Физкультурные минутки в образовательном процессе


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ НА УРОКАХ Проведение физ культминут ок обязательн о для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки. Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в п ервых классах. Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2 - 3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме: а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями; б) упражнения для рук (растирани е и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.); в) упражнения для туловища (наклоны, повороты); г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног). Физкультминутки I - IV классах проводятся ежедневно , а в V - XI – 2 – 3 раза в течение недели . Каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминут к у учитель, а в V - XI классах ответственный за физ подготовку класса, начиная со второго урока, через 20 - 30 минут после его начала. Комплекс выполняется учениками в проходах межд у партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2 – 3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза п родолжительностью 5 – 10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям: а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий; б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление; в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности; г) при незн ачительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц; д) темп выполнения должен соответствовать привычному; Комплекс физкультпаузы можно составить так: а) ходьба на месте с движениями рук; б) упражнения в подтягивании; в) подскоки или бег на месте; г) наклоны или повороты туловища; д) приседания, выпады вперед - назад, в стороны; Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ е) разноименные движения руками вв ерх, в стороны, по кругу; ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища; з) ходьба на месте с заданиями на внимание. Упражнения для учащихся 1 - 4 - х классов: 1. И сходная позиция (и.п.) - сидя, откликнувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 - 6 раз. 2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза. 3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмо треть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 - 6 раз. 4. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторить 5 - 6 раз. 5. И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повт орить 4 - 5 раз. Упражнения для учащихся 5 - 1 1 - х классов : 1. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 - 6 раз. 2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз. 3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 - 6 р аз. 4. И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 - 6 раз. 5. И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз. 6. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., перевести взор на кончик носа на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз. 7. И.п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев. Разнообразить физкультпаузу можно путем использова ния следующего комплекса упражнений: Комплекс 1 1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1 - 2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3 - 4 - в и.п. - выдох. Повторите 4 - 6 раз. 2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10 - 15 сек. Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ 3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6 - 8 раз в каждую сторону. 4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6 - 7 раз. 5. И.п. - стоя, 1 - полупр исед; 2 - и.п. Повторить 10 - 12 раз. 6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30 - 40 сек. Выполнять немедленно. Комплекс 2 1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8 - 10 раз. 2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1 - 2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8 - 10 раз. 3. И.п. - стоя, кис ти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз каждой рукой. 4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10 - 15 раз в каждую сторону. 5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1 - 3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4 - 6 раз в каждую сторону. 6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см. смотреть на палец в течение 4 - 6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4 - 6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец даумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 - 6 раз. Комплекс 3 1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8 - 10 раз. 2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10 - 15 сек. 3. И.п. - стоя. 1 - 2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3 - 4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повтори ть 6 - 8 раз. 4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6 - 7 раз. 5. И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10 - 12 раз. 6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоян ии 25 - 30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течении 30 - 40 сек. Выполнять медленно. Комплекс 4 1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8 - 10 раз. 2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1 - 2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8 - 10 раз. Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ 3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз каждой рукой. 4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10 - 15 раз в каждую сторону. 5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1 - 3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4 - 6 раз в каждую сторону. 6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см. смотреть на палец в течение 4 - 6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4 - 6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец дву мя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 - 6 раз. Комплекс 5 1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8 - 10 раз. 2. И.п. - стоя. Частые моргания в течен ие 10 - 15 сек. 3. И.п. - стоя. 1 - 2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3 - 4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6 - 8 раз. 4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх - направо, после чего вниз - налево, затем перевод ить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6 - 8 раз в каждом направлении. 5. И.п. - кисти на затылок. 1 - 2 - 3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. 6. И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10 - 15 секунд. То же правым глазом. Во время регламентированных перерывов при работе с видеодисплейными терминалами, персональными компьютерами с целью снижения утомления зрительного анализатора целесообразно через каждые 20 - 25 минут выполнять следующие комплексы упражнений, их следует менять через каждые 2 - 3 недели. Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана (при ритмичном дыхании , с максимальной амплитудой движения глаз). Вариант 1 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержат ь взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналоги чным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза. Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль н а счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. Вариант 2 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 верх, на счет 1 - 6 прямо, после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и в другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. П овторить 3 - 4 раза. Вариант 3 1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15. 2. Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 4. В среднем темпе проделать глазами 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза. Мероприятия для снятия статического утомления мышц спины Специальные упражнения для физкультминуток на уроках Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать следующие упражнения: Комплекс 1 (сидя за партой) 1. И.п. - руки на краю парты, встать, сесть. 2. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону. 3. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, про гнуться, вернуться в и.п. Комплекс 2 (сидя за партой) 1. И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться в и.п. 2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками пол, вернуться в исходное положение. Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ 3. И.п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание. Комплекс 3 (стоя за партой) 1. И.п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п. 2. И.п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То же в другую сторону. 3. И.п. - основная стойка, руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону. Комплекс 4 (стоя за партой) 1. И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п. 2. И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево. 3. И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6 - 8 раз. Стоя возле парты 1. И. п. - Ноги врозь, руки к плечам. Поднять на носки, подняться руки вверх, в И. п. 2. И. п. - Руки за спиной. Присесть на носках, руки вперед, в И. п. 3. И. п. - Руки за спиной. Отставляя левую ногу на носок влево, наклониться влево, правую руку вверх, в И. п. То же в другую сторону, левую руку вверх. Совушка - сова Совушка - сова Совушка - сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стор оны глядит, Да ка - а - ак Полетит! Руки ребенка поднимаем вверх. Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи, чи, чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) Буд ет всем по калачу (4 прыжка на месте) Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой) Осторожно, горячо (ходьба на месте). Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ Сидя за партой 1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1 - 4 – сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх, развести паль цы веером; 5 - 8 – и.п. 2. И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон влево, переступая ногами; 2 – то же вправо. 3. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. 1 - 3 – одно - временные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево; 4 – и.п. Мы ладонь к глазам приставим Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Текст стихотворения сопровождается движениям и взрослого и ребенка. Руки вниз И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный. Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы. Бегал по двору щенок Бегал по двору щенок, Видит пирога кусок. Под крыльцо залез и сел, Завалился, засопел. Солнышко Солнышко, солнышко, загляни в окошко. Загляни в окошко, разбуди Сережку. Чтоб денек чуть - чуть был дольше, чтобы мы узнали больше, чтоб игрушки не скучали, а с Сереженькой играли. Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ На болоте две подружки На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт - привет! Вот помощники мои Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на м есто сели. Физкультурная минутка И.п.: о.с., руки на пояс. Счет 1 - 8 – 1 поворот налево; 2 – и.п.; 3 - 4 – то же направо. Счет 9 - 12 – и.п., пуки перед грудью, правое предплечье над левым. 1 – левую вперед на пятку; 2 - 4 – покачаться носком слева направо; 4 – и.п. Счет 12 - 16 – то же самое сменой ногой. Счет 1 - 2 – два хлопка слева; 3 - 4 – то же справа. Сидя за партой 1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1 - локти вверх; 2 – и.п. Выполнить 2 - 4 раза. 2. И.п.: о.с. 1 – наклон к левой, коснуться пальцами по ла; 2 – и.п.; 3 – то же к правой; 4 – и.п. 2 - 4 раза. 3. И.п.: о.с. 1 – руки в стороны; 2 – и.п. 2 - 3 раза. 4. И.п.: о.с. 1 – встать на носки, руки вверх, посмотреть на пальцы – вдох; 2 – и.п. – выдох. 2 - 3 - раза. Сидя за партой 1. И.п.: сидя за партой, р уки за голову, пальцы в замок; 1 - 2 – руки ладонями вверх, посмотреть на кисти – вдох; 3 - 4 – и.п. – выдох 3 - 4 раза. Темп медленный. 2. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо, левую руку вверх; 2 – и.п.; 3 - 4 – то же влево. 3 - 6 раз. Темп ср едний. 3. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот влево, руки в стороны; 2 – и.п.; 3 - 4 – то же вправо, 4 - 6 раз. Темп средний. Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ Стойка ноги врозь 1. Счет 1 - 4 (имитация движений плавания брассом). 2. И.п.: стойка ноги врозь, руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу ладонями вниз. 1 – руки вперед; 2 – руки в стороны; 3 - 4 – и.п. 4 раза. 3. Счет 5 - 8 (имитация движений плавания кролем). 4. И.п.: о.с. 1 - 4 – попеременные круговые движения рук вперед. 4 раза. 5. И.п.: о.с. 1 - 4 – одновременные круговые движения рук вперед. 4 раза. 6. И.п.: присед, руки через стороны вверх; 2 – и.п. 4 раза. 7. И.п.: о.с., руки вперед. 1 – поворот налево, имитируя хлопки по воде; 2 – и.п. 4 раза. Сидя за партой 1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1 - 3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п. 2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3 - 4 – то же направо. 3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 - 3 – медленно присесть; 4 – вер нуться в и.п. Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайка поиграть Прыгать серенький гаразд Он подпрыгнул 300 раз. Ветер дышит Ветер дышит, дышит И деревья все колышет. Ветер тише, тише, А деревья выше, выше. Сядем тише, тиш е. Руки вверх — глубокий вдох. Затем — в стороны, взмах кистями. Снова вверх — глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты. Меж еловых мягких лап Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят: Меж еловых м ягких лап (стучат пальцами по столу) Дождик кап - кап - кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей) Где сучёк давно засох, Серый мох - мох - мох. (Поднимают руки над столом, сжимают - разжимают кулаки) Где листок к листку прилип, Середа И.А. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ Вырос гриб, гриб, гриб. (Указат ельным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки) Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его) Это я, я, я! Мы считали и устали Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали. Ручками похлопали, раз - два - три. Ножками потопали, раз - два - три. И еще потопали и дружней похлопали. Сели, встали, и друг друга не задели, Мы немножко отдохнем и опять считать начнем. (для урока математики) Упор присев 1. И. п. - Упор присев. Выпрямиться, поднять руки вверх - в сторону. Правую ногу отставить назад на носок, прогнуться, в И. п. То же, отставляя левую ногу. 2. И. п. - Руки на поясе. Круговые движения туловищем вправо. То же - влево. 3. И. п. - Руки за спин ой. Наклонить голову вперед, в И. п. Наклонить голову назад, в И. п. Наклонить голову направо, в И. п. Наклонить голову налево, в И. п. Повернуть голову вправо, в И. п. Повернуть голову влево, в И. п.