Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии. Некоторые приёмы технологии развития критического мышления.

МБОУ СОШ №15
Г.Сургута








Технология развития критического мышления через чтение и письмо
на уроках географии.
Некоторые приёмы технологии развития критического мышления.
















Автор-составитель: Огнева О.И., учитель географии МБОУ СОШ №15

Содержание
Вступление3-4 стр.
Что такое критическое мышление 4-6 стр.
Технология развития критического мышления 6-7 стр.
Характеристика стадий (этапов) технологии.7-10 стр.
Деятельность учителя и учащегося на уроке в технологии КМ..10-11 стр.
Что даёт учителю и учащимся технология КМ 12-16 стр.
Использование технологии на уроках географии .16-34 стр.
Заключение.34-39 стр.
9. Используемая литература 40 стр.
















Вступление
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Сегодня каждого из нас окружает мощное информационное поле, ориентироваться в котором трудно не только ребёнку, но и взрослому. Стремительными темпами происходит увеличение объёма знаний в структуре мышления учащихся. А продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Возникает основное противоречие современной системы образования – это противоречие между достаточно быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения.
Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на двух принципах: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное. А также умения осмыслить и применить полученную информацию.
На успешную реализацию этих принципов работает технология развития критического мышления. (ТРКМ).
Формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать, оценивать её достоверность и т. д.) является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как в стандартных, так и не в стандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности как у младших школьников, так и у старшеклассников.
Среди различных инновационных методик, которые обеспечивают индивидуальность и самостоятельность учащихся, я отдала предпочтение технологии развития критического мышления.

1. Что такое критическое мышление

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; а с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может происходить в специальной технологии обучения через базовую модель учебного занятия, специфические методические приёмы и модельные уроки.
Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов. КМ предусматривает набор ряда учебных условий. Так, необходимо:
давать возможность учащимся размышлять;
принимать разумные идеи и мнения;
способствовать активности учащихся в учебном процессе;
активизировать мышление.
Позиция учителя: он не просто механический проводник информации, но и партнёр в учебном процессе.
Позиция учащихся: они учатся активно, часто в режиме взаимообучения.
Мы живём в обществе, где знания постоянно обновляются и увеличиваются в объёме.
Мы должны давать не готовые знания ребёнку, а развивать способность самому находить истину.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

2. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К Меридитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Это современная "надпредметная" технология. Она решает задачи:

·   образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,

·   культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

·   информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

·   социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
3. Характеристика стадий (этапов) данной технологии.
Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:
* Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации);

* Осмысление (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями);

* Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами).

1. ВЫЗОВ:
актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме;
пробуждает интерес к изучаемой теме;
побуждает ученика к активной деятельности.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ:
получение новой информации;
осмысление новой информации;
соотнесение новой информации с собственными знаниями.

3. РАЗМЫШЛЕНИЕ:
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
анализ всего процесса изучения материала.

На стадии вызова (её присутствие на каждом уроке обязательно) происходит включение учащихся в деятельность; сопоставление полученного понятия с примерами понятий, имеющихся в научных разработках; индивидуальное формулирование учащимися примеров вопросов и предъявление их классу; учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
На стадии вызова решается задача активизации познавательной деятельности учеников. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе. В конце фазы вызова систематизируется вся информация, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы учащиеся увидели собранную информацию в «укрупнённом» виде, при этом учитываются все мнения и «правильные» и «неправильные». Учащиеся могут увидеть противоречия, нестыковку, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Школьник определит для себя на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить своё внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность. Т.е. на стадии вызова учитель помогает детям озадачиться, зайти в тупик, а на следующем этапе урока – помочь выбраться из тупика.
Стадия «осмысления» (осмысление содержания) даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями. Она имеет наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. Особенностью данного этапа является возможность увязать новую информацию с уже имеющимися знаниями, за счет постановки сначала репродуктивных вопросов. Анализ и усвоение информации продолжается уже на новом уровне при формулировке продуктивных вопросов и ответов к ним. Более высокий уровень усвоения материала происходит при организации коррекции предъявленных учащимися вопросов и последующих ответов на них. Учащиеся включаются в деятельность по формулировке репродуктивных вопросов на вводных темах: читают текст; формулируют репродуктивные вопросы к тексту. Далее организуется деятельность учащихся по предъявлению вопросов, и они сами формулируют ответы на поставленные вопросы. Затем происходит включение учащихся в деятельность по формулировке продуктивных вопросов; ознакомление учащихся с памяткой по выполнению мыслительных действий.

Стадия «рефлексии» предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.

4. Деятельность учителя и учащегося на уроке в технологии КМ.

На первом этапе урока – деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально или в группах.
На втором этапе урока – стадии осмысления содержания – деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
На третьем этапе урока учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям; внести изменения дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся – соотносят «новую» информацию со «старой» используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На этой стадии – рефлексии – осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Педагогу так надо организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учиться вместе со своими учениками. У детей необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе. Учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа. начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:
положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать;
понимание того, что существует определенный риск, так как используются другие формы работы;
быть терпимым к неопределённости.



5. Что даёт учителю и учащимся технология развития критического мышления.
В проводимых уроках решаются многие проблемы:
мотивация учения;
выделение и усвоение главного, существенного в материале;
максимальная реализация развивающего потенциала предмета;
сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками;
поддерживается активность на уроке;
создается атмосфера уважения любого мнения;
возможность выслушать других и быть услышанным.
Каждая стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.


стадия
функция

Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).


Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Существуют определённые правила проведения уроков по формированию критического мышления:
В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используют методический прием – короткие выступления при обсуждении темы – выстраивание логических цепочек и связей, ассоциации, корзина идей и другие. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации. Все мнения, высказывания принимаются, даже неправильные. На протяжении урока учащийся сам находит ошибки, которые он допустил. Учащихся должно быть не более 30 человек, тогда их можно разделить на группы по 5–6 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.
Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их. Устанавливается регламент на выполнение заданий. Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам. Kаждый прием и стратегия в технологии РKМЧП имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствуют монологи, диалоги, полилоги учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку. Важное значение и собственное удовлетворение от урока. Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами.
Что дает учащимся технология РKМЧП?
Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и большими объемами информации. В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми. Технология развития критического мышления помогает обучающимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить по настоящему.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Таким образом, можно сделать вывод, что технологию РКМЧП можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в РКМЧП, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать "своей".

6. Использование приёмов технологии КМ на уроках географии












Добиться успеха не означает,
что вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что вы
должны делать то же,
что и все, только
исключительно хорошо. (Колин Тёрнер)
Школьной географии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы. Она не только даёт теоретические знания о природе и населении всей Земли, о географии отдельных стран, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе “природа-человек-общество”. Кроме этого, география обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе. В преподавании географии целесообразно ставить следующие цели:
На уроках географии активизировать и развивать познавательные способности учащихся, мышление, формировать общеучебные умения и навыки, развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.
Воспитывать самостоятельность в учебном процессе, ответственность, развивать коммуникативные навыки, формировать эмоционально-ценностное отношение к конкретным фактам и явлениям.
Через краеведческий подход к уроку осуществлять духовно-нравственное воспитание.
На достижение поставленных целей на уроках географии работают принципы развивающего обучения через приёмы технологии развития критического мышления.
В 6 классе по теме «Вулканы» и «Движения земной коры» (землетрясения) можно применить стратегию «ПРИМА». Дети работают в группах по 3 или 4 человека, или в парах. На каждый этап отводится строго дозированное время. На каждом этапе идёт заполнение таблицы. При совместном решении проблемы коллектив сплачивается, детям приходится прислушиваться к мнению партнёров. Совместно, сражаясь с проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Дети получают текст про вулкан, или читают параграф учебника и под руководством учителя заполняют таблицу.
задание
комментарии

П
- поколдуем
1. 2. 3.

Р
– решим проблемы
1. 2. 3.

И
– иной взгляд
1. 2. 3.

И
– может случиться
1. 2. 3.

А
– что дальше
1. 2. 3.

Пример таблицы, заполненной одной из групп.
Задание

Комментарии

П
- поколдуем
Представьте, что вы в силах изменить ситуацию, помочь городу и людям, до извержения вулкана.
Как вы это сделаете, что вы сделаете, ваши действия.



1. Сообщение по радио, телевидению, в газетах
2. Эвакуация людей.
3. Оповещение на машинах
4.

Р
- решим проблемы
Предположите, с какими проблемами вы столкнётесь, реализуя свой план помощи

1. Непонимание людей
2. Паника.
3. Нежелание уехать из города
4. Спрятались
5. Грабёж, варварство

И

- иной взгляд



На третьем этапе каждая группа составляет историю, рассказанную от лица вулкана (друг другу рассказывают)

М
- может случиться
Представьте ситуацию не удалось исправить и .. что может произойти.
Допишите финал этой истории. (члены группы выполняют задание индивидуально)


1. Пожар
2. Гибель людей
3. Гибель города (разрушение)
4.

А

- а что дальше
Всё уже случилось, что мы можем сделать после этого, на будущее



1. Оповещение людей
2. Срочная эвакуация
3. Убеждать, что это опасно
4.


Приём используется на стадии осмысления. На этапе вызова, когда идут первые минуты урока, детей нужно увлечь или подкинуть им какую либо проблему, например: Учёные сейсмологи предсказали большую вероятность землетрясения, извержения вулкана в нашей местности. Как могут развиваться события среди населения?
Уро
·к в 7 классе «Антарктида – южный полюс планеты». Первый урок по изучению материка. Но знания у детей есть из 3,4 класса – окружающий мир, из природоведения 5 класса. Используется приём «Верите, ли вы». Верите ли, вы
- что Антарктида – самый холодный материк? - что в Антарктиде есть львы и леопарды? - что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг? - что в Антарктиде нет постоянного населения? - что Антарктида принадлежит России? - что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см? В конце урока или по ходу – дети корректируют свои знания. Приём можно интерпретировать в несколько вариантов. Это зависит от уровня знаний класса. Прежде чем задавать вопросы можно провести предварительную работу: 1 вариант: провести опрос детей с целью – выяснить, что они знают об Антарктиде. Ответы принимаются все – и верные и неверные. Затем предложить приём. 2 вариант: дети в начале урока знакомятся с небольшим текстом по Антарктиде (в тексте есть неверная информация, ошибки). 3 вариант: Просмотр слайдов или иллюстраций по Антарктиде (можно включить фотографии с других материков). 4 вариант: учитель читает выдержки, высказывания, описание материка. Затем предлагается таблица. Таблица для заполнения тоже может быть разная.
№ вопроса
Утверждение

1
Да (или верю)

2
Нет (неверю)

Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Утверждения
До чтения (слушания)
После изучения материала

Коренные жители Ю. Америки – индейцы.
В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.
На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.
Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.




Приём «Ключевые слова»
Детям предлагается записать за 1-3 минуты всё, что приходит им в голову, например, о климате (8 класс). Затем даю поразмыслить над написанным, с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит. Один-два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них слова есть, каких нет.
Второй вариант: предлагаются ключевые слова, они записываются учителем на доске. Организуется групповая или работа в парах: учащиеся составляют небольшой рассказ, используя эти слова.
Приём «Ассоциации»
Учащимся 8го класса предлагается прочитать тему урока, например: «Урал: каменный пояс земли русской» и ответить на вопрос:
- Какие ассоциации со словом «Урал» у вас возникают?
Учащиеся начинают перечислять все возникшие ассоциации, которые записываются на доске. В конце изучения темы или раздела их можно вновь озвучить. Ассоциации, которые дети предлагали на тему.
Возможно ключевые слова, слова-ассоциации сочетать с приёмом «Вопросительные слова». Тема «Рельеф» - 8 класс.
Предложены вопросительные слова. Слова (ключевые к теме), которые дети предложили, записываю во вторую колонку. Каждый ученик самостоятельно формулирует вопросы, которые у них возникли. Затем вопросы обсуждаются в группе и выбираются наиболее интересные.

Вопросительные слова
Ключевые слова темы

Что?
Для чего?
Какие?
Из чего?
Как?
Где?
горы, равнины, местность, горные породы, коричневый цвет на карте, неровности земной поверхности, литосфера, земная кора


Дети составили вопросы:
- Что такое рельеф?
- Какие горы есть в нашей стране?
- Из чего состоит земная кора?
- Для чего на карте коричневый цвет?
- Как в горах образуются горные породы?
- Где находятся равнины? и другие.
Далее работа осуществляется в группе. Выбирают 2-3 вопроса, самые интересные, на которые хотели бы получить ответ в первую очередь. В итоговом списке остаётся два вопроса. Вопросы групп озвучиваются для всего класса и записываются на доске. Иногда вопросы требуют корректировки, доработки, классу задаются уточняющие вопросы, проясняя, о чём хотела спросить группа-автор вопроса. На доске появляется от 4 до 6 вопросов. Получается, что направления, в котором будет идти дальнейшая работа, дети выбрали сами. Для того, чтобы с новой темой ученики знакомились последовательно-логично, необходимо обсудить, на какие из вопросов следует ответить в первую очередь, на какие потом. Каждому вопросу на доске присваивается номер. Согласно этой последовательности ученики и будут делиться своими открытиями в группе.
Дальше работа с вопросами может продолжаться на следующей стадии, в сочетании с другими приёмами. Можно сочетать приём «Вопросительные слова» с приёмом «ИНСЕРТ».
Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой.

Памятка для учащихся
В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.

ИНСЕРТ
I - interactive самоактивизирующая « V » - уже знал
N - noting системная разметка « + » - новое
S - system для эффективного « - » - думал иначе
E - effective чтения и размышления « ? » - не понял, есть
R - reading and вопросы
T - thinking

При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
Таблица 1
ИНСЕРТ

V
+
-
?







После заполнения таблицы, информация представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально.
Приём используется для того, чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.
На стадии осмысления происходит усвоение основного объёма информации, поэтому очень важно выбрать приём, который подходит детям. Нельзя давать всем одинаковый объём задания.

Следующий приём, который удобно использовать на практике – это кластер. На стадии вызова прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Приём «Перепутанные логические цепочки»
Приём применяется при изучении причинно-следственных связей. Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена, они должны расставить события в правильной последовательности.
Очень важно научиться создавать ситуации, провоцирующие учеников на задавание вопросов. Задаваемые вопросы – это признак того, что дети включены в процесс, им интересно, они хотят узнать больше, хотят продемонстрировать свою заинтересованность. Научиться формулировать вопросы правильно позволяет приём «Тонкие и толстые вопросы»
"Тонкие и толстые вопросы"
    Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.








Таблица " толстых " и " тонких " вопросов




Толстые ?
Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    Почему Вы считаете ...?    В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?    Что, если ... ?
   Кто ?    Что ?    Когда ?    Может ..?    Будет ...?    Мог ли ... ?    Как звать ...?    Было ли ...?    Согласны ли Вы ...?    Верно ли ...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (Например: В каком году был открыт материк Антарктида?, Что такое климат и т.д.). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.     Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока географии в 9 классе по теме «Городское и сельское население. Расселение населения». На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:





Толстые ?
Тонкие ?

   Объясните, почему в 18 веке было основано много городов??    В чем различие между городом и селом?    С чем связан быстрый рост городов в России в ХХ в.?
Объясните, почему население России размещено неравномерно? И т.д.
Где создавались первые города России?
Когда в России стало быстро увеличиваться количество городов? Какие населённые пункты в России считаются городами?    Перечислите крупнейшие города России.    Какие функции выполняют города в настоящее время? И т.д.



В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. С помощью предложенных приёмов учащиеся пытаются предварительно систематизировать материал, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы работают на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока. Графические приёмы, отражённые в таблице работают как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Таблица – это одна из форм осмысления, переработки предложенной информации. Умение организовать текстовую информацию в таблицу свидетельствует о более высоком уровне работы с информацией, чем простое чтение. Именно поэтому в технологии критического мышления используется большое количество разных таблиц, заполнение которых ученику «увидеть» и адекватно запечатлеть в какой-то табличной форме структуру изучаемого на уроке текста.
Приём «Плюс-Минус-Вопрос».
«+»
«-»
«?»

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: - положительные стороны явления – «+»; - отрицательные стороны явления – «-»; - а так же информацию, которая просто заинтересовала, - «?». Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или несколько вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. При работе с этой таблицей очень важно, чтобы дети самостоятельно выделяли в изучаемом материале объекты сравнения, а так же параметры, согласно которым и будет проводиться сравнение этих объектов. Форма концептуальной таблицы
Объект сравнения
Линия сравнения
Линия сравнения
Линия сравнения

Персоналии или факты




Персоналии или факты




Персоналии или факты




По этой таблице можно организовать сравнение электростанций различного типа на уроке «Электроэнергетика» в 9 классе.
объект сравнения
линия сравнения
ТЭС
ГЭС
АЭС
Альтернативные

Преимущества





Недостатки





Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» заполняется по ходу работы на стадии осмысления.
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?

Чтобы освоить большое количество информации можно работать со сводной таблицей. Это приём, который может работать в качестве сквозного на уроке, захватывая все три стадии. Она выглядит так:
Тема 1
Тема 2
Линии сравнения
Тема 3
Тема 4



















Основной смысл использования приёма «Сводная таблица» заключается в том, чтобы линии сравнения и их характеристики ученики выделили самостоятельно. Для того, чтобы в какой-нибудь группе не было слишком много линий сравнения, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся, а затем попросить их определить наиболее важные.
Приём «Т-таблица»
При изучении на уроке двух или нескольких похожих объектов стоит задача учить видеть разницу в этих объектах. В центре этой таблицы записываются общие признаки.

Отличительные признаки 1 объект
Общие, одинаковые параметры для сравнения
Отличительные признаки 2 объект

Водохранилище
искусственное озеро
удобный водный путь
искусственный водоём
обеспечение хозяйства водой
и т.д.
Канал
искусственная река
регулирование речного стока

Эффективный приём на стадии осмысления «Лекция – визуализация». Она служит для обеспечения понимания школьниками учебной информации. Визуализация – это наглядное изображение содержания опыта ученика и новой учебной информации в виде рисунков-образов, схем и т.д. Учитель предлагает детям прослушать лекцию (читает небольшой текст), а у детей какая-либо схема. Задача учащихся фиксировать услышанную информацию, внося изменения и дополнения в свои первоначальные рисунки, делая соответствующие надписи-термины. В шестом классе тема «Реки». Детям даётся неполная схема строения реки, и учитель читает текст. По завершении первой части лекции детям предлагается сравнить полученные варианты друг с другом, а потом с рисунком-оригиналом и внести необходимые коррективы. Учитель возвращает внимание учеников к записям, сделанным на доске, предлагая дополнить, уточнить список общих для всех рек структурных элементов, в результате чего новые термины ещё раз проговариваются, объясняются учениками и фиксируются на доске. Неточные, ошибочные записи удаляются. Этот приём поддерживает устойчивое внимание, высокую активность всех учащихся на протяжении всего урока. Учащимися понимается учебная информация. У учащихся развиваются рефлексивные умения, критическое отношение к своему прежнему знанию, уровню и качеству усвоения нового материала. Развивается активный терминологический словарный запас. Ребёнок избавляется в процессе лекции-визуализации от своего незнания, ошибки.
На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся представлениям. Они учатся выражать новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. На стадии рефлексии использую художественные формы письменной рефлексии. На этой стадии существуют приёмы, по которым дети учатся творчески интерпретировать информацию: стихи по алгоритму, написание эссе, составление телеграммы, инструкции, памятки. Эссе – письменные размышления на заданную тему. Приёмы составления телеграммы, памятки, инструкции научат отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять её в сжатом, лаконичном виде. Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Не каждому дано быть поэтом, но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребёнка внутренний слух поможет гармония поэзии. Такие приёмы написания стихотворения по алгоритму развивают поэтические способности учеников.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.
1. Одно слово – имя существительное тема синквейна
2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами
3. Три слова – глаголы
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна
Горы
Высокие, непредсказуемые
Возвышаются, белеют, лечат
Кавказ - молодое горное сооружение
Эльбрус.

В брошюре описана только часть приёмов технологии развития критического мышления, применение которых возможно, практически, на любом уроке.



Заключение
В использовании данной технологии есть плюсы (их больше) и затруднения:
Положительные стороны технологии
Затруднения, которые возникают в процессе обучения

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
2. Делать выводы.
3. Принимать продуманные решения.
4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.
5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
6. Активизирует мышление.
7. Учатся работать в группах и парах.
8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
11. Формируются коммуникативные навыки.
12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
13. Учатся работать с большим объёмом информации.
14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
16. Сами могут себя оценить и проверить.
17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
19. Учатся здоровой дискуссии.
20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой - маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.
29. Психологически комфортная среда на уроках.
30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.
31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.
32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.

1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.
2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
5. Неправильное понимание стратегий и методов.
6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
8. Сложность в подборе материала (из разных источников).
9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение, т.к. для некоторых стратегий и приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп.
10. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.
11. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).




Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.



Используемая литература:
Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». -2001. -№4.
Халперн, Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. –СПб: Питер, 2000 –(серия «Мастера психологии»).
Савина, Н.Г. Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в обучении методике преподавания географии / Н.Г.Савина. –Брянск: БГПУ, 2001.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко.-М.: НИИ школьных технологии, 2005.
Генике, Е.А. Развитие критического мышления / Е.А.Генике, Е.А.Трифонова, Том 1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общей ред. Л.Н.Семиной. –М.: Бонфи, 2002.
Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. –СПб: Альянс-Дельта, 2003.
Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. –СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.

Шакирова, Д.М. «Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология», 2006.

13PAGE 15


13PAGE 144015




Заголовок 1 Заголовок 315