Тренинг для педагогов Снятие эмоционального напряжения


Психологический тренинг для педагогов:
«Снятие эмоционального напряжения»
___ Разработала:___
социальный педагог МБОУ
«Новосельская средняя школа»
Т.В. Леонидова
Цели тренинга:
1.Профилактика эмоционального выгорания.
2.Обучение навыкам психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Материалы и оборудование:  Доска, листы бумаги формата А- 4, ручки, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня мы познакомимся с основными приемами профилактики эмоционального выгорания и выполним несколько упражнений.
Приемы профилактики и борьбы с выгоранием.
Приемы делятся на естественные и специально выполняемые.
Рассмотрим естественные способы и приемы:
Это, прежде всего – получение положительных эмоций.
Для этого необходимо – занятия любимым делом, хобби, встреча с друзьями, занятия спортом (активный отдых), прогулки на свежем воздухе, общение с семьей и другими родственниками, вечеринки, просмотр любимых телепередач, фильмов (поход в кино). А также:
– смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Упражнение «Мышечная релаксация»
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.Противострессовое дыхание
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
Оглянитесь вокруг.
Внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов" и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
Упражнение « Я умею хорошо…!»
Задание : получив в руку талисман необходимо сказать о себе « У меня лучше всего получается…», «Я многим нравлюсь, потому что…», «Я умею хорошо…». Если участник испытывает затруднения – помогают члены команды ( именно коллеги должны похвалить этого участника за что – то).
Упражнение «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами коллег. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Прощание
Проводится анализ занятия. Делимся впечатлениями о занятии.
Упражнение «Мне сегодня понравилось…»