Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вяткинская средняя общеобразовательная школа»
Усть – Пристанского района
Алтайского края
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО руководитель ШМС директор школы
Протокол №__ от Квасова А.В._________ Бурцева О.А._______
«__»______20__ г. «__»_________20__ г. Приказ № 47 отРуководитель МО: «01» сентября 2015 г.
Квасова А.В._____
Рабочая программа
по литературе для 7 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Бурцева Кристина Александровна
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение». 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений
Формы контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Формы организации учебного процесса:
обобщающая беседа по изученному материалу;
литературоведческий разбор произведения;
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах
( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
сопоставительный анализ героев, произведений.
Виды учебных занятий:
Комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок – освоение нового материала, урок коррекции знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.
Предполагаемые результаты.
ЕЖВ результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
* основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни длясоздания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, в том числе в 6,7,8, классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, уроков развития речи.
Содержание
Количество часов
Всего
Внеклассное чтение (из них)
Развитие речи (из них)
Ведение. 1 Устное народное творчество. 4 1
Из древней литературы. 3 1
Из русской литературы 18 века. 2 Из русской литературы 19 века. 30 3 5
Из русской литературы 20 века. 21 8 1
Из литературы народов России. 1 Из зарубежной литературы. 6 1 Всего .68 12 8
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки
К концу 7 класса
I. Учащиеся должны знать:
Авторов и содержание изученных произведений.
Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
Жанры всех трёх родов литературы.
Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.
Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.
Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, драматические и лирические произведения.
Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.
Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
Критерии выставления текущих отметок успеваемости
Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев,
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой, умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам,
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой , сво¬бодное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей, написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка «5» ставится за сочинение, в котором допускается:
1орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится за сочинение, в котором допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо-графических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа¬ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Отметка «2» ставится за сочинение, в котором допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
Литературоведческий диктант (основные литературные понятия и термины)
В литературоведческих диктантах количество составляет примерно 20-30 слов
Отметка «5» - правильность 100-90%
Отметка «4» - правильность 90-80%
Отметка «3» - правильность 70-50%
Отметка «2» - правильность менее 50%
Отметка «1» - ошибочное написание 100% работы
Критерии оценивания реферата, проекта
Отметка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, проекту: грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты.
В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.
Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение - выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.
Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Критерии оценивания самостоятельной работы Оценивается степень самостоятельности:
-без помощи учителя -3 балла;
-незначительная помощь учителя -2 балла;
-существенная помощь учителя -1 балл;
-не справился 0 баллов.
Правильность выполнения:
-работа выполнена верно или с незначительной ошибкой -3 балла;
-работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы - 2 балла;
-ошибки составляют 50-70 % работы -1 балл;
-ошибок в работе более 2/3 всего объема -0 баллов.
Отметка выставляется по количеству набранных баллов: отметка «5» - 6-5 баллов;
отметка «4» - 4-3 балла; отметка «3» - 2-1 балл; отметка «2» - 0 баллов.
Критерии оценки тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: отметка «5» - 95- 100 %; отметка «4» - 80 -90%; отметка «3» - 50 -70 %; отметка «2»- менее 50 %.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.
В.Я.Коровина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 7 класс.Москва «Просвещение» 2014
Р.Г.Ахмадуллина.  Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях.
Москва «Просвещение»2015
Н.В.Беляева. Литература.  5 – 9 классы. Проверочные работы.
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока по п/п Тема урока Кол-во часов Виды деятельности обучающихсяПланируемые образовательные результаты изучения темы Тип урока
I четверть Введение (1 час)
1 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. 1 Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой); выразительное чтение отрывков; составление устного/письменного ответов на поставленный вопрос знать основную тему курса на год, структуру и содержание учебника
уметь искать и выделять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения.
Урок –освоение нового материала. Фронтальная беседа.
Устное народное творчество(4 часа)
2 Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. 1 Структурирование и систематизация изучаемого предметного содержания; составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки», составление тезисного плана устного сообщение по теме «Предание»; составление конспекта по теме «Специфика происхождения, форм бытования фольклора и литературы». Знать особенности преданий как жанра фольклора
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать тексты для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
3 Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда 1 Изучение содержания параграфа учебника по теме «Былины». Выразительное чтение произведение с последующим рецензированием. Составление тезисного плана сообщения, поиск незнакомых слов и их толкование. Знать особенности былины как жанра фольклора
Уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Комбинированный урок.
4 Урок внеклассного чтения.Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былин-ного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. (На уроках 3—4 может быть изучена одна из былин по выбору учителя.) Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. 1 Комплексное повторение; работа по теме «Киевский цикл былин», «Новгородский цикл былин». Выразительное чтение былин с последующим рецензированием. Характеристика героев, пересказ былин с употреблением изученной терминологической речи. знания о былинах и их худож. особенностях; своеобразие и поэтичность былин ; тематическое различие киевского и Новгородского цикла былин; иллюстр. к былинам известных художников
уметь выделять и формулировать познавательную цель уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров при выработке общего решения. Урок внеклассного чтения
5 Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц 1 Комплексное повторение, самостоятельная работа (составление плана-конспекта статьи учебника). Выполнение задания по теме:»Пословицы и поговорки», устный монологический ответ на проблемный вопрос. Выполнение задания по теме «Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок». Сопоставительный анализ пословиц разных народов мира на общую тему. Знать Жанровые особенности пословиц и поговорок, навыки устной речи.
уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
Древне русская литература(3 часа)
6 Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге 1 Практическая работа «Анализ текста «Поучений…» с с использованием цитирования»; поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Знать понятие о древнерусской литературе, её специфике, особенностях традиций, жанры древнерусской литературы;
навыки по составлению конспекта
уметь искать и выделять необходимую информацию в текстах, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием.
. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
7 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности 1 Практическая работа «Анализ текста «Поучений…» с с использованием цитирования»; поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Выразительное чтение отрывков из «Повести о Петре и Февронии». Составление таблицы «Жанрово-композиционные признаки жития». Знать Особенности жанра древнерусской повести, навыки анализа текста.
уметь искать и выделять необходимую информацию в текстах, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием.
Урок – освоение нового материала. Обобщающая беседа.
8 р/р Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? 1 Письменный ответ на один из вопросов: : 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для Знать Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения
уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Урок развития речи
Из русской литературы 18 века(2часа) 1
9 М. В. Л омоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Летровны1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению 1 Самостоятельная работа- сообщение о жизни и творчестве поэта. Выразительное чтение и устное рецензирование его Практическая работа: определение жанрово-композиционных особенностей текста, самостоятельное определение функции образных средств.. Знать о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы; знать основные признаки оды
уметь анализировать стихотворный текст.
читать текс вслух и понимать прочитанное. Урок-практикум
10 Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества 1 Выразительное чтение и устное рецензирование. Групповая работа по тексту стихотворения (выразительные средства языка и их функции.) Самостоятельная работа по выявлению жанровых особенностей стихотворений. Знать жизненный и творческий путь поэта, новаторское значение его стихотворной деятельности, навыки анализа поэтического текста
уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
Русская литература 19 века(30 часов)
11 А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению 1 Выразительное чтение и устное рецензирование. Групповая работа по тексту поэмы(« Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII.») Практическая работа по выявлению жанровых особенностей поэмы и выразительных средств языка. Знать историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста
уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
12 А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы 1 Выявление художественных черт баллады в «Песне о вещем Олеге». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Самостоятельная работа (устный и письменный ответ на проблемный вопрос). Знать историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста
уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
13 А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов.Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка 1 Выявление художественных черт баллады в «Песне о вещем Олеге». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Самостоятельная работа (устный и письменный ответ на проблемный вопрос). Знать Летописный источник произведения, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения
уметь строить монологическое высказывание, формировать свою точку зрения, используя различные языковые средства. Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
14 р/р А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» 1 Применение навыков проектной деятельности при анализе драмы «Борис Годунов», повести «Станционный смотритель»: образ летописца как образ древнерусского писателя; сопоставление сюжета повести с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника; различие образов рассказчика и автора-повествователя, инсценирование фрагментов повести. Знать представление о драматических жанрах, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения
уметь работать самостоятельно, планировать алгоритм ответа, выполнять учебные действия.
Урок развития речи. Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
15 А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести 1 Применение навыков проектной деятельности при анализе драмы «Борис Годунов», повести «Станционный смотритель»: образ летописца как образ древнерусского писателя; сопоставление сюжета повести с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника; различие образов рассказчика и автора-повествователя, инсценирование фрагментов повести. Знать роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести; определять роль детали в худож. тексте
уметь работать самостоятельно, планировать алгоритм ответа, выполнять учебные действия.
Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
16 Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. 1 Применение навыков проектной деятельности при анализе драмы «Борис Годунов», повести «Станционный смотритель»: образ летописца как образ древнерусского писателя; сопоставление сюжета повести с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника; различие образов рассказчика и автора-повествователя, инсценирование фрагментов повести. Знать роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести; определять роль детали в худож. тексте
уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
17 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. 1 Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом ,(основные понятия: поэма, фольклоризм литературы, композиция произведения). Работа с текстом: иллюстрирование понятия «опричнина»ипримерами из «Песни…», определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации «Песни…», сопоставление содержания «Песни…» с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Проект. Составление электронного альбома «Герои «Песни…» в книжной графике». Знать о биографии поэта, основная идея, особенности конфликта «Песни…»
уметь искаьт и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения ии устанавливать аналогии.
Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
18 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. 1 Комплексная проверка домашнего задания. Составление таблицы «Калашников и Кирибеевич», тезисного плана для пересказа отрывков из «Песни…». Групповая работа: составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Знать о биографии поэта, основная идея, особенности конфликта «Песни…»
уметь искаьт и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения ии устанавливать аналогии.
Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
19 М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. 1 Комплексное повторение по результатам выполнения домашнего задания. Составление устного и письменного ответа на вопрос «Почему лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова видит источник душевных и творческих сил в общении с природой?»
Практическая работа «Анализ стихотворения».
Составление тезисного плана рассуждения, подбор цитатных примеров для аргументации. Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова».
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Освоение нового материала. Обобщающая беседа.
20 у/к Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование) 1 Выполнение заданий с последующей самопроверкой: 1) Какой показана Россия в произведениях А.С.Пушкина? 2) Каково авторское отношение к «маленькому» человеку в «Повестях Белкина»? 3)В чем своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»? 4)Какие человеческие качества воспевает М.Ю.Лермонтов в образе купца Калашникова? 5) Почему лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова видит источник душевных и творческих сил в общении с природой?
Знать: содержа-ние и жанры изученных худ. произведений, их авторов, особенности творчества
уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Тестирование. .
II четверть.
21 Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. 1 Самостоятельная работа над типичными ошибками в контрольной работе. Выразительное чтение фрагментов повести, поиск и объяснение незнакомых слов, составление лексических и культурно-исторических комментариев. Составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос. Знать: содержа-ние повести
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
22 Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. 1 Составление плана анализа эпизода для пересказа. Самостоятельная работа: письменный ответ на проблемный вопрос по алгоритму. Участие в коллективном диалоге. Знать: нравст-венную пробле-матику повести, средства рас-крытия харак-теров героев
уметь искать и выделять необходимую информацию.
Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
23 р/р Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")» 1 Составление плана эпизо-
да с последующей
взаимопроверкой Групповая практическая работа: подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы выражения авторской позиции.. Самостоятельная работа: письменный ответ на проблемный вопрос Знать: содержа-ние повести; строение пись-менного выска-зывания
уметь выделять и формулировать познавательную цель. Урок развития речи.
24 И. С, Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. 1 Анализ эпизодов повести. Конкурс пересказа эпизодов, выразительное чтение, рецензирование. Формы выражения авторской позиции (подбор примеров). Самостоятельная работа – пейзаж и его роль в рассказе. Групповая работа: составление характеристики главного героя. Знать: содержа-ние понятия «пейзаж»
уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
25 р/р И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе 1 Устный и письменный анализ текста. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Конкурс пересказа эпизода. Составление тезисного плана для рассужения по проблеме. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение и его рецензирование. Знать: своеоб-разие стихот-ворений в про-зеУметь: анализиро-вать поэтику сти-хотворений в прозе Урок развития речи.
26 Н. А. Н е к р а с о в. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» 1 Иллюстрирование эпизодов по теме урока, выразительное чтение, его рецензирование. Самостоятельная работа: составление плана ответа на вопрос «Какие исторические события легли в основу сюжета поэмы?»
. Групповая работа по выявлению силы духа русских женщин. Знать: сюжет и композицию по-эмы уметь узнавать , называть и определять объекты в соответствии с их содержанием. уметь читать вслух и понимать прочитанное. Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
27 Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению 1 Выразительное чтение, его рецензирование. Самостоятельная работа- выявление исторических реалий в стихотворении. Групповая работа: подбор цитат –примеров по своеобразию некрасовской музы. Знать: об об-разной яркости и повествова-тельном начале Некрасова
уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
28 Урок внеклассного чтения. А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение, его письменное рецензирование. Индивидуальная и парная работа по выявлению исторических реалий , признаков баллады , выявление авторской позиции. Знать: содер-жание баллад, определение жанра балла-ды, образную природу баллад
уметь узнавать , называть и определять объекты в соответствии с их содержанием. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
29 М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. 1 Выразительное чтение сказки , его устное
и письменное рецензирование. Работа со словарём литературоведческих терминов.Составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста», выявление способов выражения авторской позиции.» Устная и письменная характеристика героев. Знать: содержа-ние сказок, оп-ределение по-нятий «аллего-рия», «фантас-тика»
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
30 р/р. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» 1 Выразительное чтение сказки , его устное
и письменное рецензирование. Работа со словарём литературоведческих терминов.Составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста», выявление способов выражения авторской позиции.» Устная и письменная характеристика героев. Знать: содержа-ние сказок, оп-ределение по-нятий «аллего-рия», «фантас-тика»
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Раскрыть смысл названия сказки
31 у/к. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина» 1 Письменный ответ на вопрос «Каковы средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина?» Работа с тестами по творчеству И.С.Тургенева, , Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Урок контроля
III четверть.
32 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых 1 Изучение содержания параграфа учебника с последующим обсуждением, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока. Групповая работа по тексту повести : составление портретной характеристики героев. Самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков с последующим его рецензированием. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Знать: что та-кое «автобио-графическая повесть»
уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
33 Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. 1 Выразительное чтение фрагментов повести с последующим обсуждением. Составление плана различных видов пересказа. Составление плана анализа эпизода. Работа в парах с последующей взаимопроверкой материалов цитат, иллюстрирующих авторскую позицию. Индивидуальная работа с последующим коллективным диалогом по различению образов авт-ора—повествователя и рассказчика. Знать: что та-кое самоана-лиз и само-оценка героя
уметь оценивать и формулировать усвоенное. уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
34 И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. 1 Выразительное чтение рассказа, с последующим его рецензированием. Различные виды пересказа. Составление плана и текста письменного высказывания на тему «В чём сложность взаимопонимания детей и взрослых?» Знать: что на-зывают психо-логическим рас-сказом
уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа
35 р/р. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина» 1 Выразительное чтение фрагментов рассказа, с с последующим рецензированием. Различные виды пересказа. Участие в коллективном диалоге о теме и идее рассказа, портретной характеристике героя. Знать: содержа-ние понятия «деталь худо-жественного произведения»
уметь извлекать необходимую информацию из текста.
уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения. Урок развития речи. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
36 А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных ' пороков. Смысл названия рассказа. 1 Элементы проектной работы: подбор цитатных примеров на тему: «Речь героев как средство их характеристики» . Составление тезисного плана статьи учебника с последующим пересказом. Знать: сюжет и образную сис-тему рассказов; говорящие фа-милии, юмор, роль художест-венной детали; язык персона-жей
уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения. уметь ставить вопросы , обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
37 Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. 1 Выразительное чтение рассказа с последующим
обсуждением. Составление плана статьи учебника с последующим пересказом. Подбор цитат, , характеризующих речь героя , составление характеристики героев. Знать: сюжет и образную сис-тему рассказов; говорящие фа-милии, юмор, роль художест-венной детали; язык персона-жей
уметь осознавать усвоенный материал, контролировать качество усвоения.
уметь читать вслух и понимать прочитанное. Урок –освоение нового материала.
38 Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» 1 Изучение содержания параграфа учебника, определение значения незнакомых слов и понятий. Конкурс на лучшее инсценирование фрагментов рассказа, различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге о средствах юмористической характеристики героев. Викторина на знание текста рассказов. Знать: сюжет и образную сис-тему рассказов; говорящие фа-милии, юмор, роль художест-венной детали; язык персона-жей
уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
39 Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. 1 Изучение содержания параграфа учебника, определение значения незнакомых слов и понятий. Конкурс на лучшее инсценирование фрагментов рассказа, различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге о средствах юмористической характеристики героев. Викторина на знание текста рассказов. Знать: тему, ос-новную идею, систему обра-зов рассказа
уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Урок внеклассного чтения
40 Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века 1 Выразительное чтение стихов с последующим
обсуждением. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа стихотворения. Лабораторная работа по теме «Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.» Письменный ответ на проблемный вопрос. Знать: особен-ности поэтичес-кого текста Уметь: анализиро-вать поэтический текст Урок –освоение нового материала
Из литературы 20 века.(21 час)
41 М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров 1 Выразительное чтение фрагментов повести с последующим рецензированием. Различные виды пересказа
Выявление элементов сюжета и композиции повести. Анализ эпизодов «Пожар»., «Пляска Цыганка ». Конкурс на лучшее инсценирование фрагментов. Подбор материалов и цитат на заданную тему. Знать: автоби-ографический характер повес-ти, содержание повести; нравс-твенную проб-лематику
уметь выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.
уметь ставить вопросы , обращаться за помощью к учебной литературе Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
42 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акули-на Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. 1 Выразительное чтение фрагментов повести с последующим рецензированием. Различные виды пересказа
Выявление элементов сюжета и композиции повести. Анализ эпизодов «Пожар»., «Пляска Цыганка ». Конкурс на лучшее инсценирование фрагментов. Подбор материалов и цитат на заданную тему. Знать: причины поступков геро-ев
уметь выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.
уметь ставить вопросы , обращаться за помощью к учебной литературе Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
43 Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. 1 Выразительное чтение фрагментов рассказа с последующим рецензированием. Различные виды пересказа
Составление таблицы «Пафос романтических рассказов М.Горького». Подбор цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «романтическое произведение», «тема», «идея». Обсуждение произведений книжной графики. Знать: причины поступков геро-ев
уметь выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.
уметь объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Урок –освоение нового материала
44 Урок внеклассного чтения. «Легенда о Дан ко» из рассказа М. Горького «Старуха Изер-гиль». Романтический характер легенды. 1 Выразительное чтение фрагментов рассказа с последующим рецензированием. Различные виды пересказа
Составление таблицы «Пафос романтических рассказов М.Горького». Знать: форми-рование отно-шения к собы-тиям и героям рассказа
уметь объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Урок внеклассного чтения.
45 В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы.
Обучение выразительному чтению. 1 Выразительное чтение стихов с последующим
обсуждением. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Составление письменного ответа на вопрос «В чём сходство и различие образа лирического героя и автора?» Групповая работп: характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, представляющих систему стихосложения. Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содер-жание стихо-творения
уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
46 Урок внеклассного чтения. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. 1 Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нем. Выразительное чтение стихотворения и его рецензирование. Составление письменного ответа на проблемный вопрос «Каково значение художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтической лексики, синтаксиса, тропов, фигур, фоники)?» Подбор цитат, иллюстрирующих понятие «лирический герой», «ритм», «рифма», «тоническое стихосложение». Анализ стихотворения. Знать: содержа-ние стихотворе-ния
уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Урок внеклассного чтения.
47 Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. 1 Обсуждение прочитанного. Практическая работа: подбор цитатных примеров при составлении устного ответа на проблемный вопрос: «Каковы доказательства душевной щедрости героя рассказа А.П.Платонова?» Подготовка к проекту «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Знать: изобра-жение мира и человека в рас-сказе
уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
48 А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к сострада нию и уважению к человеку. 1 Обсуждение прочитанного. Практическая работа: подбор цитатных примеров при составлении устного ответа на проблемный вопрос: «Каковы доказательства душевной щедрости героя рассказа А.П.Платонова?» Подготовка к проекту «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Знать: изобра-жение мира и человека в рас-сказе
уметь оценивать и формулировать усвоенное. 49 Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова. 1 Обсуждение прочитанного. Практическая работа: подбор цитатных примеров при составлении устного ответа на проблемный вопрос: «Каковы доказательства душевной щедрости героя рассказа А.П.Платонова?» Подготовка к проекту «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Знать: изобра-жение мира и человека в рас-сказе
уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Урок внеклассного чтения.
50 Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). 1 Обсуждение прочитанного. Практическая работа: подбор цитатных примеров при составлении устного ответа на проблемный вопрос: «Каковы доказательства душевной щедрости героя рассказа А.П.Платонова?» Подготовка к проекту «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Знать: способы создания поэти-ческих образов
выделять и формулировать познавательную цель.
уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.
Урок развития речи.
51 Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
1 Выполнение работы над ошибками. Самостоятельная работа : «Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях Б.Л.Пастернака.» Работа в парах по составлению ответа на проблемный вопрос. Выразительное чтение с с последующим рецензированием Знать: способы создания поэти-ческих образов
уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.
Урок –освоение нового материала.
52 у/к. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения
1 Индивидуальная работа. Выполнение тестов. Осуществление функций контроля и самоконтроля изученных понятий, алгоритма самопроверки. Знать: способы создания поэти-ческих образов
выделять и формулировать познавательную цель
уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Урок контроля
IV четверть
53 Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.
1 Выразительное чтение стихов с последующим
обсуждением. Групповая работа : составление тезисного плана для рассуждения на проблемный вопрос об использовании изобразительно-выразительных средств (поэтической лексики и синтаксиса, тропов, фигур, фоники и т.д.) и определение их функции. Работа в парах : подбор примеров, иллюстрирующих понятие «интервью». Конкурс на лучшее исполнение стихов. Анализ стихотворений. Знать: темати-ку пейзажной лирики Твар-довского, ее мотивы – моти-вы перемен, об-новления и на-дежд, связан-ные с мотивом вечного движе-ния в природе; пафос
уметь читать вслух , понимать прочитанное.и аргументировать свою точку зрения. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
54 Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова <О чем плачут лошади»
1 Поиск материалов о биографии писателя с использованием учебника , справочной литературы и Интернета. Групповая работа по составлению плана рассказа. Выразительное чтение фрагментов рассказа с последующим его рецензированием. Знать: понятия «рассказ» и «антитеза»
уметь ставить вопросы , обращаться за помощью к учебной литературе Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
55 Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. 1 Составление тезисного плана статьи учебника, рассказ по составленному плану. Чтение фрагментов рассказа с последующим рецензированием. Различные виды пересказа
Работа в парах : подбор примеров, иллюстрирующих понятия : портрет героя, юмор, речь героя. Участие в коллективном диалоге., составление речевой характеристики героев рассказа. Знать творчес-тво Носова, особенности его рассказов
уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы) , делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
56 Урок внеклассного чтения. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. 1 Выразительное чтение рассказа, с последующим рецензированием. Групповая работа по составлению плана характеристики героев. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Коллективная работа: различные виды пересказа, участие в коллективном диалоге, составление плана ответа на проблемный вопрос. Знать: психоло-гизм произве-дения, нравст-венный выбор героя и его мо-тив
уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Урок внеклассного чтения
57 Урок внеклассного чтения. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. 1 Выразительное чтение стихов с последующим
обсуждением. Участие в коллективном диалоге об особенностях пейзажной лирики в стихотворениях поэтов. Практическая работа: составление устного и письменного анализа стихотворения. Знать: особен-ности лирики как рода лите-ратуры; литера-турные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сра-внение
уметь ставить вопросы , обращаться за помощью к учебной литературе Урок внеклассного чтения
58 А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. 1 Самостоятельная работа: составление тезисного плана статьи учебника, рассказ по составленному плану. Лабораторная работа в парах: подбор примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой. Групповая работа: : выявление художественно значимых выразительно- изобразительных средств языка поэта (поэтическая лексика, синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Работа в парах: : подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности стихотворений, различные формы выражения авторской позиции. Знать: темати-ку пейзажной лирики Твар-довского, ее мотивы – моти-вы перемен, об-новления и на-дежд, связан-ные с мотивом вечного движе-ния в природе; пафос
уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, соотносить её с позицией автора текста..
Урок –освоение нового материала.
59 Урок внеклассного чтения. Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. 1 Самостоятельная работа со статьёй учебника, составление плана, пересказ; заполнение таблицы: «Жанрово-стилистические признаки публицистического произведения». Выразительное чтение фрагментов текста. Групповая работа: анализ различных форм выражения авторской позиции. Знать: публи-цистику, публи-цистические произведения
уметь искать и извлекать необходимую информацию из текста.
Урок внеклассного чтения
60 М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. 1 Работа в парах с теоретическим литературоведческим материалом «Идейно-эмоциональное содержании рассказа».Составление тезисного плана для пересказа эпизодов. Групповая работа: устный и письменный ответ на вопрос «Каковы приёмы комического в рассказе?» Знать творчес-тво Зощенко, содержание его рассказов
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Урок –освоение нового материала. Обобщающая беседа.
61 Урок внеклассного чтения. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические раз.мышления о жизни, времени и вечности 1 Самостоятельная работа со статьёй учебника. Работа в парах по теме «Песня как синтетический жанр искусства». Выразительное чтение стихов с последующим
обсуждением. Участие в коллективном диалоге по теме «Идейное своеобразие стихотворений Б.Окуджавы.». Знать: особен-ности лирики как рода лите-ратуры; литера-турные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сра-внение
уметь выделять и формулировать познавательную цель.
.
Урок внеклассного чтения
Из литературы народов России.(1час)
62 Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. 1 Выразительное чтение стихов с последующим
рецензированием. Самостоятельная работа заполнение таблицы: «Жанрово-композиционные особенности лирики Р.Гамзатова» . Работа в парах по теме «Особенности художественной образности поэта». Устный и письменный ответ на вопрос: «Каков лирический герой Р.Гамзатова?» Знать: особен-ности художест-венной образно-сти дагестан-ского поэта
уметь искать и извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста.
. Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
Из зарубежной литературы.(6часов) 1
63 Р. Берне. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. 1 Выразительное чтение стихов с последующим
рецензированием.. Групповая работа: устный и письменный ответ на проблемный вопрос «Особенности творчества Р.Бёрнса». Участие в коллективном диалоге о содержании и идее произведения и его народно-поэтический характер. Знать: образ-настроение, об-раз-представ-ление
уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Урок –освоение нового материала.
64 Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. 1 Выразительное чтение стихов с последующим
рецензированием..Индивидуальный проект «Выявление черт фольклора. Определение функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях зарубежной литературы». Составление тезисного плана к рассуждению. Лабораторная работа по теме «Анализ текста (элементы композиции, особенности языка)» Знать: вольно-любивая поэзия
уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.
Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
65 Японские хокку (хайку). Особенности жанра 1 Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом: подбор цитат к теме «Поэтическая картина , нарисованная одним-двумя стихами.». Выразительное чтение стихов с последующим
рецензированием. Знать: жанры японской поэ-зии
уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
. Комбинированный урок.
Обобщающая беседа.
66 Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. 1 Выразительное чтение стихов с последующим устным
рецензированием. Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом: анализ текста по алгоритму выполнения задания.
Групповая практическая работа : подбор примеров, иллюстрирующих понятия «герой повествования, тема, идея». Составление тезисного плана к различным видам пересказа. Участие в коллективном диалоге е об алгоритме проведения анализа текста. Знать: содержа-ние рассказа уметь определять меры усвоения изученного материала
Урок –освоение нового материала.
67 Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. 1 Выразительное чтение с последующим устным
Рецензированием. Индивидуальная и парная работа : подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа.. Групповая работа над проблемой «Как работать с текстом в подборе аргументов для рассуждения?» Знать: содержа-ние рассказа
уметьстроить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные языковые средства для решения коммуникативных задач.
Урок внеклассного чтения
68 Тест. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. 1 Выполнение контрольных заданий с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения. Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившим-ся произведени-ям Урок контроля.