Родительское собрание «Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено»


2014-2015 уч. год
Родительское собрание
«Психологическая готовность младших школьников
к переходу в среднее звено»
Слайд 1.
Очень важный, переломный и кризисный период школьной жизни. «Как 1-й раз, в 1-й класс!» От вашей поддержки зависит многое: насколько быстро ребенок приспособится к новым нагрузкам и новой обстановке. С этим периодом и у вас и у ваших детей связаны определенные опасения и надежды. Причем одни и те же моменты у разных детей могут вызвать разные реакции. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в постоянном кабинете. Для другого ребенка переход к кабинетной системе – долгожданная свобода и разнообразие. Проблем много, и они связаны не только с учебным процессом, но и с возрастными изменениями детей.
Слайд 2.
Возраст перехода из начальной школы в среднюю (10—11 лет) - это возраст, когда растущий человек переходит из эпохи детства в эпоху подростничества. Наши 10-летние дети – уже подростки!» Возраст 10–11 лет - это младший подростковый возраст.При этом меняется вся система значимых для ребенка отношений, социальная ситуация его развития. Она делается двоякой. С одной стороны, десятилетний ребенок еще не слишком самостоятелен и во многом зависит от родителей и других близких взрослых. Но с другой стороны — круг и качество его общения в этом возрасте не только расширяются ввиду все-таки возрастающей самостоятельности, но и изменяются.
Слайд 3.
Факторы, которые затрудняют адаптацию:
1)Много разных учителей
(Их надо запомнить, одна «мама» знала + и - , а другие могут видеть 1-2 раза в неделю. Лучше найти возможность познакомиться с ними.)2)Непривычное расписание
(Техническая трудность-помощь)
3) Много новых кабинетов
(Страница в дневнике – подсказка)
4) Новый классный руководитель.
(Одиночество, скучают по «маме». Лучше рассказать классному руководителю об особенностях ребенка.)5) В 5 классе самые маленькие, а в 4 были уже большие (Интересоваться о делах в школе и не забывать не только об оценках, но и о более «приземленных» деталях: успевает ли поесть, может ли спокойно одеться, сходить в туалет…)
6) Возросший темп работы.
7) Увеличение объема домашних и классных заданий
(Большой поток информации с новыми терминами)
8) Рассогласованность требований отдельных педагогов.
(Нужно узнать о требованиях и критериях оценки, а не критиковать эти требования, тем более в присутствии детей – авторитет учителя!)
9) Ослабление или отсутствие контроля
(Шалеют от свободы, бегают по школе, пристают к старшеклассникам).
10) Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей.
11) Слабое развитие навыков самостоятельной работы
(Учить добывать информацию из разных источников).
12) Своеобразие подросткового возраста. 
Слайд 4.
Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка:
Начало этапа полового созревания.
Изменение в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности.
На выполнение определенной работы теперь требуется больше времени, отвлекаются, рассеяны.Неадекватно реагируют на замечания, наказания; снижение уровня мотивации; высокий уровень тревожности. Что приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Повышенная утомляемость;
  В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечнососудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.
«Чувство взрослости» (3 момента: новая позиция по отношению к учебной деятельности, к взрослым и к сверстникам).
Оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.
Слайд 5.
Возрастные особенности младшего подростка (чувство «взрослости»):
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
Отношения в классе становятся не такими идеальными, от всеобщей дружбы дети перешли к групповой, по парам и тройкам, причем состав этих групп все время меняется. Объясняется это тем, что каждый ребенок хочет проявить себя, начинает отстаивать свою личность. И даже те, кто первое время комфортно чувствовал себя «в тени» более властных подруг и друзей, начинают «бунтовать». И ищет друзей, которые не будут его подавлять. Если ребенок перестал общаться с лучшим другом и больше не зовет его играть вместе, не надо ругать его за плохое, «не товарищеское» поведение.
Периодически кто-то на кого-то жалуется, но вмешательство родителей считается уже страшным грехом. Ведь дети стремятся подражать взрослым, вести себя, как взрослые, а значит, самостоятельно решать конфликты.
стремление обзавестись верным другом;
Активизируется межполовое общение.
стремление избежать изоляции в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. 
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам взрослых;
Не очень приятная для родителей особенность – появление критичного отношения к взрослым. Если раньше многие спокойно слушались, то теперь просто требуют учитывать свое мнение! На замечания – обижаются, могут даже какое-то время не разговаривать.
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность (обращайте внимание на физическое самочувствие, изменение в поведении -70-80% детей-режим дня и спокойная психологическая обстановка)
А также происходит нарушения со стороны нервной системы:
• Повышенная возбудимость,
• Вспыльчивость,
• Раздражительность,
• Склонность к аффектам
      Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту.
Слайд 6.
Психологическая готовность к переходу в среднее звено:
1) Операциональная готовность;
2) Интеллектуальная готовность;
3) Личностная готовность. 
Слайд 7.
Операциональная готовность
Это - необходимые ученику для дальнейшего обучения ЗУН. В начальной школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный программой. Если учащиеся в начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с установленными требованиями, то эти навыки у них с трудом будут развиваться в средних классах школы. Учиться будет всё труднее.
Но эта сторона готовности предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать.
Слайд 8.
Интеллектуальная готовность:
Это - уровень развития психических познавательных процессов, которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика (внимание, память, мышление, речь).
Слайд 9.
Личностная готовность (психологическая):
Внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе
Внутренняя ориентированность—это мотивы, интересы, идеалы, установки.
2) Умение общаться со сверстниками и учителями.
Слайд 10.
Было проведено диагностическое обследование (Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в среднее звено). Обследовано - 122 человека. Из них -27 чел. (22%) – имеют очень высокий уровень мотивации. 44 чел. (36%) – высокий уровень, у 34 чел. (28%) – уровень мотивации в норме, и 17 чел. (14%) имеют – сниженный уровень мотивации учения.
Среди мотивов учения у четвероклассников на 1-м месте – позиционный мотив учения (96 чел. 79%), на 2-м месте – учебный мотив (14 чел. 11%), на 3-м месте – социальный мотив учения (11 чел. 9%) и у одного человека преобладает внешний мотив.
А успех и эффективность образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный (учебный) и социальный мотивы.
Слайд 11.
Модель выпускника:
1) Ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы начальной школы; (операциональная готовность);
2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность);
3) сформирован личностный аспект готовности, т.е.
- осознает и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе;
- уверен в своих силах, готов к преодолению трудностей;
- имеет адекватную самооценку личности;
- самооценка в сфере учебной деятельности совпадает с ожидаемой оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников;
- осознает важность учебы, имеет чувство необходимости учения, т.е. даже в условиях необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям в школе;
- в мотивации учения преобладают учебно-познавательные мотивы;
- проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам;
- любит школу, хочет и любит учиться, а к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному и необходимому событию в жизни, не боится перемен;
- умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне.
Слайд 12.
Рекомендации:
1.Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:
• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения и т.п.);• иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;• проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.). 
2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:• отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье). Он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;• ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию (в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты и т.д.)• жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (научиться плавать, кататься на велосипеде; поехать в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.
3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:• обязательно читать книги и обсуждать прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;• заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.;• принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.
        Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.
       Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
       Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
      НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
       В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
       Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
    Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
      
    Пора родителям отвыкать от роли всезнаек и командиров и признать, что дети тоже люди. Книгу американских детских психологов «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили». И там довольно хорошо объясняется, почему родители не могут «сойти с пьедестала» в общении с подростком: «Нам очень трудно выслушивать, когда наши дети выражают недовольство, разочарование или уныние. У нас не хватает сил видеть их несчастными. Поэтому мы отмахиваемся от их чувств и пытаемся насаждать свою взрослую логику».
И. Млодик «Книга для неидеальных родителей»
«Дети – растут. Эту нехитрую правду знает каждый родитель. Ребенок растет – значит, меняется. Значит, с каждым его прожитым днем в нем появляется что-то новое, а что-то уходит. Эти изменения не так легко заметить, а еще труднее принять. Ведь если ребенок меняется, значит и нам взрослым предстоит измениться и приспособиться к тому человеку, что живет и растет рядом»