Урок по литературе на тему Изображение Гражданской войны в рассказе М.Шолохова Родинка


Министерство образования и науки Пермского края
Бардымский филиал государственного автономного профессионального
образовательного учреждения
«КРАЕВОЙ политехнический колледж»
Урок по литературе на тему
«Изображение Гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка»
Исмакова И.Ш., преподаватель
2015
Урок по рассказу М.Шолохова «Родинка»
Тема: Изображение Гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка» (Использование технологии критического мышления через чтение и письмо).
Цели:
- определить или понять отношение М.Шолохова к событиям Гражданской войны.
- в процессе анализа произведения подведение учащихся к отрицательной характеристике Гражданской войны.
Задачи урока:- обучающие:1) расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской  войны в 1917–1922 годах;
2)  познакомить учащихся с творчеством  М. А. Шолохова в годы Гражданской войны.;3) познакомить учащихся с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Родинка»;4) обогатить лексический запас учащихся новыми понятиями;5) развивать у учащихся рефлексию на прочитанное, используя описание собственных эмоций;6) формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказа;7) совершенствовать умения: связного высказывания, доказательства своей точки зрения; умение делать выводы;
- воспитательные:1) на примере исторического материала и судеб героев рассказа "Родинка" проследить трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь студентам дать оценку гражданской войне и сформировать определённую гражданскую позицию по отношению к войне;   2) формировать у учащихся мировоззрение о ценности жизни человека, о приоритетности общечеловеческих ценностей над идеологическими;3) воспитывать нравственные качества: милосердие, преданность, любовь к своей семье, Родине, доброту; 4) воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки, суждения;5) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;- развивающие:1) развивать аналитические способности учащихся, их воображение, память, внимание, эмоции, связную монологическую  и письменную речь;2) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову.Тип урока: работа с художественным текстом.
Основной методический прием – «чтение с остановками».
Оборудование урока: эпиграф, портрет писателя, учебник по литературе. Раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», пример написания «Синквейна»
ПЛАН УРОКА
I.Стадия вызова.
1.Целепологание.
2.Подборка ассоциаций к слову « война». (Прием ассоциации)
3.Сообщение учащегося «Шолохов в годы Гражданской войны»
4.Работа со словарём рассказа
5.Таблица
II. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом. (Прием «Чтение с остановками»)
III.Стадия рефлексии.1.Выводы.
2.Синквейн
3.Домашнее задание. Написать эссе по рассказу «Родинка»
4.Оценивание.
Стадия вызова. Целепологание.
Вопрос к аудитории:
- Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь?
- Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.
- Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав рассказ «Родинка», какого отношение М.А.Шолохова к Гражданской войне.
- Подберите ассоциации к слову « война». (Прием ассоциации)
(зло, драка, братоубийство…)
- Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна” (Обращение к эпиграфу)
- Почему М. А. Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?  
Сообщение учащегося «Шолохов в годы Гражданской войны»
– Перед нами один из первых «Донских рассказов» М.А. Шолохова «Родинка» (1924). Мы будем читать по частям, с остановками (прием «чтение с остановками»).
Работа со словарём рассказа.  - Ребята, для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа.
- Чтобы закрепить наши впечатления, предположения, начертим в тетрадях таблицу и будем заполнять ее по мере чтения.
Начало рассказа (1 часть)
2 часть
Мои предположения После прочтения

2. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.
Чтение 1 отрывка.
Учитель: совпали ваши предположения с авторским вариантом?
1.Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?2.Каковы отзывы о Николке его товарищей?3.С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?4.Почему «родинка» – это счастье»?
5.Что с героем могло произойти дальше? Предположите. Заполните таблицу.
Чтение 2 отрывка.
Учитель:
1.Какое задание (просьбу) получает Николка?
2.О чем мечтает герой (его сокровенные мечты)?
3.Предположите, о ком или о чем пойдет речь дальше. Заполните таблицу.
Чтение 3 отрывка.
Учитель:
1.С каким зверем сравнивает автор атамана? Почему?2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что рассказывает автор о жизни своего героя?3. Что общего в душевном состоянии атамана и Николки?
4. Как будут развиваться события в рассказе? Заполните таблицу своим предположением.
Чтение 4 отрывка.
Учитель:
1. Кто такой Лукич?
2.На чьей он стороне: на стороне банды или на стороне красных?
3. Как характеризует атамана его речь?4. С какой целью автор подробно описывает состояние деда Лукича?
5.С какой целью Шолохов в рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?6. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли считать его слова – мнением народным о бандах?7.Как вы думаете, какой будет концовка рассказа? (запишите в первую колонку свои предположения)
Чтение 5 отрывка.
Учитель:
Какое значение имеет образ волка, показанного перед бегством банды?
Почему атаман убил себя?
Ожидали ли вы такой исход событий?
Стадия рефлексии.
1.Выводы:
Учитель:   В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь? Учащиеся: Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.Учитель: Почему М. А. Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается? Учащиеся: Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается,  времени некуда идти - погиб сын, отец убивает будущее. Учитель: К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ? Учащиеся: Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека.
М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела  страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель,  главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.
2. Синквейн.
Гражданская война;
Кровопролитная, жестокая;
Убивает, калечит, уничтожает,
Страшное испытание для русского народа;
Братоубийство.
3.Домашнее задание. Написать эссе по рассказу «Родинка»
4.Оценивание.