Статья Обучение аудированию на начальном этапе изучения иностранных языков


Обучение аудированию на начальном этапе изучения иностранного языка
На начальном этапе изучения иностранного языка одновременно формируются базовые умения и навыки по всем видам речевой деятельности.
Обучение умениям понимать иностранную речь начинается с формирования фонематического и интонационного слуха: при прослушивании считалочек, диалогических реплик и монологических высказываний. С раннего возраста школьники учатся различению звуков родного и французского языков, распознаванию долготы и краткости гласных, различных типов предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных) по их интонации и мелодии.
Однако нельзя тренировать речевой слух только на образцах речи преподавателя. Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором: 1) в паузу, 2) синхронно на том же языке. Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования.
Упражнения на тренировку памяти
1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. Такое аудирование называют подготовленным аудированием.
2. Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последовательности.
4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке.
5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.
Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования
1. Подобрать как можно больше определений к словам.
2. Составить возможные словосочетания с существительными/ глаголами/ наречиями/ прилагательными.
3. В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания (клише) и переводить их. Задание будет более сложным, если устойчивые сочетания и клише переводить вразброс — с родного языка на иностранный и наоборот.
4. Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.
5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.
Система работы с аудиотекстамиКак в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа: предтекстового, текстового и послетекстового.
Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений отдельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирование изолированных фрагментов текста.
На этом этапе используются следующие виды работы:
Введение новых слов, их объяснение, иллюстрация примерами.
Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.
Отработка техники чтения на материале наиболее трудных в звуковом предъявлении предложений из аудиотекста (звуко-буквенное соответствие, произношение, ударение, интонация, членение текста, смысловое выделение и т. п.).
Работа с наиболее сложными грамматическими структурами в предложениях из текста, их узнавание, дифференцировка, установление взаимодействия исходной формы (например, инфинитива) с актуальной в конкретном предложении (видо-временная форма, спряжение глагола)Тематическая группировка слов из аудиотекста; слова даются в списке или предложениях.
Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).
Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к наиболее сложным в языковом отношении предложениям аудиотекста.
Избирательное аудирование фрагментов (предложений) текста с выполнением задания сформулировать ответ на вопрос, воспроизвести контекст употребления слова, определить правильность или неправильность предварительного утверждения и т. д.
9. Лексический тест.
Лексический или текстовый диктант минимального объема.
Аудирование в предложениях наиболее трудных слов и грамматических структур.
Аудирование в предложениях чисел и имен собственных.
13. Чтение одного из отрывков аудиотекста с ориентацией на контроль понимания.
Предтекстовая ориентировка на восприятие речи на слух состоит в постановке предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, задании подтвердить или опровергнуть предлагаемые учителем утверждения, выбрать из ряда данных правильные, приблизительные и неверные утверждения, выбрать правильный вариант ответа на вопрос, воспроизвести контексты с ключевыми словами и т. д. Используя предтекстовые ориентиры, обучаемые выполняют следующие виды работы с текстом:Поиск ответов на предтекстовые вопросы.
Формулирование основной мысли (идеи).
Определение линии сюжета.
Подбор заглавия к тексту.
Определение тематической принадлежности текста. (Темы записаны на доске.)
6.Воспроизведение контекстов употребления определенных слов.
7.Определение правильности (неправильности, приблизительности) утверждений.
8.Выбор в процессе слушания правильного ответа на вопрос из ряда данных.
Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочередно отдельных абзацев, смысловых блоков, разработку смысловых блоков текста.
В процессе многократного прослушивания текста обучаемым предлагаются следующие виды работы:
Подбор к абзацу заглавия.
Воспроизведение контекста ключевого слова.
Перефразирование.
Ответы на вопросы.
Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.
Повторное прослушивание текста или его фрагментов.
Анализ употребления языковых средств.
Вычленение отдельных фраз по определенному признаку.
Послетекстовый этап включает следующие виды работы:
Вопросно-ответную работу.
Составление плана пересказа.
Пословный, сжатый, дифференцированный, ориентированный пересказ.
Комментарий к содержанию и языковому оформлению текста.
Расширение и продолжение текста учащимися.
Составление рассказа по аналогии.
Составление ситуации к тексту.
Подготовка монологических высказываний по теме текста.
Составление диалога по теме текста.
10.Описание картинок (слайдов), иллюстрирующих содержание прослушанного текста.
11.Постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).
Таким образом, при обучении аудированию необходимо соблюдать определенную по-следовательность проведения упражнений. До прослушивания текста обычно выполняются упражнения, в которых нужно определить заголовок, узнать отдельные элементы (цифры, даты, имена собственные). Упражнения, требующие собственной оценки услышанного, следуют за теми, где нужно найти в тексте данные, свидетельствующие об отношении автора к тому или иному факту или персонажу. Начинать следует с упражнений, не требующих ответа или высказываний на иностранном языке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базина М.П. Аудирование: с чего начать? // Коммуникативная методика. – 2004. - № 3. – С. 22 – 25
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений /. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 161 – 189.
Кочкина З.А. Аудирование: что это такое? // Методическая мозаика. – 2007. – №8. – С. 12 – 18
Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средних и старших ступенях общего среднего образования// Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4. – С. 9 – 18