Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Согласовано:
заместитель директора
_________/__________________/
«______» ____________201___г.










Рабочая программа учебного предмета (курса)

Изобразительное искусство
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования, класс)
2014 – 2015г.г.
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
Изобразительное искусство. Программа: 1 – 4 классы
(наименование программы)
В.С. Кузин
(автор программы)
Киселёва Светлана Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу учебного предмета (курса)


Югорск 2014г.
1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего, основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы разработанной В.С. Кузиным.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
-система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников:
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся, На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование на темы - это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т.д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Лепка.
На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
четверть – 8 часов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; - формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практически ми умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

6.Содержание учебного предмета, курса.
Рисование с натуры
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет».
Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера).
Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека - «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ раздела, урока



Раздел программы. Темы уроков раздела.
Даты уроков
Параграф, пункт и.д. учебника, учебного пособия



Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

«И снова осень к нам пришла» (8 часов)

1
«Прощаемся с теплым летом»

С.10-11
Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.

2
Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

С.20
Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев.

3
Рисование с натуры веток с осенней окраской


С.21
Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев

4
Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки.


Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению

5
Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе»

с.14-15
Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления

6
Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода

С.18-19
Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком

7
Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме»


С.36-37
Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой

8
Беседа «Сказка в произведениях русских художников»

С.54-57
Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике

«В мире сказок» (8 часов)

9
Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

С.102-105
Развитие навыков композиционного мышления и воображения.

10
Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»


Развитие навыков рисования по воображению.

11

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»


Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству

12
Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

С.74-77
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.
Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру

13
Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков.




С.106-107
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.
Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам

14
Декоративная работа «Сказочный букет»



Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов.

15
Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки»


Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас
Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности

16
Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового
года – праздника радости и сказок»


С.60-61


«Труд и отдых людей зимой и весной». (10 часов)

17
Рисование с натуры по памяти и по представлению «Труд людей зимой и весной»


Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине

18
Декоративное рисование «Орнамент в круге»

С.52-53
Формирование у детей навыков последовательной работы над орнаментом.

19
Рисование с натуры «Орудия труда человека»




Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности

20
Рисование с натуры «Веселые игрушки»





Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву.

21
Лепка фигурок по мотивам народных сказок


С.44-45
Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

22
Беседа на тему «Красота в умелых руках»




С.64-67
Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства и мастерам края (нашей местности)

23
Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке


С.88-89


Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета.

24
Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные



С.42-43
Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным

25
Лепка животных с натуры и по памяти

С.44

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

26
Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

С.90-93
Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

«В каждом рисунке солнце». (8 часов)

27
Беседа на тему: «Большое космическое путешествие»

С.96-97
Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов.
Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания

29
Тематическое рисование «Полет на другую планету»



Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения.
Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов

29
Рисование с натуры «Ветка вербы»


С.108-109
Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы

30
Декоративное рисование «Цветочный хоровод»


Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству

31
Беседа «Весна в произведениях русских художников»

С.122
Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.
Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

32
Рисование с натуры весенних цветов


Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.
Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

33
Весенняя сказка цветов
Аппликация


Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

34
Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце»


С.120-123
Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции.
Воспитание чувства гордости за свою Родину


8.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Количество
Назначение, описание

1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Стандарт основного общего образования по предмету



1.2
1. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с. ISBN 978-5-393-00553-5











1
В сборник включены программы начального общего образования, разработанные на основе методологии системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Каждая программа включает содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса.

1.3
Рабочая программа по учебному предмету
1
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»

1.4
Кузин, В. С.
Изобразительное искусство. 3 кл. : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – 15-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 125, ил. ISBN 978-5-358-11617-7
15
Учебник написан в соответствии с рабочей программой «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. Для развития творческих способностей детей.

1.5
С.П. Ломов
Изобразительное искусство. 3-4 кл. Методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, - М. : Дрофа, 2011. – 202, с
ISBN 978-5-358-09009-5
1
Методические рекомендации общего характера помогут грамотно и интересно построить преподавание изобразительного искусства в 3-4 классах.

1.6
Л.М. Садкова
Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт.-сост. Л.М. Сладкова. – Волгоград: Учитель, 2008. 255 с. ISBN 978-5-7057-0822-2
1
Поурочно-тематическое планирование предназначено для работы по программе В.С. Кузина в 3 классе.

2.
Демонстрационные учебные пособия

2.1
Таблицы по стандартам
-
-

2.2.
Плакаты методические
-
-

2.3
Портреты выдающихся деятелей
-
-

3
Экранно-звуковые пособия

3.1
Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам по учебному предмету
-
-

3.2.
Аудиозаписи, видеозаписи.
-
-

4
Технические средства обучения


Интерактивная доска
Компьютер
Документ камера
Фоторамка
1
1
1
1
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

5
Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование


-
-
-


Заголовок 315