Итоговое тестирование по литературе, 8 класс

Итоговая контрольная работа (тестирование) по литературе для 8 класса
Ф.И.О. обучающегося ____________________________________________________
Класс _________________
Дата __________________
Вариант 1.
Запишите стадии литературного процесса в порядке их прохождения:

Эпоха Возрождения


Классицизм 17 века


Средневековье


Новое время


Просвещение


Рубеж 19-20 веков


Современная литература

Продолжите фразу: «Литературный процесс развивается в результате взаимодействия двух факторов»
а) влияние фольклора и традиций;
б) традиции и новаторства;
в) влияния античной литературы и новаторства.
По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе:
1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, в основу положен принцип «подражания природы», конфликт между долгом и чувством;
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в её внутренней сущности, в её повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность;
3) Культ избранной личности, изображение дисгармонии действительности. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремлённый в будущее, в мир «небесных идеалов».

Классицизм


Романтизм


Сентиментализм

Предромантизму в западноевропейской литературе характерно:
а) создание «похвальных од»;
б) авантюрность сюжетов;
в) принцип «подражания природы».
«На полдороге странствия земного», - писал Д. Алигьери в «Божественной комедии».
Какой возраст имел он в виду?
а) 30 лет;
б) 35 лет;
в) 40 лет.
Основной конфликт трагедии Гёте «Фауст» строится:
а) на искушении Фауста Мефистофелем;
б) на споре Господа и Мефистофеля;
в) на борьбе двух персонажей: Фауста и Мефистофеля.
Поэтические размышления о смене человеческого настроения, о мимолётности человеческих чувств – это жанр:
а) элегия;
б) ода;
в) песня.
Жанр, который не соответствует «среднему штилю»:
а) басня;
б) комедия;
в) драма.
Центральная тема в творчестве Ломоносова:
а) идея просвещённой монархии;
б) прославление науки;
в) тема войны и мира.
Реформа стиха, начатая Тредиаковским и продолженная Ломоносовым, установила в поэзии стихосложение:
а) силлабическое;
б) силлабо-тоническое;
в) свободное.
«Недоросль» Д.И. Фонвизина по жанру это:
а) драма;
б) трагедия;
в) комедия.
Укажите, какая из перечисленных проблем не была поставлена в повести «Бедная Лиза»:
а) проблема несчастной любви;
б) проблема человеческого достоинства;
в) проблема отцов и детей.
Определите автора и название стихотворения по отрывку:
Погиб поэт – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...
а) А.С. Пушкин «К Чаадаеву»;
б) М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»;
в) Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм».
В каком произведении звучит тема «униженных и оскорблённых»:
а) В. Гюго «Клод Гё»;
б) Гофман «Кавалер Глюк»;
в) А.С. Пушкин «Пиковая дама».
О ком идёт речь в произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама»: «В свете она играла самую жалкую роль. Все её знали, но никто не замечал»:
а) о старухе графине;
б) о Лизавете;
в) о княжне Полине.
Название поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова:
а) указывает на главного героя;
б) определяет его тематику;
в) имеет обобщающий смысл.
Чей это портрет? «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок»:
а) Гринёва;
б) Пугачёва;
в) Швабрина.
Идейный и художественный центр «Капитанской дочки» олицетворяет:
а) Маша Миронова;
б) Гринёв;
в) Пугачёв.
Сказка, рассказанная Пугачёвым – это:
а) ирония;
б) иносказание;
в) сатира.
Главный герой «Ревизора», наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:
а) ревизор;
б) городничий;
в) смех.
Для речи Хлестакова характерно:
а) логичность;
б) искрящийся юмор;
в) ложь и бессмыслица.
Причина несостоявшейся любви Аси и господина Н.Н. в повести И.С. Тургенева «Ася»:
а) душевная слабость, малодушие героя;
б) характер героини;
в) несогласие Гагина.
В «Песне о Соколе» М. Горького подвиг Сокола состоит в:
а) храбрости, проявленной в битве;
б) стремлении к свободе, которая превыше жизни;
в) нежелании жить в сыром ущелье.
Укажите, какой смысл заключён в названии рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»:
а) жизнь и судьба главного героя типична для миллионов советских людей;
б) в названии подчеркивается незначительность главного героя;
в) судьба Андрея Соколова символизирует национальный русский характер.

Учитель_____________________________________________
Ассистент___________________________________________



Итоговая контрольная работа (тестирование) по литературе для 8 класса
Ф.И.О. обучающегося ____________________________________________________
Класс _________________
Дата __________________
Вариант 2.
Запишите стадии литературного процесса в порядке их прохождения:

Эпоха Возрождения


Классицизм 17 века


Средневековье


Новое время


Просвещение


Рубеж 19-20 веков


Современная литература

Три основных источника европейской литературы:
а) языческая мифология, фольклор, христианские мотивы;
б) фольклор варварских племён, античная литература, христианские духовные тексты;
в) христианская религия, национальная литература, фольклор.
По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе:
1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, в основу положен принцип «подражания природы», конфликт между долгом и чувством;
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в её внутренней сущности, в её повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность;
3) Культ избранной личности, изображение дисгармонии действительности. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремлённый в будущее, в мир «небесных идеалов».

Классицизм


Романтизм


Сентиментализм

Предромантисты акцентируют внимание:
а) на конфликте между долгом и чувством;
б) на действиях человека;
в) на воспитательных задачах творчества.
Проводником Данте в «Божественной комедии» был Вергилий, так как:
а) они были друзьями;
б) их объединяли общие поэтические взгляды;
в) Вергилий был учителем Данте.
«Пролог на небесах» выполняет в произведении Гёте «Фауст» следующую идейную нагрузку:
а) проясняет устремление Фауста к истине – к смыслу жизни;
б) показывает роль существования человека на земле;
в) определяет отношение Господа к Мефистофелю.
Лирический жанр, торжественное лирико-ораторское произведение, воспевающее кого-либо или какое-либо торжественное событие:
а) элегия;
б) ода;
в) песня.
Жанр, который не соответствует «высокому штилю»:
а) ода;
б) послание;
в) басня.
Почти в каждой своей оде Ломоносов прославляет:
а) Екатерину;
б) Петра I;
в) Елизавету.
Реформа стиха, начатая Тредиаковским и продолженная Ломоносовым, установила в поэзии стихосложение:
а) силлабическое;
б) силлабо-тоническое;
в) свободное.
«Пиковая дама» А.С. Пушкина по жанру это:
а) повесть;
б) новелла;
в) роман.

К какому сословию принадлежала Лиза («Бедная Лиза» Н.М. Карамзина):
а) к крестьянству;
б) к купечеству;
в) к мещанству.
Определите автора и название стихотворения по отрывку:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
а) А.С. Пушкин «К Чаадаеву»;
б) М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»;
в) Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм».
Какая тема не относится к произведению «Пиковая дама» А.С. Пушкина:
а) тема мещанского, обывательского взгляда на жизнь;
б) проблема нравственных принципов;
в) тема стремления к свободе.
Кому из героев принадлежит данная характеристика: «Все эти люди по какому-то молчаливому сговору стали советоваться с ним, прислушиваться к его советам, восторгаться им и подражать ему»:
а) В. Гюго «Клод Гё»- Клоду;
б) Гофман «Кавалер Глюк» - Глюку;
в) А.С. Пушкин «Пиковая дама» - Чекалинскому.
Тема поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова:
а) показ прошлого Грузии;
б) рассказ о жизни в монастыре;
в) красота человека, готового умереть за свободу.
Чей это портрет? «Тут вошла девушка, лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши»:
а) Елизаветы («Пиковая дама»);
б) Маши Мироновой («Капитанская дочка»);
в) Аси («Ася»).
Повествование в произведении «Капитанская дочка» ведётся от лица:
а) повествователя;
б) Петра Гринёва;
в) нескольких персонажей.
Сказка, рассказанная Пугачёвым – это:
а) ирония;
б) иносказание;
в) сатира.
Хлестаковщина – это:
а) стремление выдать себя за персону более важную, значимую, чем это есть на самом деле;
б) стремление модно одеваться;
в) погоня за чинами.
Глупость, пустота, лживость и фанфаронство свойственны:
а) Ляпкину-Тяпкину;
б) городничему;
в) Хлестакову.
Основное представление о героине в повести И.С. Тургенева «Ася» создают:
а) рассказ о ней Гагина;
б) её поступки, поведение в различных обстоятельствах;
в) рассказ о ней фрау Луизе.
Какой эпизод в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» является кульминацией:
а) встреча с Ванюшей;
б) бегство из плена;
в) сцена с комендантом Мюллером в лагере.
Трагедия Сокола в произведении Горького «Песня о Соколе»:
а) смерть от тяжёлых ран;
б) прощание с жизнью;
в) трагедия бойца, вынужденного покинуть поле боя.


Учитель_____________________________________________
Ассистент___________________________________________
15