Ритмическая гимнастика по средством физической культуры


«Ритмическая гимнастика посредством физической культуры»
Говоря о здоровье в мире есть тысячи крылатых фраз и афоризмов, некоторые из них я выбрала не случайно.
«Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь». (Гиппократ)
«Гимнастика есть целительная часть медицины».  (Платон) «Кто рано лег спать и рано встал утром, тот будет здоровым, богатым и мудрым.» (Бенджамин Франклин) «Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.» (Козьма Прутков)
Вы наверное заметили что я выбрала цитаты о гимнастике. Ведь каждый здоровый человек на планете земля начинает свой день с бодрой и интенсивной зарядки. Поэтому наш день в детском саду начинается не с завтрака, а с положительной утренней гимнастики, дающей силы, бодрости и энергии детям и воспитателям на весь день. А как правильно ее выполнять чтобы это было не только полезно, но и интересно я решила изучать углубленно, поэтому я и выбрала тему по самообразованию «Ритмическая гимнастика посредством физической культуры»…..
Цель: содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создать необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
3. Развитие творческих способностей:
Большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.
И все же что такое ритмическая гимнастика?
Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Ученые, в результате медицинских исследований пришли к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается а здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность.
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).
Одно из направлений по ритмической гимнастике которое меня заинтересовало - это направление «СА-Фи-Дансе».
Целью программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические походы к проблемам образования детей дошкольного возраста. В этом числе, использовали методические рекомендации регионального направления, разработанные зав. кафедрой педагогики и психологии здоровья СКИПКРО Т.Г. Олешкевич в 2001 году. Для систематизации образовательной работы была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Ж.Е. Фирилёвой “СА-фи-дансе”. С этой целью была разработана система использования технологии “СА-фи-дансе” на занятиях по физической культуре. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: танцевально-ритмическая гимнастика, игроритмика, игрогимнастика,игротанец, игровой самомассаж,пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, креативная гимнастика, игропластика.
Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные формы использую на занятиях следующим образом.
Очень важно в вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи “эмоциональной разминки”. Проводя “эмоциональную разминку”, задача преподавателя - научить своих воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко” и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.
На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаю детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников. Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что
У детей повышается интерес к таким занятиям.
Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: увеличение мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.
Восточная мудрость гласит: «Дети – это не дети своих родителей. Это дети своего времени». Только время это движется в никуда, отрезая пути настоящему в будущее. Это мы и пытались показать в своей работе, давая критический обзор тенденций полового полоролевого воспитания детей дошкольного возраста вчера и сегодня.
Подбор композиций осуществляется для девочек и мальчиков. Это необходимо для развития у девочек элегантности, грациозности, пластичности, а у мальчиков – мужественности, быстроты, силы.
Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения своего тела, уверенности в себе, но главное – прививает любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, дает возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связанных с движениями.