Календарно-тематическое планирование по биологии на 2016/2017 учебный год. Уровень образования (класс): основное общее образование, 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мензелинска Республики Татарстан
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор _______________
/Р. Х. Ялаев/
Приказ № ____от «____» ____________2016 г.
Календарно-тематическое планирование
по биологии
на 2016/2017 учебный год.
Уровень образования (класс): основное общее образование, 6 класс
Разработала: Мельникова С.Н., учитель первой квалификационной категории

«Согласовано»
Протокол заседания ШМО
учителей естественного цикла
от «__» августа 2016 г. №___
Руководитель ШМО
___________Янайкина Н. В..
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ «СОШ № 2»г.
Мензелинска РТ
___________ Янова Е. А.
от «__» августа 2016 г. «Принято»
Решение педагогического совета МБОУ « СОШ № 2 » г. Мензелинска РТ
от «__» августа 2016 г., протокол №___
Пояснительная записка
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 3 ч.
Административных контрольных уроков - ….. ч.
КТП по биологии разработано на основе:
требований Федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования;
примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни 5-9 классы», Москва, «Просвещение». 2014 г.
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».
Учебник:
Биология 5-6 классы. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Под редакцией профессора В.В. Пасечник а; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-029636-6
Дополнительная литература: 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, М.:Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-029636-1
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Количество проверочных итоговых работ по истории (комбинированная проверочная работа)
Четверть 6 класс
Тематические
I 1
II 1
III -
IV -
ГОД 1
6 класс. Раздел 1. «Живые организмы»
Планируемые результаты изучения
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные признаки живой природы;
-устройство светового микроскопа;
-основные органоиды клетки;
-основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
-ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
-проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-систематизировать и обобщать разные виды информации;
-составлять план выполнения учебной задачи.
-существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
-основные признаки представителей царств живой природы.
-определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
-различать изученные объекты в природе, на таблицах;
-устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
-объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные результаты обучения
-основные среды обитания живых организмов;
-природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
-характеризовать методы биологических исследований;
-работать с лупой и световым микроскопом;
-узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
-объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
-проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
-сравнивать различные среды обитания;
-характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
-сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
-выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
-приводить примеры обитателей морей и океанов;
-наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-находить и использовать причинно-следственные связи;
-строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
-выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Оценивание деятельности учащихся:
Отметки учащимся выставляются по пяти бальной шкале. Оцениваются участие в формулировании и решении проблемы урока, оформленные лабораторные и практические работы и проекты, выступления, выставляется отметка в рамках само и - взаимооценки при работе с тренировочным заданиями (тестами). Контрольные работы программой не предусматриваются. Отметка за итоговые тестирования (по результатам прохождения разделов, в том числе промежуточная аттестация по итогам года) носит обязательный характер. Но, учитывая, что измерительные материалы призваны дать представление об обученности пятиклассников не только на уровне запоминания, но и на уровне овладения УУД (понимание, применение материала в стандартных и нестандартных ситуациях), приветствуется работа с текстом учебника и записями в тетрадях непосредственно на уроке тестирования. Такой подход призван снизить уровень тревожности учащихся, повысить степень самостоятельности в принятии решений, компенсировать недостаток времени в условиях 35-часовой программы.
Регулятивные УУД (для 5–6-й класса)
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД (для 5–6-й класса)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД (для 5–6-й класса)
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: (для 5–6-й класса)
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Биология» к концу 6-го года обучения:
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно тематическое планирование.
Биология 6 класс№ ппТема урока с элементами содержания Кол-во часов Виды деятельности Дата
по плану по факту
Жизнедеятельность организмов (15 ч)
1. Обмен веществ — главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство и единство органического мира. 2. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт № 5 «Поглощение воды корнем». Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ.
Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. 3. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. 4. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Космическая роль зеленых растений. Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости охраны воздуха от загрязнений. 5. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе 6. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи.
Регуляция процессов жизнедеятельности. Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными. 7. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. Регуляция процессов жизнедеятельности. Определять особенности питания и добывания пищи плотоядными и всеядными животными. Различать животных по способам добывания пищи. 8. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Регуляция процессов жизнедеятельности. Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов. 9. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании» Регуляция процессов жизнедеятельности. Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов. Определять черты сходства и различия в процессах дыхания у растительных и животных организмов. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты 10. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений 11. Лабораторный опыт № 5 «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. 12. Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами. Транспорт веществ. Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов. 13. Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление конечных продуктов обмена веществ Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов. 14. Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных. Удаление конечных продуктов обмена веществ Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов. 15. Повторение темы: Жизнедеятельность организмов Размножение, рост и развитие организмов (5ч)
16. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа №15 «Вегетативное размножение комнатных растений» Размножение. Бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты 17. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок — орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Определять особенности и преимущества полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира 18. Рост и развитие — свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста деревьев по спилу». Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений. Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов 19. Развитие животных с превращением и без превращения. Рост и развитие организмов. Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения. 20. Влияние вредных привычек на развитие человека. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Повторение темы: Размножение, рост и развитие организмов Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека.
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)
21. Раздражимость — свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде. 22. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.
Механизмы регуляции функций. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Объяснять особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. 23. Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Нейрон — структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс — основа нервной регуляции. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Регуляция процессов жизнедеятельности. Объяснять особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы. 24. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции.
Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать и описывать поведение животных. 25. Поведение. Врождённое поведение. Безусловные рефлексы.
Высшая нервная деятельность
Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Объяснять причины врождённого поведения. Наблюдать и описывать поведение животных 26. Приобретённое поведение. Условные рефлексы.
Высшая нервная деятельность
Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать поведение животных. 27. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность
Психология поведения человека. 28. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. 29. Движение — свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма. 30. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов.
Лабораторная работа № 21 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб» Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма. 31. Организм — единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности. Ткани организмов. Организм. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями в биологических процессах роста, развития, размножения. 32. Обобщение темы: Регуляция жизнедеятельности организмов 33. Промежуточная аттестация В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс 34. Работа над ошибками 35. Многообразие растительного и животного мира. Многообразие организмов. Классификация организмов. Принципы классификации. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Распознавать и описывать растения разных отделов и животных отдельных типов и классов. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения