Конспект урока по МХК на тему Художественная культура Междуречья


Урок № 10
Раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ
Тема урок: Художественная культура Междуречья.
Религиозно-мифологические представления
народов Междуречья.
Цель урока:
Углубление понятия «древние цивилизации»; расширение представлений о географических особенностях Месопотамии; знакомство с основными периодами истории и достижениями культуры Месопотамии.
Рассмотрение основополагающих принципов, составляющих суть мифологических представлений народов Древнего Междуречья; обогащение лексики в пределах темы урока: политеизм, пантеон, адорант, имена месопотамских богов.
Оборудование: экран, медиапроектор, карта Передней Азии
Литература:
Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.
МХК. Поурочные планы 8 класс.
Тип урока: урок-лекция
Оформление:
Презентация Power Point по теме урока;
таблица: «Художественная культура с древнейших времён до наших дней» (раздаточный материал)
Схема периодов культуры Древнего Двуречья.
Карта Передней Азии
Карточки к уроку, рабочие листы
Ход урока
І. Организационный момент, обобщение пройденного материала:
-Ребята давайте повторим, что же нового мы узнали с вами на прошлом уроке. Вы сейчас в течении 3-5 минут поработаете с карточками, на которых задания с нашего прошлого урока.
ІІ. Введение темы урока.
--Как мы выяснили на прошлых уроках, первобытная культура – это культура – первобытнообщинного строя. Время её бытования датируют от появления Номо Сапиенс до возникновения классовых обществ, цивилизаций. С момента возникновения классовых обществ заканчивается культура первобытнообщинного строя и начинается культура цивилизаций.
Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в путешествие по древним цивилизациям, шаг за шагом постигая идеалы их духовной культуры.
--Запишите пожалуйста тему нашего урока : «Художественная культура Междуречья».
ІІІ. Изучение нового материала
--ЦИВИЛИЗАЦИЯ- (от лат. «цифилис» - гражданский, государственный) – синоним понятия «культура»: уровень, степень развития материальной и духовной культуры определённого общества.
---Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на столе, и скажите, в каком тысячелетии зарождаются цивилизации?
---правильно в 4 тысч. До нашей эры.
--Какие цивилизации зарождаются в это время?
-- Древний Восток –Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет; Греция.
--В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга –Персидским заливом, с запада – Средиземноморским побережьем, с севера- Кавказом, а с востока – Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась – МЕСОПОТАМИЯ – одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества.
«МЕСОС» - середина , «ПОТАМОС» - река – (греч) что означает –МЕЖДУРЕЧЬЕ
--На современной карте вы не найдёте этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.
--Здесь возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности.
Государства Шумер, Вавилон, Ассирия – стали крупнейшими очагами художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и средневековое искусство.
Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрёстке дорог и была ареной борьбы многих племён, народов, государств. Здесь переплелись культуры различных народов. Народы населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Из соединения элементов культур различных народов (шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хуриты, арамеи) – выросла месопотамская цивилизация. Она возникла за удивительно короткий срок и существовала на протяжении трёх тысячелетий. Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту, Палестина – эти древние цивилизации сыгравшие исключительную роль в многотысячном процессе формирования мировой художественной культуры. С 18 века привлекали внимание учёных ещё и потому, что многие события, города, цари, исторические и религиозные деятели этих древних стран упоминаются в БИБЛИИ.
НАПРИМЕР:
Вавилонская башня и дворец Навуходоносора, где проходил пир Валтасара – последнего царя Вавилонии.
Гора Арат, к которой причалил ковчег Ноя, построенный в Шурупаке.
В 18 веке кроме этих упоминаний в Библии люди ничего не знали ни о другом Шемере и Аккаде, ни о Вавилоне. Причиной такого неведения было полное отсутствие зримых памятников древней культуры Междуречья.
Почему же дворцы и храмы Месопотамии оказались под толщей земляных холмов, тогда как их ровесники – древнеегипетские храмы и дворцы стоят поныне?
Эта земля была бедна камнем и лесом, и потому основным строительным материалом была –глина (её было в избытке). Из неё делали кирпич-сырец (необожженный), а он был непрочный.
Кроме того через Месопотамию со звоном оружия, с грохотом летящих колесниц и топотом лошадей прокатывались войны, разрушавшие и уничтожавшие дворцы, храмы и скульптурные памятники. Вот почему перед взорами археологов чаще всего представали развалины и руины.
И всё же археологам удалось отвоевать у пустыни то, что сохранилось от богатой древней цивилизации. В середине 19 века английские и французские археологи начали раскопки холмов. Были вскрыты три гигантских холма:
Хорсабад, Куюнджик, Нимурд (это современные названия)
Под ними скрывались руины прекрасных дворцов, построенных в 3 тысячелетии до.н.э. в которых были обнаружены таблички с загадочными письменами. Благодаря этим табличкам учёным удалось составить краткую переодизацию истории Древнего Междеречья.
Рассмотреть схему исторических этапов развития Междуречья
Древняя культура племени и народов Двуречья –ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.
Искусство Шумера – 27 – 25 вв. до.н.э.
Искусство Аккада – 24 – 23 вв. до.н.э.
Искусство Шумера – 23 – 21 вв. до.н.э.
Искусство Старовавилонского царства – 19 -12 вв. до.н.э.
Искусство Ассирии – 9 – 7 вв.до.н.э.
Искусство Нововавилонского царства – 7 – 6 вв. до.н.э.
--Многое из того, что окружает нас сейчас, чем мы пользуемся в повседневной жизни, было создано более 3 – 4 тысячелетий тому назад :шумеро-вавилонская математика и астрономия дали позиционную систему цифр; круг 360 градусов; час – 6о минут; вычисление процентов; измерение площади геометрических фигур; определение лунных фаз и продолжительность солнечного года; изобретение календаря. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света; первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня); соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Они с оставили солнечные и лунные календари; символы 12 созвездий Зодиака; основы медицинских знаний; установили 7- дневную неделю. Но самое главное они изобрели – ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней Месопотамии.
--Благодаря глиняным табличкам с таинственными письменами учёные смогли нам рассказать не только о периодах истории Двуречья. Таинственные письмена раскрывают для нас представления древних месопотамцев о происхождении человека в этом мире, о зависимости человека от могущественных сил природы и многочисленных богов.
--В древние времена человек не переставал задумываться, откуда произошёл он сам, кто создал природу, откуда берутся дождь, ветер, почему сменяются день и ночь.
Страшась непонятных явлений (бурь, гроз, наводнений, землетрясений), человек приписывал силам природы сверхъестественный смысл. Одушевляя силы природы, человек верил, что любой природной стихией(землюй, водой, небом, огнём) управляет определённое божество.
Таким образом. С течением времени в сознании человека сложилась целая система, в которой были главные боги и боги второстепенные.
--В современной науке вера во многих богов называется –политеизм.
(с греч. Поли –много, Теос – бог). –запишите это слово в свой словарик.
--Ребята, сейчас по ходу моего рассказа вы будете содержание мифа изображать в виде схемы в своей тетради.
--По воззрениям месопотамцев, Вселенная была замкнутым миром; сначала не было раздельных неба и земли, а лишь великая гора, покоившаяся на поверхности мировых вод океана – праматери Намму. Она произвела сына и дочь – Ан (небо) и Ки (землю). Небо было помещено на вершину горы, а земля – к её подножию. Так разделились небо и земля. Когда подросли дети Ан и Ки они вступили в брак. У них родился могучий Энлиль (бог земли и воздуха). Энлиль произвёл на свет «всё полезное» - изобрёл мотыгу, сотворил деревья и злаки, - установив на земле процветание.
Ан и Ки породили ещё семь богов стихий, а далее богов меньшего значения, от которых произошли следующие поколения богов. Земля стала хороша, и боги захотели остаться на ней.
Они обратились к Энлилю с просьбой, чтобы он устроил место где бы они могли жить вместе. В центре земного диска Энлиль построил город Ниппур, поселив там своих братьев и сестёр. Для себя он соорудил в центре города помост и воздвиг на нём дворец из лазурита.
(в ходе лекции должна получиться схема)
26777958128000Гора
1205865527050032886655270500 Намму (океан)
2371090-162687000 Ан (небо) Ки (земля)

Энлиль (бог земли и воздуха)
--Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы под названием « Пантеон Месопотамских богов»
--Давайте посмотрим каких же богов почитали Древней Месопотамии?
ПАНТЕОН МЕСОПОТАМСКИХ БОГОВ
(Пантеон ( с греч. «место всех богов»; все боги какой-либо страны или культуры)

Ану(вавилонское). Ан(шемерское) – бог неба, бог всех богов. Символ – рогатая тиара (головной убор)
Эллиль (Энлиль) –«владыка ветра» - верховный бог, бог земли и воздуха, сын Ану. Он имел таблицы судеб и мог предсказать судьбы мира. Символ – рогатый бык.
Эйя (Энки) – бог водной стихии. Поднимает воды на поверхность земли, орошает поля. Покровитель ремесла, мудрости, наук. Изображался с рыбьим хвостом как бог водного начала.
Шамаш (Уту) – бог Солнца, правды, справедливости. Изображался с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Символ – солнце.
Син (Нанна) – бог Луны, отец бога солнца. Знак Сина _ полумесяц. Син ассоциируется с образом быка, рога которого образуют полумесяц. Символ – Луна (полумесяц.Богиня Иштар (Инанна) – богиня любви, плодородия, и она же богиня войны и сражений, шествующая в бой впереди победоносного царя. Как богиня планеты Венеры, носила звезду с восемью лучами. Как дочь бога Сина – серп Луны в виде рогов. Символ –Венера.
БОГИ ПОКРОВИТЕЛИ ВАВИЛОНА
Мардук – бог мудрости, мирового порядка и врачевания, «божественный господин вавилона», «судья», «отец и владыка» богов. Образ - в виде змеи с головой грифона. Атрибуты – бумеранг и палка с кольцом. Символ – Юпитер.
Набу – бог наук, письма и мудрости, сын бога Мардука. Атрибут – палочка для письма.
Нергал – царь подземного царства, бог чумы и других болезней, бог смерти и кровопролитной войны. Символ –Марс.
Нинурта – бог счастливой войны, повелитель южного ветра, брат Нергала. Нинурта – защитник людей, покровитель плодородия, скотоводства и рыболовства. Символ – Сатурн.
--своим богам месопотамцы воздвигали великолепные храмы. В святилище храма устанавливали статую бога. Статую делали из ценных пород дерева и облачали её в пышные одежды. На голове у божества был особый головной убор – тиара.
--Изображениям богов всегда придавался человеческий облик.
Но со 2 тысячелетия до.н.э. в некоторых регионах Месопатамии объектами поклонения стали чудовищные комбинации их человеческих и животных форм.
НАПРИМЕР:
Анзуд – орёл с львиной головой. Эта божественная птица выступала посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы.
Ламашту – лвиноголовая женщина-демон.
Мушхуш – «огненно-красный» драконо Мардука.
--А как месопотамцы представляли себе возникновение людей?
Шумерские жрецы считали, что люди были сделаны из глины (на гончарном круге) только для того, чтобы слушать голос богов, вечно исполнять их желания и приносить щедрые жертвы.
Если человек будет выполнять волю богов, то его ждут блага и радости.
Вот поэтому религия древних шумеров требовала, чтобы в храмах перед статуями богов всегда стояли небольшие фигурки людей (от 10 до 70 см.) Это АДОРАНТЫ – «молящиеся».

Статуэтка эбих-иля из Мари.
Алебастр. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр.
--Эбих –иль – придворный церемониймейстер; одет в модную юбку их шкуры длинношерстной козы.
ЗАДАНИЕ: попробуйте составить словесный анализ этой фигурки:
Есть ли искажения отдельных частей тела?
Опишите выражение лица
Опишите позу фигурки.
Статуэтки называются АДОРАНТАМИ – (лат. Адоре –«поклоняться») и изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности
--У этих статуэток есть общие черты. Все они стоят в одинаково застывших и неподвижных позах и обращены к нам лицом. У них всегда прямо поставлена голова, широко открыты огромные наивные глаза, непропорционально большие уши и благоговейно сложенные перед грудью в молитвенном жесте руки. Мастера, вырезавшие эти фигурки из камня, мало заботились о передаче правильности пропорций человеческого тела и портретном сходстве. Главное – изобразить готовность постоянно созерцать божество, слышать его голос, улавливать его желания и молиться за своего хозяина, имя которого вырезано на плече или спине фигуры-адоранта.
Лицо адоранта – это лик, маска(в шумерской скульптуре не придавали чертам лица портретного сходства). Глаза инкрустированы.
ІV. Итог урока
Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере человечество впервые вышло из первобытного состояния и вступило в эпоху классовых обществ – отсюда начинается подлинная история человечества.
Сегодня мы познакомились с мифологическими представлениями древних месопотамцев об устройстве мира и происхождении человека, узнали имена богов, которым они поклонялись. Для чего нам это необходимо знать? Изучая религиозные представления разных народов, мы сможем лучше понять особенности мировосприятия данного народа и , глубже осознать особенности того, с чем данный народ вошёл в историю мировой культуры(особенности архитектуры, литературы, живописи, музыки)- с которыми познакомимся на следующем уроке.
V. Домашнее задание:
Знать значение понятий - политеизм, пантеон, адорант, имена богов.
Схему исторических этапов развития Междуречья переписать в тетрадь.
КАРТОЧКА № 1
Формы первобытной религии
1. Напиши значение понятий:
а). Тотемизм ……………………………………………………………….
б). Фетишизм………………………………………………………………
в). Анимизм………………………………………………………………..
г). Магия…………………………………………………………………….
КАРТОЧКА № 2
Архитектура эпохи палеолита
1. Напиши значение понятий:
а). Менгир……………………………………………………………………
б). Дольмен………………………………………………………………….
в). Кромлех………………………………………………………………….
г). Курган…………………………………………………………………ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ
Древняя культура племени и народов Двуречья –ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.
Искусство Шумера – 27 – 25 вв. до.н.э.
Искусство Аккада – 24 – 23 вв. до.н.э.
Искусство Шумера – 23 – 21 вв. до.н.э.
Искусство Старовавилонского царства – 19 -12 вв. до.н.э.
Искусство Ассирии – 9 – 7 вв.до.н.э.
Искусство Нововавилонского царства – 7 – 6 вв. до.н.э.