Конспект урока Изображение гражданской войны в Донских рассказах М.А.Шолохова (11 класс)

Тема урока Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова
ЦЕЛИ.
Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.
Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
Мета - предметные: развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.
Задачи:
Учить мыслить логично, научно, творчески.
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
Обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;
Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.
Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ, критическое мышление;
Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Методы:
словесные, наглядные, практические,
исследовательский, создание проблемной ситуации
индуктивный.

Оборудование: тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы
УМК: Программа «Литература 5-11 класс»//В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009
Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.




Стадия вызова.
Репортаж. Украина. Гражданская война.
Все знают, какие события происходят сейчас в Украине. Идёт настоящая (гражданская) война.
«Вот вы, образованный, так сказать, а скажите мне вот: почему это друг с другом воевать стали? Из чего это поднялось?» - писал эмигрант Р.Гуль ещё в начале 20 века.
Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
Гражданская война - это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.
После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, тоже полыхала гражданская война.
Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.
Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.
"Красные" - часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.
"Белые" - буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство.
Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.
И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. Эта одна из самых трудных тем русской литературы XX века, потому что подходы писателей к показу событий гражданской войны были разные, зачастую противоположные.
Вспомним, какие произведения об этих событиях вы читали?
Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды.
И для этого сегодня мы обратимся к "Донским рассказам" М. Шолохова.
Тема нашего урока: "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова". (Запись в тетрадях) 
Исходя из формулировки темы, поставьте задачи  урока:
выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;
как повлияла гражданская война на судьбы людей?
каким из этого события выходит человек;
что становится центром идейного столкновения;
понять позицию Шолохова как писателя и как человека.
Актуализация знаний учащихся.
"Донские рассказы" - это литературный дебют М.Шолохова.
Индивидуальное сообщение История создания рассказов.
"Донские рассказы" были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем - реальность другой жизни.
Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.
Какое сословие населения изображено в «Донских рассказах»? (казаки)
Ваши ассоциации со словом «Казачество»? (традиции, устои, домострой, семья, вера в бога, веротерпимость, служение Отечеству, преданность воинскому долгу, служение царю, свободолюбие, взаимопомощь, независимость, братство, нравственность, равенство, конь, )
Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах".
Итак, что же такое гражданская война с точки зрения М.Шолохова – это
Приём «Фишбоун».
Осмысление
Анализ рассказов.
Какова концепция гражданской войны у Шолохова?
Давайте докажем это на примере ранних произведений Шолохова. Проанализируем 4 рассказа, которые вы прочитали заранее. Какие? Что ещё вам нужно было сделать?
(сделать маркировку, заполнить трёхчастный дневник: тема, идея, комментарий)
Предлагаю распределиться на 4 группы, проанализировать свои наработки и сделать выводы по своему рассказу. А общий вывод поможет сформулировать аналитическая группа (4 человека, ватман, «Фишбоун»)
Согласимся ли мы с мнением В. Агеносова, что в «Донских рассказах» для М. Шолохова главное – общечеловеческие чувства, а не классовая рознь, что в рассказах нет ощущения безнадежности и будущее – оно есть?
Анализ рассказа “Родинка”.
Смысл названия


Подберите однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия?


Как вы определили главную тему.


Авторская оценка героев


В чём состоит самый важный конфликт?





3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”
Смысл названия.


Подберите родственные слова к слову «сердце»


Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?


Авторская оценка героев


Будущее Алешки



Анализ рассказа “Шибалково семя”.
Смысл названия.


Подберите родственные слова слову «семя».


Главная тема.


Авторская оценка героев


Какова судьба ребенка?



4) Анализ рассказа «Чужая кровь».
Смысл названия.


Подберите родственные слова слову «кровь».


Главная тема.


Авторская оценка героев


Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?



Рефлексия
Выступление групп. Представление «Фишбоун» - темы, проблемы + названия рассказов --, вывод
Утрата нравственных ориентиров
Богооставленность
Конфликт отцов и детей
Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.
Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.
Жестокость и жалость
Добро и зло
высокая духовность
 выбор в гражданской войне
стойкость и героизм этих людей, рожденных гражданской войной, выросших в трудные годы социалистического строительства
свобода и независимость 
совесть и справедливость
человечность
человеческий гуманизм, забота о ближнем. 
бескорыстная родительская любовь, неиссякаемый источник доброты на свете.

Рефлексия
Текущие выводы:
Что вы можете сказать о времени в рассказах? (Все рассказы связаны как в пространстве, так и во времени. Они отражают трудное для нашей страны время)
Какое? – время революции и гражданской войны.
Какова  тема цикла “Донские рассказы” (определяется уже первым рассказом – это тема
гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди)
Центр идейного столкновения? – семья. В сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
Все рассказы объединены образом главного героя: ребенок.
Почему именно дети становятся героями “Донских рассказов” М.А. Шолохова?
Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.
Идея цикла также задается первым рассказом – показать события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное.
«Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ?   Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон?
КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД
Согласимся ли мы с мнением В. Агеносова, что в «Донских рассказах» для М. Шолохова главное – общечеловеческие чувства, а не классовая рознь, что в рассказах нет ощущения безнадежности и будущее – оно есть?
Наряду с отрицательными моментами мы отметили и другие стороны гражданской войны. Какие?




Выберите из предложенных высказываний, строк эпиграф к уроку, который, по-вашему мнению, более всего отражает суть «Донских рассказов»:
«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть.
Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира»)

Белым был –
Красным стал,
Кровь покрасила
Красным был –
Белым стал,
Смерть побелила.
М.Цветаева.

О, годы юности
немилой,
Её жестоких передряг.
То был отец, то вдруг
он – враг.
А мать?
Но сказано: два мира,
И ничего о матерях
А.Т.Твардовский. «По праву памяти».

Там, где царит насилие, - царит горе и льётся кровь.
В.Гроссман.

И ад я видел на земле.
Саша Чёрный.

Распята Россия врагами На старом библейском кресте, Который воздвигли мы сами В душевной своей простоте... Р.П.Кумов (донской казак)
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью. Ф.Г. Бирюков
Вызов
Перед вами карточки с утверждениями разных исследователей и самого автора.
Прочитайте высказывания и определите авторскую позицию.
 Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.
 Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца...» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. <> Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. <> Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса  вочеловечивания <> Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.(1-й вывод)
Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.
Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. (2-й вывод) Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.
Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это  эпоха великого горя народного. Т.Р.Гавриш

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток»:
“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:
«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает... У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны,  четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое  бойцы Добровольческой армии, а Валентин  красный... Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня  и ходу! А мать в слёзы  волосы на себе рвёт... А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся... И так ведь не раз, не два. <> Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. <> Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие  то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды. Это если мягко сказать. <> Паршивые, бездарные ученики мы у истории  вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”».

Рефлексия
Так что же такое гражданская война в понимании М.Шолохова? (фишбоун)
Выступления учащихся с выводами по карточкам. Выступление аналитической группы.
<> Паршивые, бездарные ученики мы у истории  вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”». Читаем мы у Шолохова.
Вызов
Что может предотвратить эту трагедию?
СЕМЬЯ ВЕРА В БОГА ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
(ситуация выбора – аргументация)
Нужно ли нам сейчас читать “Донские рассказы” М.А.Шолохова? Я думаю, что нужно читать все произведения Шолохова: они помогают понять самое трудное время в истории страны, узнать о жизни донского казачества, сделать для себя вывод: человек должен жить и трудиться в мирном государстве.
Урок хотелось бы закончить стихотворением неизвестного автора «Меня лечил донецкий врач».
Домашнее задание.
«Кому нужна война такая»? - таким вопросом заканчивает автор. Предлагаю дома письменно высказать своё мнение. (Приём «Эссе»)










Заголовок 415