Рабочая программа по физической культуре (региональный компонент) 1 класс УМК Начальная школа 21 века


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Физическая культура. Игры народов Севера»
Пояснительная записка
На основании письма Минобразования России от 12 августа 2002г. № 13-51" 99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры во 2-11 классах в ОУ», решения коллегии Главного управления по общему и профессиональному образованию Администрации ХМАО от 16.06.1999 г. « О внедрении национально- регионального компонента в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ханты - Мансийского автономного округа разработана программа 3 часа по физической культуре в начальной школе «Игры народов Севера».
Данная программа ориентирована на обучающихся 1 классов (1 час в неделю) и содействует сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся. Она учитывает климатогеографические, этнические и социально-экономические особенности региона, позволяет более гибко и эффективно использовать специфику национального компонента.
Целью программы является создание условий для формирования и развития у учащихся двигательных навыков, воспитание традиций народов ханты, формирование представления о здоровье как одном из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому воспитанию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта народов Севера;
воспитание потребности и умения заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Описание места учебного предмета
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 ч в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и  предметные результаты освоения предмета
Универсальные результаты
Учащиеся научатся:
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Учащиеся получат возможность научиться:
 доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Учащиеся получат возможность научиться:
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Учащиеся получат возможность научиться:
 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Содержание учебного предмета
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.При проведении занятий можно выделить два направления:оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Разделы Часы Деятельность учащихся
Игры на развитие быстроты 5 Отрабатывают разные движения: приставной шаг по кругу, подскоки, легкий или быстрый бег, боковой голоп и т.д.
Игры на развитие ловкости 5 Бег с предметами (оленьи рога); прыгают через нарты с разбега, отталкиваясь по договоренности одной ногой или обеими
Игры на развитие скоростно-силовых качеств 8 Отрабатываются броски мячом (в оленя), стараясь попасть в цель;
Бросок палки (копье)с целью, чтобы она упав плашмя на снег, заскользила по нему как можно дальше.
Игры на развитие силы 6 Скачки на одной ноге, для преодоления условного расстояния; выполняются прыжки отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на две ноги для преодоления условного расстояния, которое увеличивается, изменяется по направлению.
Игры на развитие внимания 9 Перетягивание каната по сигналу, за ведущим повторяются действия движения рыбаков;
Быстрое реагирование на смену удара бубна на площадке;
Броски мяча только в ноги по сигналу (стрельба по оленям)
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
соблюдение основных правил игры;
ориентирование в пространстве;
-умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессезанятий подвижными играми;
-применение навыков и умений, полученных при изучении игр народов Севера, в жизненных ситуациях
умение организовать и провести игры со сверстниками. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
о быте, традициях и играх коренных народов Югры;
-о терминологии разучиваемых игр, об их функциональном смысле и направленности;
-о причинах травматизма на занятиях подвижными играми и правилах его предупреждения.
Содержание программы основано на подвижных играх народов Севера, классифицированных по видам двигательных качеств и включает следующие разделы:
игры на развитие быстроты;
игры на развитие ловкости;
игры на развитие скоростно-силовых качеств;
игры на развитие силы;
игры на развитие внимания.
Принцип региональное, используемый в программе, позволяет решать проблемы увеличения двигательной активности учащихся, воспитания культуры общения, поведения, уважительного отношения к другим народам и национальным культурам. Большое внимание уделяется решению оздоровительных, воспитательных задач.
Описание материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
«Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера»
Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф.В. Издательствово «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003г
«Детские подвижные народов мира» Кенеман А.В., Издателство «Просвещение», 2005г.
Игротека подвижных игр для детей http://detsad-kitty.ru/games/16586-igroteka-igr-narodov-severa.html