Урок литературы Тема гражданской войны в Донских рассказах М.А.Шолохова (2 курс колледжа)

КАЗАJСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫR
BЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
КМJК «ЖІТІJАРА ПОЛИТЕХНИКАЛЫJ КОЛЛЕДЖІ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГКП «ЖИТИКАРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕМА: ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В «ДОНСКИХ РАССКАЗАХ»

М.А.ШОЛОХОВА.

(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ «РОДИНКА» И «ЧУЖАЯ КРОВЬ»)















П€Н «ОРЫС ТІЛІ Ж€НЕ €ДЕБИЕТІ»
ПРЕДМЕТ «ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК»

ОJЫТУШЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЖАКУН ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА





ТЕМА: ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В «ДОНСКИХ РАССКАЗАХ»
М.А.ШОЛОХОВА
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ «РОДИНКА» И «ЧУЖАЯ КРОВЬ»)

ЦЕЛЬ: выявить своеобразие отношения писателя к событиям гражданской войны,
особенности его индивидуального стиля;
развивать умения аргументировать свою точку зрения, давать собственную оценку
неоднозначным историческим процессам и событиям;
воспитывать уважение к противоположным мнениям, чувство сострадания и
сопереживания к исторической судьбе народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.А.Шолохова, произведения М.Шолохова, эпиграфы, иллюстративный материал.

РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ:
. ведут исследовательскую работу (учатся «видеть подтекст»);
. работают с текстом рассказов;
. учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее;
. работают с учебной тетрадью (отвечают на общие вопросы и пытаются сделать вывод по уроку).

ХОД УРОКА

1. ОМ.
П. Вступительное слово
Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920-х гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими или, наоборот, негодяями и извергами. У белых была своя правда, у красных – своя.
На сегодняшнем уроке нас интересует три вопроса:
1. Были ли победители в гражданской войне?
2. Можно ли вообще победить в такой войне?
3. Кто были ее участниками?

ЭПИГРАФ
Как степной цветок, живым пятном
встают рассказы т.Шолохова.
А.С.Серафимович

Страницы рассказов густо окрашены кровью.
Ф.Г.Бирюков (шолоховед)

Ш. Анализ рассказов «Родинка» и «Чужая кровь».

1. Выборочное чтение и пересказ эпизодов.
2. Работа по вопросам (по рассказу «Родинка»)
- Как называется рассказ М.Шолохова?
- Почему такое несоответствие названия рассказа и темы «Донских рассказов». Как вы думаете?
- В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
- Какую роль играют портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед выступлением эскадрона?
- Как раскрывается душевное состояние атамана? Как это выражается в его поведении?
- Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта?
- С какими мыслями ушел из жизни потрясенный атаман? (прозрение, сознание своей запутанности)
- Какова, по-вашему, авторская позиция по отношению к гражданской войне?
- Как она выражается?
- В чем смысл названия рассказа? (акцент на названии рассказа)
- Какое чувство владеет Николкой и атаманом? (злоба)
- Каким путем достигается цель? (одним - насилием)
- Рассказ пропитан кровью и пороховым дымом, но есть ли надежда?..
(есть, заканчивается Небом, символом вечности)

3. Вывод.
Конфликт между красными и бандитами уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Уже в первом рассказе Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся общечеловеческие связи.

Но выход из кровавого месива человеческих жестокостей все-таки есть

4. Выборочное чтение и анализ рассказа «Чужая кровь».
- Как Гаврила собирает сына на войну? (связь времен и поколений)
- Какие детали подчеркивает Шолохов?
- Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?
- Какова причина неприятия им новых порядков?
- Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?
- Как проявляется в рассказе любовь Гаврилы и его жены к сыну?
- Как ведет себя Гаврила во время продразверстки?
- Что он испытал, увидев убитых продотрядников?
- Какую роль в эпизоде играет портрет белокурого?
- Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь недавнему врагу?
- Как изображает Шолохов психологическое состояние Гаврилы и его жены в тот период, когда она выхаживают раненого продотрядника?
- Как и почему меняется отношение Гаврилы к красноармейцам?
- Какую роль играет в рассказе повторяющееся слово «отец»?
- Как объяснить примирение Гаврилы с красными: политическими причинами, принятием героем нового режима или можно найти другое объяснение?
- В чем смысл финала рассказа?
- Сделайте вывод об авторской позиции в отношении гражданской войны.
- Каков, по-вашему, нравственный идеал автора?

5. Вывод.
Изобразив в своих рассказах бессмысленность гражданской войны, нечеловеческую жестокость обеих сражающихся сторон, Шолохов указал и путь преодоления этой национальной трагедии. Это путь высокой христианской любви к ближнему, любви не только к другу, но и врагу

1У. Обобщение.
1. Художественные особенности «Донских рассказов».
- Для чего употребляет Шолохов множество диалектных слов? (сохраняет колорит народной речи, максимально приближает читателей к событиям на Дону)
2. Итог.
Ни в одном рассказе Шолохов не воспел гражданскую войну: она для него преступна.
Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. Только сам человек может изменить мир. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой писателя, но и предупреждение, пророчество на будущие времена
3. Многообразие подходов к изображению гражданской войны в прозе 20-х гг., идейный и эстетический плюрализм.


У. Письменная работа учащихся.


Примерные темы сочинений-миниатюр по «Донским рассказам»

. «И от судеб защиты нет» (А.С.Пушкин)

. «Сама ты горька и полита слезами,
Родная земля!» (А.Н.Апухтин)

. «Я так измучен, оглушен
Всей жизнью, дикой и нестройной» (А.Н.Апухтин)

. «Я смотрю на людей исподлобья:
видно, в школу любви
ни единый из них не ходил» (Б.Чичибабин)