Календарно-тематическое планирование по биологии на 2016/2017 учебный год. Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мензелинска Республики Татарстан
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор _______________
/Р. Х. Ялаев/
Приказ № ____от «____» ____________2016 г.
Календарно-тематическое планирование
по биологии
на 2016/2017 учебный год.
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Разработала: Мельникова С.Н., учитель первой квалификационной категории

«Согласовано»
Протокол заседания ШМО
учителей естественного цикла
от «__» августа 2016 г. №___
Руководитель ШМО
___________Янайкина Н. В..
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ «СОШ № 2»г.
Мензелинска РТ
___________ Янова Е. А.
от «__» августа 2016 г. «Принято»
Решение педагогического совета МБОУ « СОШ № 2 » г. Мензелинска РТ
от «__» августа 2016 г., протокол №___
Пояснительная записка
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 3 ч.
Административных контрольных уроков - ….. ч.
КТП по биологии разработано на основе :
требований Федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования;
примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни 5-9 классы», Москва, «Просвещение». 2014 г.
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».
Учебник:
Биология 5-6 классы. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Под редакцией профессора В.В. Пасечник а; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-029636-6
Дополнительная литература: 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, М.:Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-029636-1
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Количество проверочных итоговых работ по истории (комбинированная проверочная работа)
Четверть 5 класс
Тематические
I 1
II 1
III -
IV -
ГОД 1
5 класс. Раздел 1. «Живые организмы»
Планируемые результаты изучения
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные признаки живой природы;
-устройство светового микроскопа;
-основные органоиды клетки;
-основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
-ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
-проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-систематизировать и обобщать разные виды информации;
-составлять план выполнения учебной задачи.
-существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
-основные признаки представителей царств живой природы.
-определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
-различать изученные объекты в природе, на таблицах;
-устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
-объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные результаты обучения
-основные среды обитания живых организмов;
-природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
-характеризовать методы биологических исследований;
-работать с лупой и световым микроскопом;
-узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
-объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
-соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
-проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
-сравнивать различные среды обитания;
-характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
-сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
-выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
-приводить примеры обитателей морей и океанов;
-наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-находить и использовать причинно-следственные связи;
-строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
-выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Оценивание деятельности учащихся:
Отметки учащимся выставляются по пяти бальной шкале. Оцениваются участие в формулировании и решении проблемы урока, оформленные лабораторные и практические работы и проекты, выступления, выставляется отметка в рамках само и - взаимооценки при работе с тренировочным заданиями (тестами). Контрольные работы программой не предусматриваются. Отметка за итоговые тестирования (по результатам прохождения разделов, в том числе промежуточная аттестация по итогам года) носит обязательный характер. Но, учитывая, что измерительные материалы призваны дать представление об обученности пятиклассников не только на уровне запоминания, но и на уровне овладения УУД (понимание, применение материала в стандартных и нестандартных ситуациях), приветствуется работа с текстом учебника и записями в тетрадях непосредственно на уроке тестирования. Такой подход призван снизить уровень тревожности учащихся, повысить степень самостоятельности в принятии решений, компенсировать недостаток времени в условиях 35-часовой программы.
Регулятивные УУД (для 5–6-й класса)
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД (для 5–6-й класса)
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД (для 5–6-й класса)
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:(для 5–6-й класса)
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Биология» к концу 5-го года обучения: Живые организмы
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно тематическое планирование.
Биология 5 класс
№ пп Тема урока с элементами содержания Кол-во часов Виды деятельности Дата
по плану по факту
Введение. Биология как наука (5 ч)
1. 1. Биология — наука о живой природе. Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Ботаника - наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Царства живой природы.
Д.з. П.1 Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний 2. Методы изучения биологии. Методы изучения живых организмов
Д.з. П.2 Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании 3. Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Д.з. П.3 Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии 4. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.
Д.з. П.4 Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов 5. Среды обитания организмов. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Хозяйственное использование и охрана водоёмов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Среды жизни. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края. Царство Растения
Д.з. П.5 Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде 6. Повторение темы: Биология как наука Глава 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)
7. Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1 «Рассматривание строения растения с помощью лупы». «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними» Клеточное строение организмов
История изучения клетки.
Д.з. П.6 Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом 8. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях. Методы изучения клетки. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Д.з. П.7 Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием 9. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Д.з. П. 7 Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием. 10. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка.
Д.з. П.8 Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого. 11. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука». Растительная клетка. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.
Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. 12. Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Органоиды.
Д.з. П.8 Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. 13. Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов.
Д.з. П.9 Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. 14. Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
Д.з. П.9 Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. 15. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. 16. Обобщающий урок по теме: Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов Многообразие организмов (15 ч)
17. Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы. Многообразие организмов Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.
Д.з. П.10 Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классифицировать). 18. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в круговороте веществ в природе и жизни человека. Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Д.з. П.11 Выделять существенные признаки бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. 19. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Царство грибы. Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Многообразие грибов. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Д.з. П.12 Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. 20. Лабораторная работа № 14 «Изучение строения плесневых грибов» - «Особенности строения мукора и дрожжей» Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать строение мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. 21. Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений. Многообразие растений
Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Места обитания.
Д.з. П.13 Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения.
Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека.
Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. 22. Водоросли — одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» Многообразие водорослей.
Д.з. П.14 Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. 23. Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Д.з. П.15 Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. 24. Высшие споровые растения. Мхи, отличительные особенности, многообразие, распространение.
Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»
Д.з. П.16 Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. 25. Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны отличительные особенности, многообразие, распространение. Лабораторная работа №9 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)» Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие.
Д.з. П.16 Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. 26. Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком.
Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.
Д.з. П.17 Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. 27. Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 11 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений». Общее знакомство с цветковыми растениями.
Д.з. П.17 Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетическойточки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. 28. Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира. Царство Животные. Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология - наука о животных. Общее знакомство с животными.
Д.з. П.18 Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека.
Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. 29. Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Одноклеточные животные или Простейшие. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших.
Д.з. П.19 Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека.
Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения. 30. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Д.з. П.19 Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека. 31. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Многоклеточные животные. Многообразие и значение животных в природе и жизни человека.
Д.з. П.20 Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека.
Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.
Объяснять роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека. 32. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие и значение животных в природе и жизни человека.
Д.з. П.21,
Многообразие позвоночных животных. Многообразие и значение животных в природе и жизни человека.
Д.з. П.22 Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека.
Сравнивать представителей позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль позвоночных животных в природе и жизни человека. 33. Промежуточная аттестация. 34. Обобщающий урок-проект «Многообразие и охрана живой природы». Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. 35 Работа над ошибками. Анализ проектов. Анализировать, делать выводы, выделять главное.