Конспект урока литературы 6 класс по теме А.С. Грин «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.


Конспект урока литературы для 6 класса
Тема : А.С. Грин «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.
Цели урока:
-показать А.Грина как писателя- романтика,; проследить путь к мечте  главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя;подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;
-формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.
-воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.Оборудование: мультимедийный проектор, отрывки фильма «Алые паруса»,
аудиозаписи Э. Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”, Энио Морриконе « Одинокий пастух», песня В.Ланцберга «Алые паруса»
Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет
несчастнейшим существом на свете.
И. Кант.
Открывателем новых стран был А. С. Грин не на морях и океанах,
а в той области, которая отвлечённо называется «душой человека».
М. Шагинян.
Если любовь к А.Грину сохраняется в зрелые годы,
значит, человек уберег свое сердце от постарения.
Ю. НагибиХод урока
I. Организационный момент — Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас своё настроение: кто-то возбужден, кто-то огорчен, а у кого-то хорошее настроение. Давайте отвлечемся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки, передадим стоящему товарищу рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу. Теперь у всех хорошее настроение. II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания - А что такое счастье? Наверное, ответить каждый может по-своему. Домашним заданием было написать мини-сочинение «Что такое счастье?» (несколько учеников читают свои сочинения).
Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде, 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Сам Грин назвал своё произведение феерией.
А что такое феерия?
Словарная работа:
Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.
 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.
Что же напоминает нам о сказке в повести?
(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)Работа над темой урока.
Восприятие мечты
Что воспевает А. Грин, рассказывая историю Ассоль и Грея?
Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:
Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
2. Предмет желаний, стремлений.
Но это сухой язык науки. А что, по-вашему, мечта?
Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.
Мечта - полет человека, который не должен прерваться.
Мечта - цель, к которой нужно идти.
А как человек идёт к своей мечте?
Грин
мечтал о море - отправился в Одессу. Судьба уготовила путь разбойника, он мечтал о светлом будущем народа.
Ассольверила, несмотря ни на что.
Грей
сделал всё, чтобы мечта сбылась
Ассоль и жители КаперныИммунуил Кант говорил, что отнимите у человека мечту и надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.
Умели ли мечтать жители Каперны? Докажите, что они были несчастными людьми.
Эгль: «У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грубые, грязные, как немытые ноги, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом».
Лонгрен: «Много придётся увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых».
Что вызвало ненависть Каперны по отношению к Лонгрену?
Чего ему не моглипростить?
«Лонгрен молчал. Если бы он кричал, злорадствовал, его бы поняли, но он поступил иначе, чем поступили они, - поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других».
А как складывались отношения Ассоль со своими сверстниками?
(Зачитать от слов «играл, дети знали Ассоль, если она приближалась к ним...» до «... она перестала, наконец, оскорбляться»).
Здесь целесообразно посмотреть фрагмент к/ф. «Алые паруса». Этот момент достаточно ярко демонстрирует смысл произведения.
Понимание любви
Она была чужая. Маленькая девочка не могла понять, почему её не любят.
Что ответил Лонгрен своей дочери?
«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не умеют».
Как вы понимаете слово «любовь»?
Обратимся к толковому словарю:
Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
2. Склонность, пристрастие к чему-либо.
Могли ли они быть самоотверженными, т. е. жертвующими своими интересами ради других?
Нет, случай с Мери. Не было окрыляющего чувства, которое заставляет человека мечтать.
Умеет ли любить Ассоль? Лонгрен?
Смерть Мери - жителям города не простил. Не хотел будить Ассоль, когда та спала. Слушал дочь, не перебивая, без улыбки, боясь обидеть любимого человека своим недоверием.
Какое предсказание услышала Ассоль? Чем для Ассоль стали алые паруса?
(Чтение стихотворения «Предсказание Эгля» Н.Матвеевой,муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)
Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьёз.
Ты не верь земле, чёрствой и сухой, – верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правдыв ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далёких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,
И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,
Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.
Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!
Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,– Скажет: «Добрый день!»
Спросит он: «А где тут Живёт Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.
Вера в мечту
Нужна ли человеку мечта?
А. Грин написал такие строки:        
Мечта разыскивает путь,-
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь,-
Намечены пути,-
Мечта разыскивает путь,-
Открыты ВСЕ пути.          
А знают ли жители Каперны другую жизнь? Есть в их душе свет?Способны ли они мечтать?
Нет! Иначе они не стали бы дразнить и оскорблять Ассоль. Не кричали бы, что Лонгрен с дочерью одичали или повредились в рассудке. Не пытались бы её задеть, указывая на несуществующие алые паруса.
Что спасло Ассоль? Что помогло ей выжить и выстоять среди той грязи, которая ее окружала?
Вера! Вера в исполнение своей мечты. Она верила, несмотря ни на что. Все эти годы она ждала свои алые паруса.
А что-то изменилось для жителей Каперны?
Нет! Для них Ассоль по-прежнему «полоумная». Именно так отвечает Меннерс на вопрос Грея.
А за что так называли Ассоль?
На этот вопрос ответил угольщик. Парадокс - человек, которого покрывала рабочая грязь, сумел сохранить чистой душу. Он, один из немногих, кто смог понять Ассоль.
(Чтение от слов «Она говорит, как большая, но причудлив ее разговор. Прислушиваешься - как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так...)Оказывается, Ассоль видит во всем красоту и старается показать ее другим. Да, только люди слепы, а чтобы скрыть свою слепоту, обвиняют девушку, не скрывающую своего видения.
Грин награждает Ассоль за ее веру. И в один из дней она дождалась свои алые паруса.
5.«Иди к мечте своей, и час наступит твой...»
Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?
- Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку- Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь
Как представлял он себе профессию капитана?
Чтение отрывка под музыку Энио Морриконе « Одинокий пастух»
«Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.
Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»Нельзя удержаться то восхищения, читая эти строки! Какой язык! Как необычайны эпитеты!
6.Анализ последней главы
Грин в последней главе, мне кажется, кричит: «Люди! Посмотрите, есть алые паруса, есть свет, который они несут! Поймите, наконец, что жить так нельзя!
Услышали, прибежали на берег, но поняли?
Нет! « Яд забирался им в голову. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она одна осталась среди пустоты знойного песка».
Просмотр фрагмента фильма (встреча Ассоль и Грея)
Ребята, а заметили ли вы одну стилистическую особенность в произведении?
Последний абзац произведения.
« Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны...
Он сидел, тихо возил смычком, заставляя струны говорить волшебным» неземным голосом и думал о счастье».
Да, впервые появляются радужные эпитеты, звучит слово « счастье», но это уже все далеко от Каперны.
Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися
Случайно ли они встретились в жизни?Чем близки эти герои?Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец
Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.
Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.
Вывод: Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».
2. Ответить на вопросы по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)
1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)
2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)
3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)
4.Один из главных героев произведения. (Грэй)
5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)
6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)
V. Итог урока.
- Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига?
(Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).
- Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.
- Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.
- Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин: “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.
Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.
А завершим урок сегодня когда-то популярной песней В. Ланцберга «Алые паруса»
(просмотр видеоклипа)
VI.Домашнее задание:
Подготовиться к написанию сочинения «Нужна ли человеку мечта?»
План:
I. Мечтать - значит стремиться в будущее.
II. Нужна ли человеку мечта?
Мечты Ассоль и Грэя.
Каким было бы детство Ассоль и Грэя без мечты?
Какой  бы стала в будущем Ассоль  без мечты?
Кем бы стал Грэй без мечты?
Мечты ведут к счастью.
III. Мечты и действительность.