Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературыОдной из технологий, направленной на развитие личности, является технология развития критического мышления. (РКМЧП) На мой взгляд, технология развития критическо


Министерство образования РФ
Обобщение педагогического опыта
Развитие критического мышления на уроках
русского языка и литературы

Составитель: Клименко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 4
г. о. Спасск-Дальний2013 год
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
Клименко Т. А., учитель русского языка и литературы
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит школа, должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Передо мной, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего». Сегодняшние дети - это будущий мир. Пришло сознание того, что детей надо учить по - новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию к жизни в современном обществе.
« Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», « Как повысить качество облученности школьников?»
Сегодня я нахожусь в поисках решения этих проблем, и из этого складывается система моей работы. Сложившаяся в российском образовании ситуация привела меня, как учителя, к мысли о необходимости освоения и применения в учебном процессе новых образовательных технологий.
Одной из технологий, направленной на развитие личности, является технология развития критического мышления. (РКМЧП)
На мой взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо является эффективной, имеет положительные результаты: разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение. Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения.
При всём многообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.
Критическое мышление - это мышление открытое, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Характерными, устойчивыми особенностями развития критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомлённости, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также её изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
Модель урока по технологии РКМЧП
Как вы знаете, в основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трёх стадий: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия – вызов.
Её присутствие на каждом уроке обязательно. Это стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющееся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности.
Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзина идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»).
На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, таблицы, схемы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговой штурм.
Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути «от простого к сложному».
Организация ситуации успеха.
Обеспечить мотивацию к дальнейшей деятельности помогают
3 ключевых слова:
Хочу – определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Надо – актуализировать требования к ученику.

Могу – установить тематические рамки.

Предлагаю Вашему вниманию просмотреть применение данных приемов РКМЧП на моих уроках. Урок русского языка в 7 классе 4.pptxВторая стадия – осмысление.
Она даёт возможность ученикам: получит новую информацию, осмыслить, соотнести новые знание с уже имеющимися.
На данном этапе актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по методу инсерт, ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, выделение ключевых слов, новый кластер.
Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы развития жизненно важных навыков и умений.
Приёмы эффективного чтения
Инсерт (или значки по ходу чтения)
Для освоения приёма работаем по схеме:
Сначала посмотрите на название статьи, параграфа, брошюры…
Вспомните и запишите всё, что ты знаете или только слышали по этой теме.
Можете записать и ваши предложения.
Это очень важный этап работы, который настраивает детей на тему, формирует информационный запрос, включает механизм целеполагания. Это индивидуальная работа.
Каждый записывает в тетрадь всё, что приходит в голову. (На работу отводится 3-4 минуты).
Теперь можно обменяться информацией с приятелем. Поделитесь друг с другом своими предположениями. (На работу отводится 3-4 минуты).
Составление коллективного «банка предложений». Учитель не комментирует предложения, записывает их на доске, не повторяя версий.
Теперь можно начать читать текст. Он будет прочитан внимательно, вдумчиво, если по ходу чтения ребята будут делать на полях небольшие пометки карандашом. Предлагаю, такие:
«v» - уже знал;
«+» - новая для меня информация;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Ставя по ходу чтения определённые значки, ученики думают над текстом, размышляют, что-то запоминают.
После прочтения материала организую беседу по вопросам:
Что вы прочитали? Какие знания подтвердились? Какие вопросы возникли?

Таким образом, обеспечиваю вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. Этот приём помогает читать текст, сохраняя интерес к нему и к теме в целом.
Текст прочитан. Вернитесь к первоначальным записям-предположениям, записанным на доске (банк предложений).
Какие подтвердились? Отметьте их знаком «v».

Какие оказались ложными? Зачеркните их
Какие не нашли подтверждения? Поставьте «?».
Предлагаю Вашему вниманию просмотреть применение данных приемов РКМЧП на моих уроках.
Урок русского языка в 5 классе.pptx
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации.
На данном этапе используются такие приемы, как синквейн, творческая форма рефлексии которая способствует умению излагать сложные идеи, чувства и представление в кратких выражениях, резюмировать информацию.
Освоение синквейна
На курсах повышения квалификации я познакомилась с определением слова синквейн и решила попробовать составлять синквейны с ребятами на уроках. Хочу отметить, что данный вид работы детям очень понравился, и они выполняют это с удовольствием. Меня, как учителя, радуют такие высказывания детей: «Я очень люблю составлять синквейны!», «Я чувствую себя маленьким поэтом» и т. д.
Вспомним теорию.
Синквейн – стихотворение из пяти строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму:
1 – существительное, задающее тему текста;
2 – два прилагательных, к данному существительному;
3 – три глагола, к данному существительному;
4 – смысловая фраза;
5 – одно заключительно слово (предложения), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Это один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Синквейн помогает оживить урок, внести элемент новизны. Кого-то привлекло звучное иностранное слово, кого-то возможность стать поэтом, ведь получается «почти стих» («почти», потому что «столбиком, но нескладно»). Жёсткая структура синквейна не сковывала полёта фантазии, воодушевления ребят и внешняя простота стихотворения: существительные, прилагательные и глаголы мы знаем!
Мы работали и коллективно, и индивидуально. На уроках русского языка предлагаю ребятам составить синквейн. Думаю, что синквейн – интересный методический приём. Развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог.
Приведу несколько примеров детских синквейновПричастие
Действительное, страдательное
Образуется, изменяется, обозначает
Отвечает на одни и те же вопросы что и прилагательное
Язык (Назаренко Анастасия, 7 «Б» класс)
Слово
Разное, вдохновляющее
Поучает, рассказывает, говорит
Слово имеет большое значение в жизни людей
Жизнь (Назаренко Анастасия, 7 «Б» класс)
Причастие
Настоящие, прошедшие
Обладает, переходит, образует
Обладает свойствами глагола
Часть речи (Сендецкая Ксения, 7 «Б» класс)
Слово
Таинственное, загадочное
Загадывает, нежится, мечтает
Каждое слово имеет свою тайну и загадку
Таинственность. (Лозовая Анна, 7 «б» класс)
Причастие
Сложное, непредсказуемое
Обозначает, составляет, затрудняет
Двойник имени прилагательного
Язык (Расщупкин Павел, 7 «Б» класс)
Деепричастие
Неизменяемое, одиночное
Описывает, учит, не изменяется
Никогда не имеет окончаний
Самостоятельная часть речи (Шатохин Руслан, 7 «Б» класс)
Союз тоже
Слитный, нужный
Учит, помогает, затрудняет
Надо уметь отличать союз тоже от местоимения то и частицы же
Русский язык (Назаренко Анастасия, 7 «Б» класс)
Союз также
Интересный, познавательный
Запутывает, меняется, обучает
Всегда пишется слитно
Красивый русский язык (Назаренко Анастасия, 7 «Б» класс )
Союз зато
Красивый, трудноватый
Заменяет, объясняет, помогает
Нужное слово в русском языке
Требует внимания (Блиндарь Екатерина, 7 «Б» класс)
Деепричастие
Неизменяемое, самостоятельное
Обозначает, примыкает, дополняет
Совмещает признаки глагола и наречия
Форма глагола (Осокина Алина, 7 «Б» класс)
Также составляем синквейны на уроках литературы.
По рассказу В. Распутина «Уроки французского»
Лидия Михайловна
Добрая, бескорыстная
Помогает, учит, переживает
Истинная любовь к детям
Учитель (Горячкин Даниил, 6 «Б» класс)
Лидия Михайловна
Добрая, понимающая
Стала опорой для мальчика
Учила, понимала, играла
Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла. (Осокина Алина, 6 «Б» каласс)
Лидия Михайловна
Добрая, умная
Учила, понимала, помогала
Рассмотрела в мальчике способность к учёбе
Жизнь (Нагибко Ксения, 6 «Б» каласс)
Синквейны по повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба»
Тарас Бульба
Мудрый, смелый
Сражается, воспитывает, учит
Им гордится Родина
Герой (Старченко Кирилл, 7 «Б» класс)
Андрий
Изменчивый, напуганный
Изменяет, позорит, любит
Человек без чувства родины, без верности дружбе перед смертью одинок
Предатель (Назаренко Анастасия, 7 «Б» класс )
Остап
Отважный, преданный
Рискует, воюет, мечтает
Предан своей Родине и своему отцу
Преданность (Солодкий Егор, 7 «Б» класс)
Тарас Бульба
Справедливый, рассудительный
Защищает, командует, помогает
Настоящий воин, истинный казак
Атаман (Старченко Кирилл, 7 «Б» класс)
Остап
Целеустремлённый, храбрый.
Служил, сражался, преодолевал
Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава
Лидер (Руденко Елизавета, 7 «Б» класс)
АндрийМечтательный, изобретательный
Из-за любви продал Отчизну
Влюбился, предал, сражался.
Предатель Родины (Расщупкин Павел, 7 «Б» класс)
Синквейн по рассказу М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Том СойерСмелый, остроумный.
Шалит, действует, придумывает
Главный герой произведения Марка Твена.
Бездельник. (Борисова Анастисия, 5 «А» класс)
Синквейн по сказке «Царевна-лягушка»
Царевна Лягушка.
Красивая, умная.
Печёт, вышиает, танцует.
Женщина, превратившаяся из лягушки в царевну. (Борисова Анастасия, 5 «А» класс)
Синквейны по рассказу И. С. Тургенева «Муму»
Герасим
Немой, огромный.
Работал, любил, служил.
Герасим строгий, справедливый, трудолюбивый и заботливый .
Крепостной. (Ким Дмитрий, 5 «А» класс)
Барыня.
Несправедливая, жестокая.
Приказывает, капризничает, унижает.
Угнетает своих крепостных людей.
Бессердечная. (Воробьёва Диана, 5 «А» класс)
Без мотивировки никакие, даже очень уместные, предложения приниматься не должны, так как мотивация и есть главная развивающая атмосфера этих занятий. Слова только звучат, но ни одно из них не записывается на доске, не навязывается. Окончательный вывод за учеником! Из общей копилки предложенных вариантов ребята записывают наиболее, на их взгляд, подходящие.
Постепенно картина, нарисованная автором, уточнялась, конкретизировалась. Ребята подходили к самому сложному и важному: выяснению авторского замысла, анализу собственных ощущений и переживаний.
- Какие чувства вызвало произведение?- Что привлекло ваше внимание, удивило, поразило?
Чаще всего использую синквейн (приём технологии развития критического мышления) на стадии рефлексии.
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Для чего использую?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» способствует развитию умения из определённого объёма информации выбирать важное, приоритетное.
Работа по данной технологии способствует успешной подготовке школьников к итоговой аттестации, поскольку вырабатывает логику, умение систематизировать материал, развивает речевые способности.
Важно отметить, что в основе технологии, как и в основе образовательных стандартов нового поколения, лежит системно – деятельностный подход к развитию у школьников навыков самостоятельной аналитической работы с информацией. Это очень важно, поскольку современный ученик, увы, испытывает большие сложности при выборе источников информации.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В переводе с латинского означает – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом этапе.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце урока.
Применяю цветовые карточки, музыкальные фрагменты, ключевые слова.
Рефлексия деятельности. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания.
Рефлексия содержания учебного материала. Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прём не законченного предложения, тезиса, высказывания. (Я не знал… теперь я знаю)
В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал 12. Я попробую
Было интересно 13.Меня удивило
Было трудно 14.Урок дал мне для жизни
Я выполнял задание 15.Мне захотелось
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрёл
Я научился
У меня получилось
Я смог
В конце урока предлагаю ребятам небольшую анкету, которая помогает осуществить самоанализ.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работай на уроке я доволен / не доволен
Урок для мен показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
Д/з мне кажется лёгким / трудным
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Презентация5.pptx