Рабочая программа курса Изобразительное искусство для 8 классов основной школы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 4 города Смоленска
Рассмотрено на заседании кафедры
Руководитель кафедры
_______/__Л.В. Капаева_____/
Ф.И.О.
Протокол № ___
«___»____2015 г «Согласовано»
Заместитель директора по НМР
________/М.В.Щегленко____________/
Ф.И.О.
«_____»___________2015г Утверждено на педагогическом совете
Протокол №____ от«___»_______ 2015г
Рабочая программа
КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 8- x классов
основной школы
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Уласень Алла ФиларетовнаПояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г.
Программа составлена на основании следующей нормативно-правовой базы:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Основной образовательной программы основного общего образования;
Уставом МБОУ «Гимназия №4» г. Смоленска;
Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия №4» г. Смоленска;
Учебным планом МБОУ «Гимназия №4» на 2015-2016 уч. год.
Ориентирована на работу с учебно-методическим комплектом:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров ; под. ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская». Школа Неменского, /Г.Е. Гуров, А.С. Питерских; под. ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
В федеральном базисном учебном плане в 8 классе на изучение изобразительного искусства отводится 0,5 ч в неделю, всего 17 часов (17учебных недель).
Необходимость разработки данной рабочей программы связана с реализацией специфики гимназии, основной общеобразовательной программы, несовпадением количества часов по авторской (примерной) программе с количеством часов, выделяемых на прохождение материала по учебному плану гимназии. Программа, адресована учащимся 8-х классов, рассчитана на 17 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
 формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
 развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
 формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Тема 8 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» – посвящена изучению архитектуры и дизайна, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
В рамках уроков изобразительного искусства 8 класса предусмотрена реализация регионального компонента. Данный компонент призван способствовать сохранению народных традиций, повышению уровня национального самосознания и формированию уважения к истории и культуре нашей страны, своей малой родины.
Программа по изобразительному искусству дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Описание ценностных ориентиров
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, то есть зоркости души растущего человека.Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины. Учебные задания этого года обучения предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с бумагой, гуашью, пастелью. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– создание мультимедийных презентаций.
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, уроки-экскурсии. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Результаты освоения учебного материала
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
– понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;
– знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
– конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
– моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
– работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
– владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
– использовать разнообразные художественные материалы.
Содержание учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 8 класса входит в систему учебников «Школа России» как целостный интегрированный курс, включающий основные виды искусства. Учебный материал 8 класса посвящен основам изобразительного искусства. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов, организация пространственно-структурной среды городов. Дизайн – вклад художника в оформление вещно-предметной среды обитания человека. Дизайн и архитектура – создатели рукотворной среды нашего обитания. Практическая, творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самореализации.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
3ч.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
1 час
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
1 час
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
1 час
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. Художественный язык конструктивных искусств.
4 ч.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
1 час
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1 час
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
1 час
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
1 час
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. –
5ч.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
1 час
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
1 час
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
1 час
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
1 час
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
1 час
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
5 ч.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
1 час
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1 час
Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.
1 час
Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
1 час
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир 1 час
Итого (0,5 часа)
17 часов в год)Целевая ориентация рабочей программыв практике образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности гимназии. В 8-х классах учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают дизайн и архитектуру как создателей «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Владеют навыками формообразования и использования объемов в дизайне и архитектуре; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей архитектурного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Описание материально-технического обеспеченияобразовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
3. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1996.
5. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты / К. М. Хоруженко. – М. : ВЛАДОС, 2000.
6. Я познаю мир. Архитектура : детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.
2. Интернет-ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ruСетевое объединение методистов «СОМ» : проект Федерации Интернет Образования. – Режим доступа : http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru
Академия художеств «Бибигон». – Режим доступа : http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm
Режим доступа : http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
Режим доступа : http://www.artsait.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
 Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
 Собственные компьютерные презентации.
 Энциклопедия изобразительного искусства. – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.
 Шедевры архитектуры / New Media Generation (CD-ROM). – М., 1997; 2002.
4. Наглядные пособия.
 Таблицы «Введение в цветоведение».
 Портреты русских и зарубежных художников.
 Таблицы по перспективе.
 Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
 Альбомы с демонстрационным материалом.
 Дидактический раздаточный материал.
5. Технические средства обучения.
 Компьютер.
 Мультимедийный проектор.
 Экран проекционный.
 Принтер.
 Интерактивная доска.
 DVD.
 Музыкальный центр.
6. Учебно-практическое оборудование.
 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
 Мольберт.
 Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.
 Стол учительский с тумбой.
 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
 Стенды для вывешивания иллюстративного материала.