Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО 2009 года, примерной программы по изобразительному искусству, опубликованной в сборнике Примерных программ Начальная школа. В 2 ч. ч.2. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – с. 10, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, опубликованной в программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы - Москва, издательство «Просвещение», 2011г. – с. 13, рассчитанной на 135 часов (1 час в неделю), 1 класс – 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс -34 часа, 4 класс -34 часа. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году» Белгородского института развития образования.
Цели изучения курса «Изобразительное искусство»:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи изучения курса «Изобразительное искусство»:
приобрести основные знания художественной грамотности;
овладеть способами различных видов деятельности использования приобретенных знаний и умений;
освоить компетенции: ценностно-смыслового, ценностно-ориентационного, рефлексивного, коммуникативного, личностного саморазвития.
связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Общая характеристика учебного предмета
Целью рабочей программы по изобразительному искусству в 1-4 классах является:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности,
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
формирование духовных начал личности,
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи рабочей программы по изобразительному искусству в 1 классе:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

Задачи рабочей программы по изобразительному искусству во 2 классе:
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Задачи рабочей программы по изобразительному искусству в 3 классе:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Задачи рабочей программы по изобразительному искусству в 4 классе:
приобретение основных знаний художественной грамотности;
овладение способами различных видов деятельности использования приобретенных знаний и умений;
освоение компетенции: ценностно-смыслового, ценностно-ориентационного, рефлексивного, коммуникативного, личностного саморазвития.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по изобразительному искусству в 1 классе рассчитана на 33 часа
Количество учебных недель – 33;
количество часов в год – 33;
количество часов в неделю – 1;
количество экскурсий - 5
Программа по изобразительному искусству во 2 классе рассчитана на 34 часа
Количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1
Программа по изобразительному искусству в 3 классе рассчитана на 34 часа
Количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1
Программа по изобразительному искусству в 4 классе рассчитана на 34 часа
Количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1;
УМК:
Учебно-методический комплекс, реализующий программу «Изобразительное искусство» (авторы Б.М. Неменский) в 1 классе, включает:
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 класса / под редакцией Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: рабочая тетрадь для 1 класса / под редакцией Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методический комплекс, реализующий программу «Изобразительное искусство» (авторы Б.М. Неменский) во 2 классе, включает:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: искусство и ты: учеб. для 2 кл. нач. шк./ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2012
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: искусство и ты: Рабочая тетрадь: 2 класс / под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2012

Учебно-методический комплекс, реализующий программу «Изобразительное искусство» (авторы Б.М. Неменский) в 3 классе, включает:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас, Москва, Просвещение, 2012
Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3класс, 2013

Учебно-методический комплекс, реализующий программу «Изобразительное искусство» (авторы Б.М. Неменский) в 3 классе, включает:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций; под ред. Б.М.Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г
Неменская Л.А. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь, / под ред. Неменского Б.М. 2013

Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Программа предусматривает проведение
традиционных уроков,
обобщающих уроков,
урок-сказка,
урок-путешествие,
урок-викторина,
урок-КВН,
урок-экскурсия
При проведении урока используются методы здоровьесберегающих технологий, которые повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе. Большое внимание уделяется: рациональной организации урока, психологической обстановке на занятиях. На каждом уроке проводятся эмоциональная разрядка, физминутки, корректировка осанки обучающихся, гимнастика для глаз, соблюдение санитарных норм в учебном кабинете.
Формы работы на уроке:
индивидуальные,
индивидуально-групповые,
фронтальные формы работы.
Формы и средства контроля
1 класс работает в режиме безотметочного обучения. Контроль проводится в виде проведения выставок.

Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах

Формами контроля во 2-4 классах является текущая, промежуточная, итоговая аттестация.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде:
Фронтальный опрос
Беседа
Опрос в парах
Творческие задания

Промежуточный контроль проводится в конце изучения каждой темы в виде:
Выставка работ
Индивидуальная творческая работа
Коллективная творческая работа

Итоговый контроль проходит в конце учебного года в форме:
Защита проектов


Изменения, внесенные в программу.
Логика изложения и содержание программы по изобразительному искусству в 1-4 классах полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
IY. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета в 1 классе:

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета во 2-4классах:
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни
Y. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

YI. Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
(1 четверть 8 часов)
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
(2 четверть 8 часов)
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
(3 четверть 9 часов)
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
( 4 четверть 8 часов)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).

2 класс (34 часа)
Чем и как работают художники.
Гуашь. Правила работы с гуашью. Живописные материалы. Восковые мелки, акварель, их выразительные возможности. Правила работы с восковыми мелками. Флористика. Работа с природным материалом. Графические материалы и их выразительные возможности. Правила работы с тушью. Скульптурные материалы. Пластилин.
Реальность и фантазия.
Изображение и реальность. Художники - анималисты. Изображение и фантазия. Изображение сказочных птиц на изделиях художественных промыслов. Украшения и реальность. Украшения, созданные природой. Украшение и фантазия. Украшения, созданные людьми. Постройка и реальность. Многообразие конструктивных форм в природе. Постройка и фантазия. Конструирование из готовых форм. Архитектура.
О чем говорит искусство.
Выражение отношения к окружающему миру через изображения природы. Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения в природе. Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Выразительные средства графики для передачи характера животного. Художники – анималисты. Образ человека и его характер. Выразительные художественные средства для передачи характера в женском образе. Скульптура. Способы передачи характера в объёмном изображении человека. Выражение характера человека через украшение. Декоративно – прикладное искусство. Выражение намерений человека чер
·ез конструкцию и декор.
Как говорит искусство.
Цвет как средство выражения. Составление тёплых и холодных цветовых гамм. Автопортрет. Способ выражения характера через цветовые отношения. Пятно как средство выражения. Силуэт. Ритм как выразительное средство изображения. Линия как средство выражения чувств и настроения на рисунке. Работа с графическими материалами. Цвет, ритм, композиция – выразительные средства изобразительного искусства.

3 класс (34 часа)
Искусство в твоем доме – 8 час.
Твои игрушки. Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок.
Твои книжки. Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды. Волшебные фонари.
Витрины. Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище- 11 час.
Художник в цирке. Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира. Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей - 8 час.
Музеи в жизни города. Картина - особый мир. Картина - пейзаж.
Картина-портрет. Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).

4 класс -34 часа
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня деревянный мир. Украшения избы и их значение.
Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол. Древние соборы.
Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты. Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне.
Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья. Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание.
Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).







Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
1 класс
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
2 класс
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись.графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать тёплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуры (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрацияхк произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

3 класс
иметь представление о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
иметь представление о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
знать новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет; разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
знать, что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
уметь работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию; использовать элементарные приемы изображения пространства; передавать пропорции человеческого тела, движения человека; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

класс
знать основные виды и жанры изобразительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России; известные центры народных художественных ремесел России;
уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной;
способны решать следующие жизненные практические задачи: для самостоятельной творческой деятельности; для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
владеть компетенциями: личностного саморазвития; коммуникативной; ценностно-ориентационной; рефлексивной.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в 1 классе


Средства обучения
% оснащённости


Основная литература


1.
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь, строишь: учебник для 1 класса / под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

100%

2.
Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.

100%

3
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2010

100%


Дополнительная литература


4
Техническое творчество в начальных классах
100%

5
Аппликационные работы в начальных классах
100%

6
Большая энциклопедия школьника
100%

7
Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. Состав. М.С. Ханова.
100%

8.
Альбом для рисования. Я учусь рисовать
100%


Печатные пособия


9
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
100%

10
Коллекции "Насекомые", "Растения"
100%

11
Муляжи фруктов, овощей и грибов
100%

12
Таблицы: городецкая, жостовская, хохломская роспись

100%


Оборудование и приборы



13
Компьютер
100%

14
Проектор
100%

15
Экран
100%


Презентации по темам:


16
Что у нас над головой
100%

17
Что окружает нас дома
100%

18
Коллаж
100%

19
Деревянные игрушки
100%

20
Композиция орнамента
100%


Интернет ресурсы


21
hup://www .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


22
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


23
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


24
13LINK14http://15 festival, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2738/


25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])


25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 761 .html


26
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


27
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


28
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




2 класс
№ п/п
Литература
% оснащенности

Литература для учителя

1
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

100%

2
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: искусство и ты: учеб. Для 2 кл. нач. шк./ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2012

41,3%

Литература дополнительная

3
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар,2003.
100%

4
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
100%

5
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
100%

Оборудование и приборы

6.
Технические средства обучения:
100%


классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;




компьютер;




мультимедийный проектор.



7.
Экранно – звуковые пособия:
100%


1. Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.
2. Видеофильмы (DVD-фильмы) и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям.


8.
Оборудование класса:
100%


ученические двухместные столы с комплектом стульев;



стол учительский с тумбой



шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;



репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы


9.
Демонстрационный материал
100%


Таблицы по теме: «Чем и как работают художники»
«Мы изображаем, украшаем, строим», «О чем говорит искусство»



электронные презентации по изобразительному искусству по теме: «Графические материалы», «Древний мир», «Сказочная птица», «Образ человека и его характер», «Цвет как средство выражения»


10.
Интернет-ресурсы.
1. http://festival.september.ru
2. http://iskusstvo.nios.ru
3. http://ru.wikipedia.org
4. http://solnet.ee


11.
Наглядные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
7. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте


12.
Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей (комплект).
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Гипсовые геометрические тела.
5. Гипсовые орнаменты.
6. Маски античных голов.
7. Античные головы.
8. Обрубовочная голова.
9. Модель фигуры человека.
10. Капители.
11. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
12. Драпировки.
13. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.).


13.
Игры и игрушки.
1. Театральные куклы.
2. Маски.



3 класс

№ п/п
Литература
% оснащенности

Основная литература

1.
Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 классы, Москва, Просвещение, 2011
100%

2.
Горяева Н.А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас, Москва, Просвещение, 2012
100%

3.
Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3класс, 2013
100%

4.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы
100%

5.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
100%

6.
Оценка достижений планируемых результатов. Система заданийМ.: Просвещение, 2010.
100%

7.
Планируемые результаты начального общего образования./ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой. – Москва «Просвещение»,2010г.
100%

8.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
100%

Дополнительная литература

9.
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.
100%

10.
Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
100%

11.
Дорожкин Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
100%

12.
Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
100%

13.
Дорожкин Ю. Г. Хохломская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
100%

14.
Шоган В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.

100%

Оборудование и приборы

15.
Ноутбук
100%

16.
Мультимедийный проектор
100%

17.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
100%

18.
Принтер
100%

19.
Колонки
100%

20.
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
100%

21.
Стол учительский с тумбой
100%

22.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
100%

Печатные материалы

23.
Репродукции картин по теме: «Искусство в твоем доме»
100%

24.
Репродукции картин по теме: «Искусство на улицах твоего города»
100%

25.
Репродукции картин по теме: «Художник и музеи»
100%

Мультимедийные образовательные ресурсы

26.
Презентация по теме: «Памятники архитектуры»
100%

27.
Презентация по теме: «Удивительный транспорт»
100%

28.
Презентация по теме: «Театральные маски»
100%

29.
Презентация по теме: «Картина-пейзаж»
100%

30.
Презентация по теме: «Картина-натюрморт»
100%

31.
Презентация по теме: «Картина-портрет»
100%



№ п/п
Литература основная
% оснащенности

1.
Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-9 классы, Москва, Просвещение, 2011
100

2.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций; под ред. Б.М.Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г
100

3.
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь, 2013
100

4.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы
100

5
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
100

6
Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
100


Литература дополнительная


1
Дорожкин Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.


100

2
Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999
100

3
Дорожкин Ю. Г. Хохломская роспись. -М.: Мозайский, 1999.

100

4

5

6
Жегалова С. Росписи Хохломы. -М.: Детская литература, 1991
Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. -М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б. М. Твоя мастерская. -М.: Просвещение, 2003.

100


Технические средства обучения:



1
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

100

2
3
Компьютер ;
Мультимедийный проектор.

100
100

4
Принтер
100


Оборудование класса:


1
Ученические двухместные столы с комплектом стульев;

100

2
Стол учительский с тумбой;

100

3
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

100


Печатные пособия


1
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

100

2
Иллюстрации к литературным произведениям
50

3
«Народное творчество» дидактический материал
100


Мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы


1
Презентация по теме «Дымковская игрушка»
100

2
CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
100

3
CD «Изобразительное искусство 3-4 класс»
100

4
www.solnet.ru;


5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];


6
www.Zankov.ru


7

www.openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»


8

www.1 september.ru Педагогический сайт методических разработок


9

«Фестиваль педагогических идей».
www.edudic.ru Энциклопедический словарь


10

"Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии


11

www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для обучающихся 1-4 классов





 
·