Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению

Определяющая роль мотивации
в психологической готовности к школьному обучению

В последние годы педагоги все чаще сталкиваются с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и ходят в школу без желания.
Это связано с тем, что при подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы были связаны с содержанием и условиями школьного обучения.
В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека. Для того, чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо, знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования).
К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.
Установлено, что учебная деятельность будущих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. В структуре мотивов можно выделить шесть групп мотивов.

Мотивы учения

тип мотива

характеристика поведения ребенка




1. Социальные мотивы
На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».

2. Учебно-
познавательные мотивы
Ребенок занимается тогда, когда ему это интересно, стремится к новым знаниям, хочет научиться чему-то новому.



3. Оценочный мотив
Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель, стремится получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.
« Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки».

4. Позиционный мотив.
Ребенок занимается на занятии тогда,
когда много школьной атрибутики,
пособий.
«Я хочу в школу, потому что там
большие, а в детском саду маленькие, мне
купят тетради, пенал и портфель».


5. Внешние мотивы, не связанные со школой
условия.
Ребенок не проявляет интереса к занятиям.
«Я пойду в школу, потому что мама так сказала».

6. Игровые.
Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры. «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».

Оценка мотивов учения проводится воспитателями группы и другими педагогическими работниками детского сада, хорошо знающими ребенка, в процессе наблюдения в организованной деятельности.
Педагогу предлагается проранжировать стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива.

Ф.И.
ребенка
социальн. мотив
уч.-позн. мотив
оценочн. мотив
позицион мотив
внешний мотив
игровой
мотив

1. ..
3
4
1
2
5
6

2.







Качественный анализ.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетания мотивов учения индивидуально.
Мотивы № 1 и № 2 рассматриваются как доминирующие в его мотивационной структуре. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость не существенно.

Особенности учебной деятельности детей
с различным доминированием мотивов учения

1. Для детей с доминирущим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на занятии, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. У детей с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию знаний, они, как правило, не выходят за рамки задания, не ищут новых способов решения задач, главное для них - точное следование инструкции.
Способы формирования у детей социальных мотивов (осознанного отношения к учебе) в каждом конкретном случае определяются индивидуальными особенностями ребенка, программой обучения, традициями семейного воспитания и т.д. Учитывая, что социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить ребенку возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.
2. Для дошкольников с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.
Если при этом недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность обучения в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: ребенок внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него знаком и интересен; если педагог рассказывает о том, с чем он уже знаком, или (и) ему это неинтересно, то он отвлекается, может заниматься посторонними делами, разговаривать.
Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в ДОУ и т.д.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.
3. Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение.
Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что ребенок не обращает внимания на оценку и замечания педагога.
У детей с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами формируется низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий.
Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.
4. Основу позиционных мотивов составляет интерес к новой ситуации, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика. Позиционный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих школьников.
Особое внимание следует обратить на детей, у которых позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального мотивов. В этом случае формирование мотивов учения затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. С этими детьми работу по формированию мотивов необходимо начинать задолго до поступления в школу.

5. Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность освоения знаний.
В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, также как и в предыдущем случае велика вероятность формирования негативного отношения к школе и к учению.
6. Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. В обучении младших дошкольников достаточно широко используются игровые методы работы, но это - особый вид игры – дидактическая игра, в основе которой лежат учебная задача и познавательный мотив. По своей сути дидактическая игра ближе к учебной деятельности, чем к свободной ролевой игре дошкольников.























13PAGE 15


13PAGE 14115




15