Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой , Е. В. Алексеенко « Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства.» Тема: Северная роспись из Мезени.

Урок изобразительного искусства в 3 классе
по программе Т. Я. Шпикаловой , Е. В. Алексеенко
« Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»

Тема: Северная роспись из Мезени.( 1 урок).

Цели: 1)познакомить учащихся с особенностями Северной росписи из Мезени ( «Лошадка на ножках»), воспитывая бережное отношение к народным промыслам и расширяя кругозор учащихся;
2)работать над формированием специальных художественных навыков; учить рисовать основные элементы росписи - лошадку, оленя, уточку;
3)стремиться создать на уроке благоприятную атмосферу и развивать общеучебные и специальные умения, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Оборудование для урока: а)для учителя: виды прялок, рисунки природы Архангельской области, этапы рисования росписи, панно для работ детей в виде прялок; б) детям: бумага 3 листа жёлтого цвета, краски, акварель, кисть, банки, ножницы.

Ход урока:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

Это очень просто, дети,
Всё нарисовать на свете.
Нам понадобятся с вами
Краски и листы бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, друзья, помогут
Разглядеть любой предмет ,
Форму рассмотреть и цвет.

Заканчивается осень, впереди - зима, а ведь на земле есть такие места, где зима царствует почти целый год.
Вот туда мы и отправимся : в путешествие на север России, в Архангельскую область, которая граничит на Севере с Белым морем. (Презентация кадр 1)
На карте красной точкой указано место одного села, на реке Мезень, в котором 200 лет назад появился промысел, который прославил это село на всю Россию. ( Презентация кадр 2)
А также показал, что в нашей стране удивительно красивая природа даже в таких суровых условиях: (слайды 3-7 презентации)

Совсем рядом вечные льды Арктики
Здесь долгие, холодные зимы и короткое лето
Вековые еловые леса, где живут олени, лоси
В заводях рек можно увидеть лебедей, диких гусей и уток.

2 .Самоопределение в деятельности.

Мы вновь возвращаемся на реку Мезень, в село Палащелье. Именно здесь появился промысел, прославивший эти места. ( кадр 8 презентации)
- Мы с вами познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства. Попробуйте угадать, чем занимались жители этого села? (.)..
- Ребята, с таким видом ДПИ мы ещё с вами не знакомились.

3. Постановка учебной задачи.

- Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на сегодн. уроке?
- Хорошо, я вам немного помогу. Посмотрите на следующий слайд презентации и попробуйте назвать представленные предметы старины. ..
- Проверьте себя. Я вижу ваше удивление, но это и понятно, потому что в нашей современной жизни мы уже не пользуемся такими предметами.
- Так о чём мы будем говорить на сегодн. уроке? ( что делали мастера этого села и в чем были особенности этого вида ДПИ)
- А сейчас подумайте и задайте мне вопрос, который поможет продолжить урок
- А кто сможет помочь вам ответить на этот вопрос?

4. Открытие нового знания.

- Мастера этого села делали прялки. И поэтому сегодня на уроке именно прялки, их особенности будут в центре нашего внимания.
-Кто сможет из вас попробовать объяснить, для чего было нужно такое приспособление? ( подумайте над названием) (-Верно, это приспособление, сделанное из дерева, для скручивания нитей из шерсти. Ее крепили сверху, а затем с помощью веретена скручивали нить).

Презентация кадры 10-13
- Упоминание о прялках можно встретить во многих сказках. Например, у Пушкина «а старуха пряла свою пряжу» или «3 девицы под окном пряли поздно вечерком».
- Можно ли сказать, что эти прялки из разных сказок очень похожи одна на другую? ()
- Действительно, отличить их практически невозможно. Зато вы сразу бы узнали прялку из Мезени, потому что мастера их еще и расписывали.
И называлась эта роспись Северная роспись из Мезени. Сохранилось и еще одно название «Лошадки на ножках» ( Кадр 14)
-Как вы думаете, почему?

- Верно, для росписи обязательно использовались лошадки, олени, лоси - это основные элементы. А еще лебеди, уточки, т.е. все, что окружало людей в северной природе.

- А мне кажется, что роспись прялок похожа на вышивку крестиком, как на Руси вышивали рушники. Вы согласны? ... а ведь имеющиеся в этой росписи геометрические узоры, которые повторяются и расположены в полосе, как раз и создают впечатление вышивки.

- Чтобы особенности этого ремесла были для вас более понятны, сравним его с уже известными вам росписями. .. ( кадры)

- Чем ярко отличается мезенская роспись от хохломы?
( растительным узором) А чем похожи? ( )
- Давайте сравним еще и с Городецкой росписью.. что еще вы можете сказать? ( чем отличаются и чем похожи?)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Подведем итог. ( по кадру 15)

6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
- Вас теперь можно считать опытными искусствоведами, знающими, что можно изобразить. Подумайте и предположите, чему каждый из вас сегодня будет учиться? Верно, но не только! Уже сегодня вы попробуете расписать прялку.

- Для этого откроем наши волшебные ставни, и мы в сказке Северной росписи.



- Можете ли вы начать работу самостоятельно, или вам необходима помощь? ( )
- Как вы поступите в этой ситуации ?
- Где вы можете найти помощь?.

- Хорошо, сейчас мы будем работать вместе.
У вас есть 3 листа тонированной бумаги. Каждый рисунок мы будем изображать отдельно, чтобы, завершив работу, вырезать получившиеся рисунки и с их помощью расписать прялки, которые приготовлены для каждого ряда. ( показать заготовки)

- Работать будем сразу красками. Будьте аккуратны и внимательны, чтобы вам ваша работа понравилась.
Итак, первый основной элемент росписи - лошадка. В названии самой росписи уже выделен один из элементов, это ноги лошади. Они изображены не совсем привычно для нас, но в этом то и есть красота. Следите за моей рукой, и наша работа будет для вас совсем не трудной и интересной.

Лошадка
- посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию; - от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
В одно движение кистью выполнить голову и горло: сперва намечается ухо - движение кисточки сверху вниз, а затем чуть вправо - нижняя часть морды, вверх и вниз, создавая вогнутую линию горла. Потом к туловищу дорисовывается загривок. Намечается линия спины            Контур лошадки заливается цветом.           Прорисовывается линия спины, грива, ножки, хвост, сбруя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Отложили работу. Следующий элемент - олень.
  Олень - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.            


Начинаем изображение оленя с нижней части туловища, проводим вогнутой линией шею, соединяем одним мазком линию спины. Дорисовываем ноги, рога.

Уточка
Утка - символ ночного подводного движения солнца.            Кистью сверху вниз делается мазок - замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным цветом дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7. Включение в систему знаний и повторение.

Теперь, когда элементы росписи готовы, по контуру вырезаем рисунки и начинаем украшать ими наши прялки. ТБ с ножницами.
( музыка)

- А теперь внимание на доску. Наши прялки почти готовы. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке. И все это помогла нам сделать северная роспись. Как она называлась иначе? ( )
- Используя ваши работы ,назовите ее основные особенности. ( ..)
- Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (.. )

повтор кадра ( вывод)

- Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? А что не понравилось? .

8. Рефлексия. Самооценка учащихся своей деятельности.

- А сейчас вы оцените свою работу на уроке. Для этого я приготовила лесенку успеха и самоклеющиеся кружочки.
Чем ниже вы приклеите свой кружок, значит, по – вашему мнению, ваша работа не очень удачная, чем выше вы поднимаетесь по лесенке, тем ваша работа лучше. Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что в работу на уроке входит не только само рисование, Но и ваши устные ответы.

Сначала пусть оценят свою работу девочки, потом мальчики.
( комментарий учителя)

- Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже очень приятно работать с вами. Мне остаётся сегодня пожелать вам, чтобы вы когда –нибудь побывали в Архангельской области, селе Палащелье и увидели своими глазами красоту природы этого края России и настоящие изделия Мезенской росписи.

- Урок окончен!

13PAGE 15


13PAGE 14515




15