Методический материал на тему Учебные задачи на материале разных школьных курсов географии.

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся.


Вода на Земле.

Вода на планете Земля находится в трех состояниях – жидком, твердом (лёд, снег) и газообразном (пар). Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу. Гидросфера включает три главные составные части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. [1. с.113]
Все части гидросферы связаны между собой процессом круговорота воды в природе. На Мировой океан приходится более 96% всей воды планеты. Его делят на отдельные океаны – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.[1. с.118]
В последнее время некоторые ученые предлагают выделять еще Южный океан, омывающий Антарктиду. Северную его границу они проводят по линии, соединяющей южные точки Африки, Южной Америки и острова Тасмания. Границы океанов совпадают с берегами материков и островов. Однако там, где океаны свободно сообщаются, между ними нет четких естественных границ. [2. с.75] Части океанов, которые вдаются в сушу, называют морями. Воды суши включают реки, озера, болота, ледники, подземные воды. В атмосфере содержатся водяной пар, капельки воды и кристаллики льда. [1. с.118]
Обеспеченность Южных (Австралия, Антарктида, Африка, Южная Америка) и Северных (Северная Америка, Евразия) материков водными ресурсами различна. Наиболее обеспеченны водными ресурсами Южные материки. [3. с.100, 203]
Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности. Существенная особенность водных ресурсов России, затрудняющая их использование, заключается в крайне неравномерном размещении их по территории страны. По обеспеченности водными ресурсами первое место занимает Бразилия (19% мирового речного стока), второе Россия (10% мирового речного стока), а третье место разделили Канада, Индонезия и Китай (по 7% мирового речного стока на каждую страну).[4. с.90]
Водные ресурсы России сосредоточенны в реках, озерах, болотах, ледниках, а также подземных водах. Из поверхностных вод в социально-экономическом развитии страны приоритет принадлежит речному стоку. Ресурсами речного стока наиболее обеспеченна Азиатская часть России (Восточный макрорегион – Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). На Сибирский округ (Западная и Восточная Сибирь) приходится 43% ресурса речного стока всей России. По среднему многолетнему стоку самые крупные реки находятся на территории Сибирского округа: р. Енисей (625 км3/год), р. Лена (530 км3/год), р. Обь (404 км3/год). Реки – Енисей и его притоки (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска), Лена, Обь и другие представляют собой крупнейшие в стране источники дешевой гидроэнергии и воды. [5. с.255]
Водные ресурсы – это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества. [4. с.90]
Задания:

1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.
(Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.)
Вода
Гидросфера
Водные ресурсы


2. Определите какое понятие шире по объему. Объясните почему. (Деятельность учащихся направлена на установление родовых и видовых связей между понятиями.)

Гидросфера
Вода


Мировой океан
Тихий океан


Гидросфера
Мировой океан


Земля
Материк


Сибирский округ
Западная Сибирь


3. Назовите более широкое и более узкое по объему понятие. Объясните свой выбор. (Деятельность учащихся направлена на установление родовых и видовых связей между понятиями.)

?
Мировой океан
?


Вариант ответа:

Гидросфера
Мировой океан
Атлантический океан


и др.

4. Назовите обобщающее понятие. (Обучение обобщению.)

Мировой океан.
Воды суши.
Воду в атмосфере.

Ответ: Гидросфера.

Поверхностные воды.
Подземные воды.

Ответ: Водные ресурсы.

Реки.
Озера.
Болота.
Ледники.

Ответ: Поверхностные воды.

5. Дайте сравнительную оценку обеспеченности водными ресурсами двух регионов России: Западная Сибирь и Восточная Сибирь. Объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему.
Возможный вариант ответа:
Оба региона в ходят в состав Восточного округа.
Оба региона обеспеченны водными ресурсами.
На территории обоих регионов располагаются крупные речные системы, которые имеют широкое хозяйственное использование.
Реки Восточного округа относят к бассейну Северного Ледовитого океана.
и т.д. Можно назвать отличительные особенности, задать ряд проблемных вопросов, провести обобщение понятий.

6. Составьте как можно более длинную логическую цепочку ограничения понятия «Гидросфера». (Мотивация учеников на внимательное чтение.)
Гидросфера – воды суши – реки – реки Сибирского округа – реки Восточной Сибири – река Енисей -

7. Сравните определения и объясните, какое из них вы считаете верным и почему.
Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды.
Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения.
Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.
8. Назовите континент, не относящийся к Южным материкам. (Обучение делению с помощью выделения признаков, в данном случае – территориального.)
Австралия.
Антарктида.
Африка.
Южная Америка.
Евразия.

Ответ: Евразия.

9. Сравните два суждения. Объясните, в каком из них нет логической ошибки.
Мировой океан делят на Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Мировой океан делят на Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.
или
На Восточный макрорегион (Западная и Восточная Сибирь) приходится 43% ресурса речного стока всей России.
На Сибирский округ (Западная и Восточная Сибирь) приходится 43% ресурса речного стока всей России.
С заданиями 1, 2, 4, 6, 7, 8 слабоуспевающие учащиеся смогут справиться. Задания 3, 5, 9 рассчитаны на более сильных учеников.
Используемая литература:
География. Начальный курс. 5 кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016.
География. Начальный курс. 6 кл.: учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2016.
География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М.: Дрофа, 1999.
География: Природа России. 8 кл.: учебник / И.И. Баринова. - М.: Дрофа, 2014.
География России. Население и хозяйство. 9
·кл.: учебник / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - М.: Дрофа, 2013.

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.

Антарктида – южный полюс планеты.

С давних пор существовала легенда о том, что у Южного полюса находится неизвестная земля «Южный материк». Плавание голландского мореплавателя А. Тасмана в 1642 г. Опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом.
Знаменитый английский мореплаватель Д. Кук также не нашел «Южной Земли», до конца жизни он сомневался в существовании Антарктиды.
С тех пор поиски «Южной Земли» на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.
В 1820 г. русские мореплаватели Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) на парусных кораблях «Восток» и «Мирный» открыли шестой континент – Антарктиду. Их героическое плавание продолжалось 751 день. За это время они девять раз подходили близко к берегам Антарктиды, однако льды не позволяли им высадиться на материке. Только в 1894 г. люди впервые ступили на землю Антарктиды. Это были норвежцы капитан Леонард Кристенсен и матрос Карстен Борхгревинк, которым удалось в шлюпке добраться сквозь льды до берега.
14 декабря 1911 г. норвежцем Раулем Амундсеном, а месяце позже – 18 января 1912 г. – англичанином Робертом Скоттом был достигнут Южный полюс. Ученые получили первые сведения о внутренних районах материка. Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего нескольких километров до базы, где были продукты и топливо.
В первой половине XX в. США, Великобритания, Австралия, Норвегия и другие государства организовали специальные экспедиции по изучению Антарктиды. Исследования проводились на побережье, внутренние же области материка оставались малоизвестными.
Только с проведением Международного географического года двенадцать государств мира решили совместно изучать материк и обмениваться информацией.
Современные исследования показали, что с 1970 г. ледяной покров материка уменьшился на 70%. Антарктида тает. Сейчас под угрозой разрушения находится четвертый по площади ледник мира. Его площадь составляет 55 тыс. кв. км, что представляет собой половину площади Исландии. Ученые предполагают, что значительная часть материка отколется, как айсберг, в ближайшем будущем и затем растает. Ученые из Великобритании предупреждают, что, когда весь ледник разрушится, уровень Мирового океана повысится на целых 10 см. Повышение уровня моря будет представлять угрозу в первую очередь для государств с протяженной береговой линией и островных государств, может пострадать от 400 до 700 миллионов жителей прибрежной зоны.
На сегодняшний день Антарктида не принадлежит ни одному государству. Антарктиду называют континентом науки и мира. Охрана природы Антарктиды закреплена законом.

Задания:

Первый уровень читательского умения.
1. Прочитайте текст «Антарктида – Южный полюс планеты» и ответьте на вопросы.
Тестовые задания:
Представители какой страны открыли самый суровый материк Земли?
США.
Англии.
России.

Кто из полярных исследователей впервые достиг крайней южной точки Земли?
Руаль Амундсен.
Н.М. Пржевальский.
Давид Ливингстон.

Назовите имена мореплавателей, которые на судах «Восток» и «Мирный» впервые подошли к шестому материку земли.
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Витус Беринг и Алексей Чириков.
И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

Традиционные вопросы:
В каком году был открыт шестой континент – Антарктида?
Кто открыл Антарктиду?
Кто первым ступил на землю Антарктиды?
Кто из ученых получил первые сведения о внутренних районах материка?
.
Какому государству принадлежит территория Антарктиды?

Второй уровень читательского умения.
Задания:
1. Прочитайте текст «Антарктида – Южный полюс планеты» и ответьте на вопросы.
Русские моряки девять раз подходили на парусных судах «Восток» и «Мирный» к ледовым берегам Антарктиды, но высадиться на берег не смогли. Почему?
Объясните, почему Антарктида была открыта в последнюю очередь?
В чем главные причины вечного холода в Антарктиде?
Какие последствия вызовет таяние ледников Антарктиды?
Можно ли предотвратить процесс таяния ледников Антарктиды?
Почему Антарктиду называют континентом науки и мира?

Третий уровень читательского умения.
1. Прочитайте текст «Антарктида – Южный полюс планеты» и ответьте на вопрос.
Разделяете ли вы оценку ученых о возможных последствиях таяния ледников Антарктиды?

Задание направленное на работу с различными источниками информации.
1. Пользуясь физической и климатической картами Антарктиды в атласе, назовите верные утверждения.

Антарктида – самый южный материк.
Антарктида ближе всего находится к Южной Америке.
Антарктида – единственный материк, лежащий в пределах Южного полярного круга.
Антарктида – самый холодный материк Земли.
В Антарктиде все точки имеют южную широту.


Задания первого уровня рассчитаны на закрепление прочитанного материала. С ними справятся все учащиеся. Задания второго уровня вызовут затруднения у слабоуспевающих учащихся. Таким ученикам учитель может задать дополнительные вопросы, либо обратить внимание ученика на источник информации. Третий уровень читательской грамотности доступен ученикам с отличной подготовкой. Успевающие учащиеся с целью подтверждения правильности логики своего мышления могут задавать дополнительные вопросы при оформлении работы.





Учебные задачи на материале разных школьных курсов географии, направленные на речевое развитие учащихся.


1. Великий английский ученый Исаак Ньютон писал: «Не знаю как другие, а я чувствую себя ребенком, который бродит весь день у кромки воды, находя то раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». Как вы объясните эти слова?

2. Изучите информацию о великих путешественниках (с. 38-39 учебника И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин). Используя дополнительные источники информации, подготовьте рассказ об одном из путешественников, жизнь которого показалась вам особенно интересной. (Учащиеся могут работать индивидуально или в паре. В дополнение к своему рассказу возможно оформление презентации).









15