ……………………………………………………… 6
Литература …………………………………………………………… 12
Приложение ………………………………………………………….. 13
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция рассматривается на сегодняшний день как общемировая тенденция и связывается с тем, что интеграционные процессы входят в современное образование, активно воздействуют на способы решения актуальных проблем нашего времени, во многом определяют стиль мышления кадет.
Интегративный подход в обучении – это методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм. Цель педагогической интеграции – восстановление целостности восприятия кадетами многомерных объектов действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает масштабную интеграцию учебных предметов для успешного усвоения обучающимися образовательных программ.
Представленная интеграция психологии и обществознания способствует решению, прежде всего, такой задачи, как общечеловеческая (личностная), которая определяет содержание и технологии познания, развития и актуализации собственного “Я” человека в различных областях жизнедеятельности. В качестве базового интегрирующего фактора в обществознании и психологии выступает, в первую очередь, личность кадета.
Таким образом, интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи представленных наук, но и понимания обществознания как средства воспитания личности. Основной целью обществознания является помощь в социализации кадет в современных социально-экономических условиях. Тогда в основе построения интегрированного курса будет лежать логика психологического (в первую очередь личностного и познавательного) развития кадета. При этом воспитание гражданина пойдет не через подачу ему готовых знаний о месте человека в обществе, а через развитие его самосознания, когда вопросы самоопределения в морально-этической, ценностной, правовой и других сферах социализации будут закономерно ставиться самим кадетом, т.е. он станет полноправным субъектом, а не объектом развития в процессе обучения.
Интегрированный урок «Человек среди людей»
(обществознание, психология)
6 класс
Тема: Человек среди людей
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме Человек среди людей с использованием психологических приемов и методов
Задачи:
Обучающая: закрепить и систематизировать изученный материал на уроках обществознания, используя элементы психологического тренинга;
Развивающая: сформировать умения и навыки практического применения полученных знаний в повседневной жизни; развивать конструктивные навыки поведения;
Воспитывающая: способствовать воспитанию этически-нравственных качеств личности: чувства ответственности и доверия; осознанию своей роли в группе и определению своего стиля поведения.
Тип урока: урок-тренинг
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные – определять понятия, вступать во взаимодействие, работать в группе;
Предметные – понимание важности умения взаимодействовать с обществом;
Метапредметные – умение применять полученные знания в повседневной жизнедеятельности.
Ход урока:
Вступительное слово преподавателя:
- Здравствуйте, уважаемые кадеты! Сегодня мы подведем итог изученной нами темы «Человек среди людей» и проведем этот урок не совсем обычно, а в форме урока-тренинга. Тема «Человек среди людей» не ограничивается рамками урока обществознания, а широко изучается в таких науках как психология, социология и встречается в повседневной жизнедеятельности каждого человека. Попробуйте привести пример из жизни, в каких ситуациях вам приходилось сталкиваться с изученной темой.
(ответы учащихся)
Преподаватель:
- Действительно, человек ежедневно взаимодействует с окружающими. Это может быть как личностное взаимодействие, так и групповое, а вот насколько оно будет эффективным, зависит от вашего умения применить теоретические знания в жизни. Именно поэтому для того, чтобы отработать свои теоретические знания на практике, мы выбрали необычную форму урока – урок-тренинг, который проведем совместно с психологом.
При изучении темы «Человек среди людей» мы рассмотрели 4 основных блока.
1 блок. Межличностные отношения
Практические задания:
Давайте вспомним, что же такое межличностные отношения?
(ответы учащихся).
Действительно, межличностные отношения невозможны без взаимодействия, а как известно, есть люди, которые вызывают у нас симпатию, и есть те, кто вызывает антипатию. Я предлагаю вам выполнить 1-ое задание: назовите черты характера человека симпатичного и не приятного вам.
Задание 2.
Психолог: Упражнение «Поводырь»
Цель: формирование чувства ответственности и доверия.
Инструкция: Кадеты встают в пары, один выполняет роль поводыря, другой роль слепца. Задача «поводыря» довести «слепца» с завязанными глазами на другой конец класса, преодолевая препятствия, которые создают остальные участники.
Рефлексия: Какие чувства испытывали?
Кем быть легче - ведомым или ведущим?
Что необходимо для наиболее успешного выполнения этого упражнения?
Психолог подводит кадет к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие, взаимопринятие.
Преподаватель: - Обратите внимание на доску, ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям. Найдите этот термин.
Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.
2 блок. Человек в группе.
Преподаватель: - Каждый человек в группе гласно или негласно занимает определенное место. Как правило, в любой группе есть лидер, иногда бывает и не один. Давайте вспомним, кто такой лидер и какую функцию в коллективе он должен выполнять?
Психолог: - Для того, чтобы понять, какую роль вы исполняете в своем коллективе, я предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе и определение своего стиля поведения.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в команде? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Преподаватель: Взаимодействия в группе могут строиться на доверии, на подавлении, на внутреннем расположении друг к другу или на деловом сотрудничестве. Определите, какие предложения текста являются установленными фактами, а какие оценочным суждением.
«Симпатия-это внутреннее расположение, привлекательность.
Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию.
Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки.
Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичным».
3 блок. Общение.
Преподаватель: Общение – неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым). Давайте выполним упражнение, которое поможет нам определить, что необходимо для общения.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: Создать ситуацию необычного общения.
Инструкция: «В группе имеется возможность получить опыт общения, непривычный для повседневной жизни. Двое кадет садятся спиной друг к другу и в течение 2-3 минут стараются поддержать разговор»
Рефлексия: Легко ли было вести разговор?
Что необходимо для поддержания разговора?
Психолог подводит кадет к пониманию того, что общение не возможно без создания контакта, а установить контакт можно с помощью взгляда.
Преподаватель: - Подберите различные прилагательные к слову «взгляд» и составьте как можно больше словосочетаний с этим словом. Сделайте вывод: что может рассказать о человеке его взгляд?
С помощью чего еще можно установить контакт? (ответы учащихся)
Проанализируйте ситуацию: Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живет пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей.
Преподаватель: Какие действия необходимо совершить соседке или Лиде для установления контакта и разрешения ситуации? Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
4 блок. Конфликт.
Преподаватель: Просмотрите эпизод из мультфильма про попугая Кешу и ответьте на вопросы:
Является ли эта ситуация конфликтной? В чем причина данного конфликта? И какие пути его решения.
Как часто в нашей жизни происходят конфликты? И как мы из них выходим?
Психолог: Упражнение «Автобус»
Цель: развитие навыков конструктивного разрешения конфликта.
Инструкция: Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Один из участников - пассажир, находящийся в конце шеренги пытается выйти из автобуса, но очень невоспитанный пассажир преграждает ему дорогу и не хочет пропускать. Назревает конфликт. Задача выходящего из автобуса - использовать различные методы разрешения конфликта, выйти на своей остановке.
Рефлексия: Какие стратегии поведения были использованы участниками игры: приспособление (сглаживание противоречий в ущерб своим интересам), соперничество (открытая борьба), компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок) для выхода из конфликта?
Преподаватель: Итак, мы закрепили и отработали на практике изученную тему «Человек среди людей» и в завершении я предлагаю вам заполнить ступени лестницы, которые приведут нас к успешному взаимодействию с окружающими. Какие навыки необходимы человеку для успешного прохождения всех ступеней?
Как вы считаете, почему ступени выбраны именно в таком порядке?
Оцените свою деятельность на уроке, поставив себе оценку, используя невербальные методы общения.
Домашнее задание: §6-9, повторить термины
Литература.
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Обществознание, учебник 6 класс, М. «Просвещение» 2010.
Дерманова И. Б. Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методичексие рекомендации. – СПб., 2001.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. –М., 2004.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Слайды.






Фотографии.


-72390top