Конспект классного часа Добро и зло


Добро и зло
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи:воспитывать стремление к совершению добрых поступков;
развивать коммуникативные способности детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-задания для индивидуальной и групповой работ, цветные кружки для деления на группы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок.
Деление класса на 4 группы (цветовой выбор)
2. Подготовка к восприятию материала
– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.
3. Сообщение темы и целей урока.
– Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашей беседе?
4. Работа над новым материалом
1. Давайте вместе порассуждаем, что такое Добро, что такое Зло. Но сначала вы самостоятельно, в группах, на которые мы разделились в начале урока, попробуете дать определения понятиям «Добро» и «Зло».
Самостоятельная работа в группах с обсуждением.
Группа получает по одному листу формата А4, на котором дети записывают, что такое по их мнению «добро» и «зло».
2. Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей.
3. Слово учителя (вывод, итог сказанного детьми).
Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу, называется добром.
Добро связано с миром и любовью к родным, к стране, к любимому делу.
Добрый человек – это значит делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им добро.
4. Составьте предложение из слов: добро, зло, побеждает.
5. Объясните смысл этого предложения.
6. Прочитайте это предложения с разным логическим ударением.
Вот видите, само слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы не ставили интонационное ударение, смысл остаётся одним. Добро побеждает зло.
В жизни очень важны добрые слова: они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу.
В противоположность добру всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью, является злом. Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми. Нечасто встретишь человека, который никогда в жизни ни с кем не ссорился. В споре следует быть тактичным и сдержанным, разговаривать без упреков.
7.А теперь приведите примеры Добра и Зла из жизни, из сказок.
Дети оценивают ответы с помощью сигнальных карточек.
Заканчивая нашу беседу, предлагаю вам ещё одну притчу
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
“Всё в твоих руках”
Отчего зависит выбор человека? (От самого себя)
Сейчас у вас есть возможность сделать свой выбор , по какой дороге вам хотелось бы продолжить свою жизни- по дороге добра или дороге зла.
Перед вами два сосуда.
У каждого из вас есть чёрные и белые фишки. Как вы понимаете , белые- это добро, чёрные-зло.
4. Составьте предложение из слов: добро, зло, побеждает.
5. Объясните смысл этого предложения.
6. Прочитайте это предложения с разным логическим ударением.
Вот видите, само слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы не ставили интонационное ударение, смысл остаётся одним. Добро побеждает зло.
В жизни очень важны добрые слова: они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу.
5. Физкультминутка
Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

6. Продолжение работы над новым материалом1. Про что можно сказать «доброе, добрая, добрые». Составьте словосочетания с этими словами.Работа в группахСлайды 5, 6, 7
2. Ученики зачитывают ответы.Дети составляют словосочетания.
3. Обсуждение получившихся результатов.Обсуждаем образные словосочетания
(доброе сердце, добрые руки)
Работа в тетрадях.
4. Слово учителя: в русском языке много слов с корнем «добр». Придумайте как можно больше слов с этим корнем. Слайд 8
5. Озвучивание результатов, обсуждение значений получившихся слов.
6. Работа с пословицами. Составьте целые пословицы из отдельных частей.
Доброе дело и в воде не тонет.
Не одежда красит человек, а его добрые дела.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Доброе братство дороже богатства.
В ком добра нет, в том правды мало.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Работа в группахКарточки с частями пословиц.
7. Проверка получившихся пословиц и объяснение их смысла. Слайд 9
7. ИтогРядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду.
8. Рефлексия– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Продолжите предложения:
Добрый человек – это…
Совершать добрые поступки – это…
БеседаСлайд 10
9. Домашнее задание– Распредели слова по двум колонкам: нежность, зависть, ласка, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, лень.– Прочитать статью в учебнике стр. 12-15
Конспект урока по ОРКСЭ
на тему «Добро и зло»
 
Цель урока:
- раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло».
- Почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.
 
Задачи урока:
- в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно,добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
-   в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
-  в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы  добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;
-   в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного  человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как статьдобродетельным человеком.
 
Тип урока: изучение нового материала.
 
Ход урока:
 
1.Организационная часть.
 
Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день
И сейчас мы скажем  всем:
- Добрый день!
 
2.Актуализация знаний.
 
Загадка о дороге:
 
«Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.» 
Дорога оказалась непростая. Мы стоим на развилке двух дорог. Куда же пойти? Что же ждёт нас впереди? Ребята, я вижу вдали указатели! (слайд2)
Дорога Добра и дорога Зла, прежде чем выбрать, давайте поставим перед собой цели, что мы должны знать. (ответы детей)
                   Молодцы! Давайте прочитаем ваши три главные цели. (слайд 3, 4)
 
3.Открытие  детьми нового.
 
Приступаем к работе в своих группах:
1.Найти  определение слов добро и зло в учебнике и записать.
2.Приклеить правильно качества человека в два столбика:
добро и зло.
 
Проверка выполненной работы (слайды 5, 6, 7)
 
- А сейчас я вам покажу сказочных героев, каждый из них уже выбрал свою дорожку, если он добрый — хлопаем, а если злой — топаем. (слайд 8)
Какую же дорогу выбираем мы с вами?
 
4. Физкульт-Минутка. (слайд 9)
 
- Встали, шагаем, повторяем движения за мной.
(звучит 1 куплет песни «Дорога Добра»)
 
5.Закрепление изученного материала.
 
- Кто-то из злых героев перепутал указатели на дороге Добра (слайд 10)
- Прочитаем их: «добрые дела», «доброе имя», «добрая память», «добрые слова», «добрые мысли».
- Давайте, подумаем в группах и попытаемся расставить правильно духовное развитие каждого человека. (работа в группах)
Проверка выполненной работы.
Проверка с эталоном. (слайд 11)
                   Почему именно на 1месте добрые мысли? (ответы детей)
 
- Что же говорит народная мудрость про добрые слова. (слайд 12)
- Объяснить пословицу: «Слово доброе, что роза, слово злое как заноза.»Задание группам «Восстанови пословицы» (на карточках)
 
Доброе слово                                        и в мороз согревает
Ласковое слово                                     слово ранит
Слово лечит                                          и кошке приятно
Тёплое слово                                         лучше мягкого пирога
 
- Каждая группа прочитает по пословице. Проверим. (слайд 13)
Сделаем вывод. (ответы детей)
- Добрались до добрых дел. Скажите какие вы добрые дела делаете дома или в школе?
                   А сейчас подумаем что лучше и будем в жизни применять. (слайд 14)
 
выслушать                          закричать
поделиться                          отобрать
позавидовать                      порадоваться
поссориться                        уступить
обидеться                            простить
протянуть руку                  показать кулак
утешить                               промолчать
 
- Закончите фразу (слайд 15):
«Чтобы заслужить доброе имя и добрую память, я должен…»
                   Каждый из вас прямо сейчас совершит добрый поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне номер 5541 и отправите СМС со словом «добро», то с вашего счёта будет снято 75 рублей, которые пойдут на лечение  больных детей. Сумма небольшая, но когда её посылает много людей, она становиться значительной. Спасибо!
 
6.Рефлексия.
 
-Каждый из вас на красивом квадрате напишет синквейн (слайд16)
Зачитаем несколько.
 
                   Давайте, встанем в круг, возьмёмся за руки и вместе с добрым котом Леопольдом споём и сделаем для себя вывод (слайд 17) «Если добрый  ты»
 
- Подведём итог нашего урока. Закончите фразы: (слайд 18)
1. Сегодня я на уроке узнал(а)…
2.                   Сегодня я на уроке решил(а)…
 
7.Домашнее задание.
 
- Я дарю вам свою ладошку с пословицей «Жизнь дана на добрые дела.»С обратной стороны напишите, что доброго вы сделали.
Спасибо за урок.