РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе уровень программы основное общее образование 8 класс.

урока
Содержание
Кол-во часов
Требования
Нетрадиционные формы урока

Введение. 1 час.

1
Знакомство с учебником. Русская литература и история.
1
Итоги летнего чтения. Обсуждение взаимодействия русской и литературы.
Урок-дискуссия

Устное народное творчество. 3 часа.


2-4
Русское народное поэтическое творчество.
2
Знакомство с историческими, лирическими и хороводными песнями. Поэтика частушек.



Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
1
Познакомить с жанром предания.


Древнерусская литература. 3 часа

5-7.
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
2
Показать изображение бранных и духовных подвигов князя для защиты земель русских.
игра


«Повесть о Шемякином суде»
1
Показать красоту и ценность древнерусских повестей.


Русская литература XVIII века. 2 часа.

8-9
Н.М. Карамзин - писатель, историк, реформатор русского языка.
1
Познакомить с жизненным и творческим путем писателя.
проект


«Наталья, боярская дочь».
1
Познакомить с русским сентиментализмом. Показать характеры и взаимоотношения героев повести.



Русская литература XIX века (36 часов)

10-11
Басни Крылова. Думы Рылеева.
2
Знакомство с творчеством И.А. Крылова и К.Ф. Рылеева




12
А.С. Пушкин – первый историк «пугачевского бунта»
1
Прочитать и изучить отрывки произведения.


13-18
Роман «Капитанская дочка».

7
История романа. Отношения между героями: их сложность, переживания, мотивировка поступков. Авторское отношение к героям романа.
проект

19
В. Скотт. Роман «Айвенго».
1
Познакомить с творчеством основоположника исторического романа.


20-22
Творчество М.Ю. Лермонтова
Личность поэта. Поэма «Мцыри». Мотив одиночества в творчестве поэта
3
Знакомство личностью поэта. Рассмотрение поэмы «Мцыри». Художественные особенности и композиция поэмы. Анализ поступков героя поэмы.


23-28
Творчество Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»
6
История создания. Рассмотреть образы главных героев, показать разоблачение пороков чиновничества. Познакомить с хлестаковщиной как общественным явлением. Показать новизну финала, своеобразие действия пьесы.


29-31
Творчество И.С. Тургенева
Повесть «Ася»
4
История создания повести. Отношениях между героями: их сложность, переживания, мотивировка поступков. Авторское отношение к героям романа.




32
Дж. Свифт
«Путешествия Гулливера»
1
Показать гротесковый характер изображения государственного устройства и общетсва.
Урок-путешествие

33-35
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города»
3
Знакомство с жизнью и творчеством писателя, издателя. Обозначить главную тему, гротескные образы градоначальников. Показать иронию и сатиру писателя, авторский идеал.


36-38
Творчество Л.Н. Толстого.
Рассказ «После бала».
3
Познакомить с жизнью и творчеством автора. Разбор характеристик персонажей. Проблема самовоспитания и нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Показать зеркальную композицию рассказа.
Урок- игра

39-42
Творчество А.П. Чехова.
Маленькая трилогия
4
Показать раскрытие °образов главных героев повестей. Рассмотреть проблемы свободы и «футляра», поднятые автором.


43-44
Стихотворения о природе Ф.И. Тютчева и Я.П. Полонского А.А. Фета, Баратынского, Никитина, Майкова
2
Помочь понять настроения и чувства поэтов. Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов XIX в.
Конкурс
чтецов

Русская литература ХХ века. 20 уроков.

45
Творчество И.А. Бунина
Рассказы «Кавказ» и «Муза».
1
Раскрыть образную систему рассказов. Авторское отношение к изображаемому.


46
Творчество А.И. Куприна Рассказ «Куст сирени».
1
Раскрыть, как автор показывает утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Дискуссия

47-49
Творчество М. Горького.
Рассказ «Челкаш».
3
Раскрыть особенности характеров героев. Показать представления героев о свободе, раскрыть замысел писателя.


50-51
Стихотворения о России. Творчество
А. А. Блока, С. А. Есенина

2
Показать, как раскрывается отношение поэтов к Родине.


52
Творчество Шмелева, Тэффи, Осоргина, Зощенко.
1
Помочь понять настроения и чувства поэтов и писателей.


53-54
Творчество В.П. Астафьева
Рассказ «Фотография, на которой меня не было».
2
Изображение жизни и довоенного быта сибирской деревни. Нравственные проблемы рассказа


55-56
Творчество К.Г. Паустовского
Рассказ «Телеграмма»
2
История создания рассказа. Его композиция. Смысл названия рассказа. Отношение настии к матери.


57
Творчество В.М, Шукшина
Рассказ «Микроскоп»
1
Личность писателя. Своеобразие творчестве. «Чудики» в рассказе.


58
Творчество А.П. Платонова
Рассказ « Возвращение».
1
Прояснить мотивы поведения героя рассказа. Раскрыть понятия «духовные ценности» и «духовная память».




59
Творчество Заболоцкого.
1
Личность поэта. Человека и природа в лирике Заболоцкого.


60
Творчество Рубцова.
1
Личность, судьба и творчество поэта. Своеобразие поэзии Николая Рубцова.


61-62
Творчество А.Т. Твардовского
Поэма «Василий Теркин»
2
Рассказать о возникновении замысла поэмы. Раскрыть образ главного героя поэмы.


63
Стихотворения Симонова, Рыленкова, Орлова, Самойлова
1
Анализ стихотворений, раскрывающих солдатские будни, пробуждающих чувство скорби, любви к родине
Урок-кон-церт

64
Стихотворения о природе Блока, Есенина, Ахматовой, Рубцова
1
Помочь понять настроения и чувства поэтов. Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов XX в.
Кон-курс
чтецов

65
Стихотворения Анненского, Мережковского, Гиппиус.



1
Русские поэты об оставленной Родине, родной природе и о себе.


Зарубежная литература 3 часа

66
Творчество У. Шекспира Трагедия «Ромео и Джульетта».
1
Знакомство с творчеством поэта.


67
Творчество В. Скотта. Роман «Айвенго»
1
Знакомство с историческим романом.


68
Что мы узнали в 8 классе?
1
Обобщение изученного и прочитанного в 8 классе.



15