«Сценическое воплощение песенного фольклора »


















«Сценическое воплощение песенного фольклора »






















Содержание:

1.1. Введение 3
1.2. История развития детского музыкального фольклора .. 6
1.3. Сценическое воплощение песенного фольклора ... 9
1.4. Педагоги и фольклористы, занимавшиеся этой проблемой...... 14
1.5. Заключение 17
1.6. Список литературы .. 18
1.7. Музыкальная композиция « Птица – счастья».. 20

















Введение

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно - значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору.
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.
Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.
Русский хоровой фольклорный коллектив как жанр исполнительства опирается на народное музыкальное творчество, которое представляет собой явление синкретичное. Средствами народного исполнительства являются песня, пляска, пантомима, декламация, инструментальная музыка. Объединить их, чтобы раскрыть художественный замысел одной песни или сцены – дело не простое, а обучить искусству владения ими, особенно в самодеятельной среде – огромный и ответственный труд. Здесь знания и вкус руководителя, балетмейстера, а порой и режиссёра имеют первостепенное значение.
Перечисленные проблемы и побудило меня рассмотреть чрезвычайно мало разработанную сторону деятельности коллективов – воплощение песенного фольклора на сцене.
Таким образом, цель работы ответить на главный вопрос: «Как сделать фольклорное произведение общедоступным и понятным, сохраняя при этом самобытность подлинника. ( Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора., стр. 70)
Для руководителя коллектива ставятся следующие задачи:
- анализ поэтического текста ( подтекст, логический и композиционный анализ);
- идейное истолкование песни;
- анализ жанровых особенностей песни;
- выбор « предлагаемых обстоятельств;
- определение «темпо-ритма» сценического действия и поведения персонажей;
- сценическое решение в пространстве (мизансценирование, планировка, хореография);
- художественное оформление (одежда, бутафория, декорации, световое и шумовое оформление). ( Руденко А.Ю. – Сохранение традиционности в разработке сценарных композиций на основе народных обрядов и праздников, стр. 59)
Таким образом в процессе творческого вхождения в материал его анализа постепенно складывается замысел произведения.






















История развития детского музыкального фольклора

В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства относятся к XIV веку.
В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и описания детских игр.
В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей.
Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.
Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”, “Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в “Памятных книжках земств” и др.
В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.
Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен).
Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф
Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В. (1826-1900г.г.).
Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр.
Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста.
Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч записей детского игрового материала из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр.
Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.
Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие.

Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность обобщена в труде “Детский фольклор” .
Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н. в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский фольклор Сибири”.
В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л. “Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в обработке Агафонникова, ряд других работ.

Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся”. Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть крупнейшую роль”.
Сценическое воплощение песенного фольклора.

Русский хоровой фольклорный коллектив как жанр исполнительства опирается на народное музыкальное творчество, которое представляет собой явление синкретическое. Средствами народного исполнительства являются песня, пляска, пантомима, декламация, инструментальная музыка. Объединить их, чтобы раскрыть художественный замысел одной песни или сцены – дело не простое, а обучить искусству владения ими, особенно в самодеятельной среде – огромный и ответственный труд. Поэтому творческая деятельность руководителя певческого коллектива включают в себя сложную систему знаний музыки, литературы, хореографии, живописи, театра. Весь этот сплав должен быть направлен им в единое русло: на создание целостного произведения, представления, композиции. Руководители, имеющие только квалификацию музыканта и не обладающие специальными знаниями и навыками в других видах искусства, и, прежде всего, в драматическом, обычно ограничиваются музыкальном исполнении песни.
« Выведение фольклора на сцену требует понимания законов сцены, специфики сценического искусства. И здесь необходимо обратиться к опыту других видов зрелищного искусства – театру, массовым действиям, которым свойственно игровое, действенное начало, истоки которого лежат в народных праздниках, фольклорных обрядах, старинных игрищах, во всем том, с чего начиналось собственно драматическое искусство.
Руководитель коллектива может считать себя готовым к работе над произведением только тогда, когда у него созревает замысел будущей постановки, предполагающей:
- анализ поэтического текста(подтекст, логический и композиционный анализ)
- идейное истолкование песни
- анализ жанровых особенностей песен
- выбор «предполагаемых обстоятельств»
- определение «темпо-ритма» сценического действия и поведения персонажей
- сценическое решение в пространстве (мизансценирование, планировка, хореография)
- художественное оформление (одежда, бутафория, дикорации, световое и шумовое оформление)
Таким образом, в процессе творческого вхождения в материал, его анализа постепенно складывается замысел произведения.

Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиции её бытования в народной среде. Руководитель детского фольклорного коллектива особенно тщательно должен продумывать сценический вариант песни, так как главная задача руководителя заключается в том, чтобы не только продемонстрировать зрелищный момент в показе песни, но и сразу же разбудить интерес к истокам танцевальных движений, жестов, диалекта, манеры пения, игры, костюма в целом или его элементов. Так, например, если песня обрядовая, руководитель должен подробно, ярко и образно об обряде, его особенностях и подчеркнуть на данном примере какие – то детали, специфику ритмики, манеры исполнения мелодии и т.д., вызвать у исполнителей не только эмоциональное восприятие, но и осмысленное, продуманное подкреплённое знаниями. Руководитель народного хора должен всесторонне знать фольклор своей области, так как материал детского фольклорного ансамбля должен базироваться на местных фольклорных традициях: музыкальных, песенных, хореографических.
В исполнительской практике народных хоров немалое место занимают народная хореография и пантомима, в детском же фольклорном ансамбле удобны для исполнения игровые песни, театрализованные действия. Этой стороной народного творчества нужно заниматься с детьми не меньше, чем пением, а в младших группах фольклорного ансамбля с игровых моментов начинается и заканчивается каждая репетиция: дети через игру быстрее воспринимают произведение, живее и эмоциональнее реагируют, импровизируют, запоминают.
Для каждого хорового коллектива существует целый арсенал хореографических движений, коленец, поворотов, дробушек, проходок и т.д. Петь и танцевать одновременно, как это делалось в старину. Хормейстер должен научить детей определённому набору танцевальных движений, характерных для данной области. Так, например, на юге России пели с высоко поднятыми руками, с очень разнообразными движениями кистей рук, в западных областях более низкие руки в танце. Достаточно разнообразны и движения ног (проходки, дробушки и т.д.) в зависимости от региона. Хормейстер должен чувствовать специфику сочетания песни и танца. Главную роль в хоровом произведении с танцевальными движениями должна играть песня. А танец – это средство более полного раскрытия её содержания.
Хороводы и хороводные песни можно разделить по их содержанию на игровые и плясовые. В первых развивалось и приобретало более острую сюжетную направленность драматическое искусство (в частности, пантомима), во вторых - получила право на самостоятельное существование и развитие народная хореография.
От песен и хороводов второй группы отделились в самостоятельный жанр пляски и сопровождающие их песни. Инструментальное сопровождение вылилось в третью группу, существовавшую и как самостоятельный жанр, и как сопровождающая песни и танцы музыка.
Хороводы – игры представляют собой небольшие законченные музыкально-драматические сценки, разыгрываемые участниками хороводов. Действие обычно разыгрывалось внутри круга, либо между двумя шеренгами поющих. Главное для этих хороводов – содержание песни, ибо всё, о чём поётся в песне, должно изображаться действующими лицами в виде маленькой драматической сцены. Ведущую роль исполняла запевала, начинающая каждую строфу песни, а хор её продолжал. Содержание игровых песен весьма разнообразно, но это всегда какая-нибудь жанровая сценка из народного быта.
Хороводы – пляски представляли собой большие группы танцующих людей. Их отличие состоит в том, что все пляшущие поют песню и стремятся в такт пению соблюдать четкость хореографических построении («змейка», «воротики», «ручеёк») и отчетливо разбивать ногами ритм установленного движения. Содержание таких плясок-хороводов бывает обычно шуточного или лирического характера. Поют песни все участники хоровода, запевала только запевает песню, задавая тон и устанавливая темп. Хор подхватывает песню и продолжает петь её до конца, не останавливаясь. В хороводах-играх с окончанием песни заканчивается и хоровод. А в хороводах-плясках одна песня сменяет другую, но песня не останавливается. Часто на один напев поётся три-четыре песни, разные по содержанию.
Пляски отличаются от хороводов-плясок степенью исполнительского мастерства, виртуозными приёмами. Главное здесь – общение с партнёром и независимость отдельных участников пляски. Поют здесь зрители, вокруг пляшущих. Темп таких песен значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых.
Современные фольклорные ансамбли должны не только петь, но и хорошо двигаться, играть на народных музыкальных (шумовых, ударных) инструментах.
Работая над песнями с движениями, руководитель должен помнить, что разводка песни осуществляется им не для того чтобы отвлечь внимание слушателей от музыкальной ткани, а для того чтобы этим мощным средством выразительности помочь глубже раскрыть содержание песни, внести слушателя в ту атмосферу обряда или праздника, в которой естественно обитала звучащая песня с момента своего рождения.
Такие песенные жанры как календарные, игровые, хороводные дают возможность открыть примарные звуки голоса, найти естественный грудной звук, свойственный народной певческой манере.
Плясовые, скорые песни способствуют активной работе артикуляционного аппарата, помогают устранить различные дефекты речи( например вялый язык, губы и т.д.), развивают произношение согласных и гласных звуков. При использовании скорых песен раскрываются актёрские способности хористов, эмоциональность, а в сочетании пения с движением – пластичность, подвижность, лёгкость и т.д.
Шуточные песни обычно не выделяются в особый жанр, так как шуточная тематика характерна для песен самых разных жанров: детских считалок, дразнилок, плясовых, свадебных песен и т.д. Зачастую эти песни сопровождаются действием, игрой, и дети с удовольствием разыгрывают роли, пританцовывая, подыгрывая на разных инструментах.
Лирические протяжные песни наиболее сложны для исполнения. Обилие распевов, разрывов слов, вставные слова, развёрнутая музыкальная строфа, состоящая из нескольких фраз, богатая мелодическая орнаментика, неторопливый темп лирической песни требует в пении умения экономно расходовать дыхание, использование всех резонаторных возможностей с учетом высокой певческой позиции, техники звуковедения и т.д.
Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие, даёт возможность с помощью мимики., жеста и других выразительных средств, глубже раскрыть содержание песни.
Хорошо иметь в репертуаре песни с движением, хороводные песни, различающиеся по характеру и темпу исполнения. Рисунков движения хороводов достаточно много: «стенка на стенку», «змейка», « подковка», «улитка», «воротики», разнообразные круги.
Интересный материал для детского хора – календарные песни. Календарные песни связаны со старинными обрядами и обычаями. Можно рассказать детям, как встречали раньше весну деревенские мальчики и девочки: они собирались гурьбой, залезали на заборы, на крыши домов и сараев, подбрасывали выпеченные из теста «куликов-жаворонков», при этом исполняли песни-заклички, веснянки. Это был большой праздник – 1 день прилёта первых птиц.
А под Новый год дети и взрослые ходили от дома к дому и пели под окнами поздравительные песни-колядки с пожеланиями здоровья хозяевам и благополучия дому. За это хозяева одаривали колядовщиков деньгами, пирогами, салом с луком, хлебом. Детям дарили конфеты и пряники.




Педагоги и фольклористы, занимавшиеся
этой проблемой.

« Коллективное творчество организованное заранее продуманным планом на основе исполнительского общения, создаёт органическое единство, живость и непосредственность исполнения хора на сцене... Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении песенного фольклора зависит прежде всего от жанра песни и традиций её бытования в народной среде. Руководитель народного хора, делая тот или иной сценический вариант, должен опираться на местные традиции, и только основываясь на них, приступать к собственной режиссерской разработке.
При этом важное значение, приобретает и жест, и мимика, и игра, и индивидуальная манера поведения исполнителей, и собственно постановочное решение. Причём, это может быть просто обыгрывание отдельной песни или какой-то её части, могут быть объединены вместе две или более песни, может быть разработана более сложная вокально-хореографическая композиция или целое народное действо.». ( Пушкина С., Чернышева М., Калугина Н. – Народная песня звучит, « Сценическое воплощение песенного фольклора», стр 149).
« .В формировании музыкально-образного мышления участников хора иногда помогает образное видение. Творческое воображение можно разбудить путём ассоциаций.
.Целенаправленно сочетая учёбу с выступлениями, постепенно от репетиции к репетиции, от концерта к концерту набираясь творческого опыта, самодеятельный хоровой коллектив достигает желаемых результатов. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильнее эстетическое воздействие хорового пения на слушателей и участников самодеятельности, и значит – больше возможностей для их эстетического воспитания.» ( Шамина Л.В. – Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М. 1981г. стр 148-148,163-164).
« Выбор исполнительских средств, при сценическом воплощении фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиций её бытования в народной среде. Руководитель детского фольклорного коллектива особенно тщательно должен продумывать сценический вариант песни, так как главная задача руководителя заключается в том, чтобы не только продемонстрировать зрелищный момент в показе песни, но и сразу же разбудить интерес к истокам танцевальных движений, жестов, диалекта, манеры пения, игры, костюма в целом или его элементов..
..В работе с репертуаром детского фольклорного ансамбля необходимо учитывать художественный уровень песни, мелодическое, гармоническое, ладовое богатство, метро - ритмическое разнообразие, возможность технического и художественного освоения данного произведения в хоре, доступность содержания, жанровое многообразие народных песен. В этом случае репертуар будет способствовать развитию эстетического вкуса, обогащению духовного мира участников, совершенствованию исполнительского мастерства и музыкального мышления детей.» ( Терентьева Л.А. – Детский фольклор Самарского края. Самара, 1991., стр 30-31, 37-38)
« Непосредственная сценическая работа с участниками коллектива, воплощение песни и режиссерского замысла сценическое произведение невозможны без предварительной подготовки руководителя к сценическим репетициям, без отыскания и изучения самых различных материалов, проливающих свет на содержание песни, способствующих рождению сценического замысла.Изучая содержание песни, постановщик определяет её тему.
Особенность подбора материала и работа с ним будут диктоваться жанровой спецификой исполняемых песен..
Важнейшим моментом в работе над песней является анализ словесного текста.
В сценическом воплощении песенного фольклора хормейстер-постановщик должен уметь сочетать понятия музыкальные и драматические. Например, очень полезно к музыкальному определению темпа постараться подобрать определения, раскрывающие характер, свойства художественного образа и дающие ключ к нахождению верного сценического самочувствия.Одним из важных средств выражения идеи песни может быть мизансцена..» ( Маркова П.В., Шамина Л.В. – Режиссура народной песни. - М.1984г, стр 4-5, 9-13, 24-25)
« .В народной традиции почти не бывает, чтобы певцы пели стоя, неподвижно. Напротив, певцы «действуют» в песне. Они не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне
..Главное – учить певцов не изображать, а исполнительски действовать в пределах художественной меры.
Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении песенного фольклора зависит прежде всего от жанра песни и традиций её бытования в народной среде. Руководитель народного хора, делая тот или иной сценический вариант, должен опираться на народные традиции и , только основываясь на них, приступать к собственной режиссерской разработке» ( Калугина Н. – « О сценическом воплощении народных песен» )














Заключение:

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки», «водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку.
Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.
Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной традиции детям и подросткам. Фольклор значительно расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.
Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.
Путь к сценическому воплощению лежит через большой труд. Преодолеть сложности помогут любовь к фольклору и заинтересованность в истинном творчестве. Вызвать же интерес к творческому процессу поможет работа.



Список литературы:

1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.
2. Антипова Л.А. - Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. – Москва 1993
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
4. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М.,1996. с.468.
5. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.:
Просвещение, 1990.
6. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
7. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового
творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.
8. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 1987.
9. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
10.Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен .
11. Калугина Н.В. Некоторые вопросы работы самодеятельного народного хора.
12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.
13. Маркова П.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. – Москва 1984
14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1.
15. Немов Р.С. Психология. М., 1997. с.390.
16. Пушкина С., Чернышева М., Калугина Н. Сценичекое воплощение песенного фольклора.
17. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. – М.: Музыка, 1977.
18. Руденко А.Ю. Сохранение традиционности в разработке сценарных композиций на основе народных обрядов и праздников. – Оренбург 2007
19. Разумный В.А. Драматизм бытия. – М., Прометей, 1991. – с. 80.
20. Терентьева Л.А. Детский фольклор Самарского края. – Самара 1991
21. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков» 9-11 кл. 1991
22. Шамина Л. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка 1983
23. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – Москва 1981г.












13PAGE 15


13PAGE 14215




15