Программа по Дополнительному образованию Безопасность в мире

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
«ИВУШКА»



Методическая разработка
на тему
«Формирование ключевых компетенций по основам безопасности жизнедеятельности, посредством разнообразных форм и методов работы»









Автор: воспитатель Баисова Муслимат Азаматовна












Тема : Формирование ключевых компетенций по основам безопасности жизнедеятельности - залог успешного развития у учащихся умений регуляции собственной деятельности.
Автор: Баисова Муслимат Азаматовна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения начальная школа – детский сад «Ивушка»

В эпоху бурного развития общества создана реальная угроза человечеству. Рост преступности техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, экономическая нестабильность, терроризм говорят о том, что каждый человек должен быть подготовлен к осуществлению собственной безопасной жизнедеятельности.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу вызывают самые беззащитные граждане-дети. Именно поэтому возникает необходимость формирования ключевых компетенций у подрастающего поколения, которые способствуют устойчивому развитию безопасного поведения в социуме, воспитанию необходимой культуры безопасности, регуляции собственных действий, которые в реалиях 21 века имеют судьбоносное значение для каждого человека.
Тема актуальна потому, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения оказываются для детей малоэффективными. А чтобы дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь младшим школьникам овладеть навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у них самостоятельность и ответственность, умение оценивать собственное поведение, просто необходимо сформировать у них ключевые компетенции.
В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии внедрения ФГОС, основными результатами работы должны стать не сами по себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей», способствующий успешному развитию у учащихся умений регуляции собственной деятельности.
Компетентностный подход включает два базовых понятия: компетентность и компетенция.
Компетентность – это владение. Обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, владение способами деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
Среди образовательных компетенций выделяют ключевые компетенции, реализуемые на общем содержании образования. Ключевые компетенции многофункциональны, многомерны, так как включают познавательные, операционно-технологические, ценностно-смысловые, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.
Главной своей задачей по изучению ОБЖ я считаю создание условий для формирования у младших школьников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникационных проблем. На своих занятиях по ОБЖ я формирую следующие ключевые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции:
ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; проявление гражданской позиции;
владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственной позиции;
умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установках;
умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
умение ставить цель и организовывать ее достижение;
самостоятельная организация своей учебной деятельности: планирования, анализа, рефлексии, самооценка познавательной деятельности;
умение решать учебно-познавательные проблемы;
осуществление сравнения, сопоставления, классификации;
установление причинно-следственных связей;
умение самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности.
Коммуникативные компетентности:
владение способами взаимодействия с окружающими;
умение выступать с устным сообщением, задать вопрос, вести учебный диалог;
владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)
владение способами совместной деятельности (в паре, в группе).
Информационные:
владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
опыт ориентации в природной среде;
знание и применение правил поведения в экстремальной ситуации: владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
владение способами оказания первой медицинской помощи, использование средств индивидуальной и коллективной защиты.
Формирование ключевых компетенций требует серьёзного подхода к процессу обучения ОБЖ, т.к. целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижении младшими школьниками определенного результата успешного развития умений регуляции собственной деятельности.
Поэтому для организации занятии по ОБЖ я применяю такие формы и методы, где обучение приобретает деятельностный характер, делаю акцент на обучение через практику, продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности моих воспитанников.
Формированию тех или иных компетенций способствует применение метода анализа конкретных ситуаций, постановка и решение проблемы, метод проектов, использование ролевых и деловых игр, групповой работы, проблемного, модульного обучения.
Метод анализа конкретных ситуаций я реализую в форме аналитической работы над текстом. Я, (дети вместе с родителями) подбираем статьи из газет и журналов о различных ЧС, происшествиях; дети дают оценку случившемуся, дают характеристики, определяют масштаб, последствия.
Данный метод позволяет формировать умение отбирать информацию, анализировать ситуацию, оценивать обстановку, выявлять причины происшедшего, прогнозировать последствия, планировать мероприятия позволяющие предотвращать данную ситуацию.
Метод решения ситуационных задач.
Способствует развитию умений анализировать ситуацию, принимать правильное решение, адекватно вести себя в экстремальной ситуации, быть психологически готовым к ней. Этот метод закрепляет у моих воспитанников умения использовать знания в конкретной ситуации.
Способы задания и решения ситуации задач могут различны. Например, я предлагаю проблемную ситуацию и несколько правильных действий решения данной ситуации. Детям необходимо выстроить эти действия по порядку очерёдности и важности (по возможности прокомментировать ответы) или предлагаю проблемную ситуацию и несколько вариантов ответов: дети должны выбрать правильный ответ. Предлагаю проблемную ситуацию без (вариантов ответа ребенок сам определяет выход из сложившейся ситуации.
Формирование ключевых компетенций позволяет мне использовать на занятиях по ОБЖ ролевые игры, дискуссии, групповые формы организации познавательной деятельности учащихся, а также проблемное обучение, т.к. усвоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Кроме еженедельного занятия по основам безопасности жизнедеятельности я ежедневно провожу мини – уроки по ОБЖ (см. Прил.) На них осуществляется развитие умений решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта моих воспитанников.
В качестве одной из технологий формирования ключевых компетентностей я использую метод проектов, который позволяет с наименьшими затратами создать «естественную среду» - (условия деятельности максимально приближены к реальным). Метод проектов, по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у младших школьников учебно-познавательной компетентности.
Как содержание курса ОБЖ, так и организация процесса обучения основам безопасности жизнедеятельности в рамках компетентностного подхода способствует формированию здоровьесберегающей компетентности, важнейшей для сохранения жизни в XXI веке. Эта компетентность позволит моим воспитанникам обеспечить здоровье и безопасность, оценить и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества, а значит являться залогом успешного развития у учащихся умений регуляции собственной деятельности.

Для реализации формирования ключевых компетенций по основам безопасности жизнедеятельности мною разработана программа и серия мини-уроков.

Здоровье и здоровый образ жизни
1класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата


Личная гигиена.
Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.



Здоровая пища.
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правиль-ного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.



Правильный выбор продуктов.
Помочь ребенку осознать влияние привычек, предыду-щего опыта на выбор продуктов питания; показать разнообразие продуктов питания; развивать умение перенести знания, полученные на занятии в повседнев-ную жизнь.



Режим дня.
Сформировать у детей представление о режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья



Советы док-тора Воды.
Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом



Друзья Вода и Мыло.
Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.



Забота о глазах.
Расширить и обобщить знания детей о значении зрения в жизни человека; формировать навыки личной гигиены по уходу за глазами;



Уход за ушами.
Расширить информацию о возможностях органов чувств; закрепить навыки гигиены ухода за ушами; развивать способности по восприятию слуховых ощущений.



Уход за зубами.
Закрепить знания об основных правилах гигиены полости рта; повторить правила чистки зубов; помочь детям придти к пониманию необходимости регулярных посещений стоматолога;



Забота о коже.
Формировать представление о коже как органе покров-ной системы организма. Прививать гигиенические на-выки ухода за кожей.



Одежда и здоровье.
Дать детям понятие о том, что одежда защищает от жа-ры и холода, дождя и ветра, чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.



Таблетки растут на ветке, и на грядке.
Закрепить знания детей об овощах. Познакомить детей с понятием витамины. Дать элементарные представле-ния о их роли в здоровом питании.



Безопасное поведение в природе
1класс


п./п.
Тема
Цели и задачи
Дата


Что у нас над головой.
Сообщить элементарные сведения о солнце и облаках. Развивать представление о формах и размерах предметов.



Что у нас под ногами.
Развивать представление о форме, размерах, цвете пред-метов. Познакомить детей с камнями, гранит, известняк. Воспитывать любовь к окружающей природе.



Откуда в снежках грязь.
Познакомить детей с источниками загрязнения окружающей среды



Куда девает-ся мусор.
Выявление источников мусора в быту, классификация мусора (бумага, пластмасса, металл, стекло).



Кто такие звери.
Познакомить детей с отличительными признаками зве-рей, внешним строением, с их разнообразием.



Кто такие насекомые.
Познакомить детей с насекомыми и выделить их отли-чительные признаки.



Кто такие рыбы.
Познакомить детей с отличительными признаками рыб.



Кто такие птицы.
Познакомить детей с отличительными признаками птиц.



Как зимой помочь пти-цам.
Познакомить детей с зимующими птицами, правилами изготовления кормушек и подбора корма.



Меры безо-пасности при общении с домашни-ми животны-ми.
Воспитание доброго отношения к домашним животным. Правила гигиены после общения с домашними животными.



Осторожно, животные!
Научить ребят осторожному обращению с дикими и домашними животными



Как ухажи-вать за кош-кой и соба-кой.
Воспитывать у детей чувство ответственности по отно-шению к домашним питомцам.



Безопасное поведение в социуме
1 класс


п/п
Тема
Цели и задачи
Дата


Моё имя и мой адрес.
Учить детей запоминать и твёрдо знать свой адрес, или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства (где находится и как выг-лядит его дом, что расположено поблизости).



Телефон.
Научить детей пользоваться телефоном и уметь вести телефонный разговор со спасательными службами.



Мой дом - моя кре-пость.
Формировать у детей представление о праве человека на своё имущество; учить цивилизованно, отстаивать это право; приобщать к выполнению одной из обязанностей - содержать в чистоте и порядке свой дом.



Наиболее безопасный путь в школу и домой.




Правила об-ращения с огнём, чтобы огонь не причинил вреда для здоровья.
Учить детей правилам безопасного обращения с огнём.



Балкон, от-крытое окно и другие бы-товые опас-ности.
Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.



Откуда в наш дом приходит электричест-во.
Знакомство с разнообразием бытовых электроприборов. Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.



Внешность обманчива.
Ребёнок должен понять, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.



Что вокруг нас может быть опас-ным.
Выявление потенциальной опасности окружающих предметов, правильное обращение с ними. Освоение элементарных правил дорожного движения.



Насильственные дей-ствия незна-комого взрослого на улице.
Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.



Светофор и регулиров-щик.
Повторить виды светофоров, значение знаков регули-ровщика.



Дорожные знаки.
Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые знаки.



Здоровье и здоровый образ жизни
2 класс


п/п
Тема
Цели и задачи
Дата


Домашняя аптека.
Учить детей, что в каждом доме должна быть аптечка, за содержанием которой необходимо следить.



Правильное хранение продуктов питания и сроки реализации.
Углубление знаний об упаковке и информации, которую она несет.



Здоровый образ жизни.
Формировать знания о том, что здоровье зависит от образа жизни человека. Вредные и полезные факторы здоровья.



Лекарствен-ные препо-раты.
Дети должны принимать лекарства только с разрешения взрослых, объяснить, как они должны хранится.



Отравления лекарствами.
Соблюдать аккуратность при приёме лекарств позволит избежать отравления.



Пищевые отравления.
Соблюдать меры предосторожности при употреблении продуктов, употреблять только свежие неиспорченные продукты.



Правила пользования водопроводной водой.
Научить детей как правильно пользоваться водой, перед употреблением.



Здоровье и болезнь.
Научить детей заботится о своём здоровье, научить, как избегать ситуаций, наносящих здоровью вред.



Витамины и здоровый организм.
Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Рассказать о пользе витаминов.



Как нужно беречь зубы.
Познакомить с правилами безопасности и повторить основные правила гигиены полости рта.



Алкоголь и курение о вреде для здоровья
Объяснить детям о вреде алкоголя и курения на здоровье и их последствия.



Здоровая пища.
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и здоровой.




Безопасное поведение в социуме
2 класс


п/п
Тема
Цели и задачи
Дата


Предметы, требующие осторожного обращения.
Предложить детям хорошо запомнить основные для жизни и здоровья, помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.



Использование и хране-ние опасных предметов.
Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться. Этому учат взрос-лые. Объяснить, что такие предметы должны храниться в специально отведённых местах.



Дом-Маши-на для жи-лья. Учимся управлять этой маши-ной.
Продолжить знакомство с понятиями домашних опасностей; электричество, балкон, лифт. Учить пра-вилам безопасного обращения с ним.



Правила дорожного движения.
Способствовать выработке убеждения, что соблюдение правил дорожного движения является надёжной гаран-тией безопасности.



Причины детского дорожно-транспорт-ного травма-тизма. Раз-бор конкрет-ных случаев дорожно-транспортного травма-тизма.
Разобрать конкретные несчастные случаи с детьми. Сформировать у детей стереотипы безопасного поведения на дороге.



Мы – пассажиры.
Ознакомить учащихся с правилами безопасного пове-дения при посадке в транспорт.



Кодекс выживания городского пешехода.
Повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и городах.



Почему на улице опас-но.
Закрепить знания правил перехода на проезжей части. Отработать умение правильно переходит дорогу.



Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Научить соблюдать меры предосторожности по мокрой и скользкой дороге.



Катание на велосипеде (самокате, роликах, коньках) в черте города.
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате , роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.



Службы экстренной помощи.
Ознакомить детей с номерами телефонов «01»,»02»,»03»,в экстренных ситуациях жизни и безопасности (при пожаре, при отравлении, при несчастных случаях).



Что делать при пожаре?
Выработать представление о способах тушения пожара. Закрепить знания о вызове пожарной службы 01.



Если горит у соседей.
Выработать правила безопасного поведения при пожаре у соседей. Закрепить знания о способах тушения пожа-ра. Вызов по телефону пожарной службы 01.



От малень-кой искры большой по-жар бывает.
Закрепить знания детей о правилах пожарной безопас-ности. Тренировать у учащихся умение находить реше-ния в чрезвычайных ситуациях.



Как действо-вать в чрез-вычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.
Повторение номеров телефонов экстренной помощи (01, 02, 03,) Тренировка эвакуации из школы по сиг-налу.



Безопасное поведение в природе
2 класс


п/п
Тема
Цели и задачи
Дата


Твой адрес в этом мире. Что нас ок-ружает.
Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывать любовь к родно-му краю, Родине. Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к себе, к людям, и к тому, что сделано руками человека.



Природа. Экстремаль-ная ситуация для человека в природной среде.
Влияние на человека погодных условий. Одежда по погоде; переутомление; физическая боль; обморок.



Взаимосвязь и взаимодей-ствие в при-роде.
Человек- часть природы: что на жизнь и здоровье чело-века и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды.



Если заблу-дился в лесу.
Познакомить учащихся с правилами безопасного пове-дения в лесу.



Съедобные и не съедоб-ные грибы.
Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами. Объяснить, что нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы.



Водоёмы. Зимняя река.
Закрепить знания учащихся с правилами безопасного движения по льду: катания на лыжах и коньках. Приу-чать к навыкам оказания помощи себе и людям, про-валившимся под лёд.



Почему мы часто слы-шим слово «Экология».
Сформировать первоначальное представление об экологии.



Будем бе-речь, и охра-нять приро-ду.
Воспитывать у детей природоохранное поведение. Раз-вить представления о том, какие действия вредят приро-де, портят её; а какие способствуют её восстановлению.



Красная кни-га. Будь при-роде другом.
Познакомить детей с Красной книгой; расширить углу-бить знания детей о животных и растениях, встреча-ющихся нашей местности; воспитывать бережное отно-шение к природе.



Животные живого угол-ка. Про ко-шек и собак.
Дать представление о животных живого уголка;
познакомить с некоторыми породами кошек и собак; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.



Экскурсия в лес.
Научить детей правилам поведения в природе, и береж-ному отношению к лесу, соблюдать правила безопас-ности.



Впереди лето.
Проверить и оценить знания детей, познакомить с приз-наками лета, познакомит с правилами безопасности, ко-торые нужно соблюдать во время летнего отдыха.





Здоровье и здоровый образ жизни
3 класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата

1
Здоровье и болезнь
Научить детей заботиться о своём здоровье. Убедить детей не бояться посещения врача.


2
Организм человека
Учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.


3
Органы чувств
Ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.


4
Надёжная защита организма
Ознакомить детей с понятием "кожа"и её функциями.


5
Опора тела и движение
Узнать о строении своего тела, формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.


6.
Наше питание
Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой; выучить правила правильного питания.


7
Пищеварительная система
Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы


8
О дыхании, о движении крови и о том ,как удаляются из организма вредные вещества
Узнать об органах дыхания и выделения; научиться заботиться о своём здоровье.


9
Умей предупреждать болезни
Ознакомить с правилами закаливания организма, правилами сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях.





10
Здоровый образ жизни
Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья; дать представление о вредных привычках.


11
Мы и наше здоровье
Обобщить знания об устройстве организма человека; воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.


12
Как фтор укрепляет зубы?
Сформировать представление о роли фтора и профилактика кариеса


13
Посещение стоматолога
Прийти к пониманию необходимости регулярных посещений стоматолога



Поведение в природе
3 класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата

1
Экстремальная ситуация для человека
Влияние на человека погодных условий. Одежда по погоде, переутомление, физическая боль.



2
Если заблудился в лесу
Отработать правила безопасного поведения в лесу.


3
Почему в лесу нужно соблюдать тишину ,и не нужно рвать цветы и ловить бабочек
Повторять правила поведения в окружающей среде, Воспитывать любовь, к природе, бережное отношение к ней.


4
Учусь ориентироваться
Познакомить учащихся с простейшими способами ориентирования на местности. Потренироваться в ориентации.


5
Водоёмы.
Зимняя река.
Ознакомить учащихся с правилами безопасного движения по льду, катания на лыжах и коньках.


6
Зимняя река
Закрепить знания учащихся о правилах безопасного передвижения по льду.
Научить методам оказания помощи, провалившимся под лёд


7
Ядовитые растения, грибы, плоды
Познакомить учащихся со съедобными и не съедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями. Объяснить детям, что нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы, плоды, растения.


8
Невидимые нити
Систематизировать и расширить представления учащихся об экологических связях(между живой и не живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком).


9
Будь природе человеком
Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе.


10
Животные вокруг нас.
Систематизировать и расширить представления детей о жизни домашних животных.


11
Меры безопасности при обращении с домашними животными
Воспитывать добрые отношения при общении с домашними животными. Соблюдать правила гигиены после общения с домашними животными.


12
Как ухаживать за кошкой и собакой
Воспитывать у детей чувство ответственности по отношению к домашним питомцам.


13
Красная книга. Будь природе другом
Познакомить детей с Красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе.























Поведение в социуме.
3 класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата

1
Влияние окружающей среды на человека
Показать, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни(проблемы загрязнения окружающей среды, дерево на дворе, дорога, окно, лестница, розетка и т д) Рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать.


2
Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи
Закрепить и повторить номера телефонов экстренной помощи (01,02,03,04 и 112)
Тренировка эвакуации из школы по сигналу "Тревога"


3
Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе).
Разобрать причины, по которым может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе).


4
От маленькой искры большой пожар бывает.
Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности .Тренировать у учащихся умение находить решение о чрезвычайных ситуациях


5
Чтобы путь был счастливым
Научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.


6
Дорожные знаки
Ознакомить с дорожными знаками, вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах, воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.



7
Правила дорожного движения (экскурсия по городу)
Учить наблюдать за дорожным движением на улице.


8
Опасные места
Учить выявлять опасные места для человека, учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, воспитывать ответственность за свою жизнь.


9
Виды транспортных средств.
Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улице и дорогах. Дать понятие учащимся о том ,что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно.


10
Правила дорожного движения; разметка проезжей части дороги.
Формировать представления у учащихся о перекрёстках, их видах, о разновидностях дорожной разметки.


11
Железная дорога
Формировать преставления о мерах предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.


12
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Закрепить знания учащихся о безопасном движении.



Здоровье и здоровый образ жизни
4 класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата

1
Первая медицинская помощь при травмах
Знакомят с правилами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать чувство взаимопомощи.


2
Выработка умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах
Развивать практические навыки, воспитывать чувство сопереживания по отношению к близким людям.


3
Устный журнал "Расти здоровым"
Обобщить полученные знания; развивать интерес к здоровью; воспитывать; воспитывать бережное отношение к своему организму


4
Характеристика здорового человека
Повторить режим дня; обобщить знания о правильном питании; способствовать воспитанию здорового образа жизни


5
Путешествие в страну Витаминию
Углубить и расширить знания учащихся о витаминах; воспитывать сознательное отношение к своему здоровью


6
Питание и индивидуальное здоровье
Закрепить навыки осознанного соблюдения правил здорового питания


7
Табак и никотин
Рассказать о вредном влиянии никотина на организм


8
Взаимосвязь здоровья и образа жизни
Формировать знания о здоровом образе жизни, обучать способам поддержания и укрепления организма


9
Личная и общественная гигиена
Ознакомить с правилами личной гигиены; формировать знания о влиянии окружающей среды на здоровый образ жизни, что личная гигиена - залог хорошего здоровья


10
Инфекционные заболевания и их профилактика
Ознакомить с основными инфекционными заболеваниями и правилами их лечения



11
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Обобщить и углубить знания о вредных привычках, развивать уважения к своему здоровью, культуре поведения.


12
Мы и наше здоровье. Секреты долголетия
Обобщить знания об устройстве организма человека, воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.













Поведение в социуме
4 класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата

1
Окружающая среда
Прививать учащимся правила безопасного поведения, какие опасности могут подстерегать человека в повседневной жизни


2
Современное жилище
Рассказать детям, какие аварии могут подстерегать человека дома, повторить номера аварийных телефонов.


3
Правило пользования электробытовыми приорами
Ознакомить с правилами пользования электробытовыми приборами, прививать нормы правильного обращения с электроприборами


4
Правила поведения в помещениях
Развивать; ознакомить с правилами поведения в помещениях; развивать культуру поведения младших школьников, воспитывать уважения к себе и окружающим людям


5
Один дома
Отработать с учащимися ситуации в,в которых они могут оказаться, оставшись дома один.


6
Как вести себя с злоумышленниками .Незнакомец
Отработать правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.


7
Пожарная безопасность
Ознакомить С правилами пожарной безопасности прививать умение аккуратно обращаться с легковоспламеняющимися предметами


8
Инструктаж по пожарной безопасности
Повторить правила пожарной безопасности, подготовить учащихся тренировать по эвакуации при пожаре, сформировать представления поражающих факторов пожара: дыме, при высокой температуре и.т.д



9
Осторожно -Огонь!
Пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности; научить правильным действиям в случаи возникновении пожара


10
Учимся соблюдать правила дорожного движения
Проверка у учащихся знаний правил дорожного движения, изученных раннее


11
Поведение школьников в близи железнодорожных путей. правила перехода и переезда через них
Формировать навыки перехода и переезда через железную дорогу, развивать внимание, воспитывать дисциплинированность


12
Причины дорожно - транспортного травматизма пешеходов
Формировать навыки правильного поведения на дорогах; воспитывать культуру поведения пешехода, пользующегося дорогами












Поведение в природе
4 класс

п/п
Тема
Цели и задачи
Дата

1
Природа
Воспитывать бережное отношение к природе


2
Правила безопасного поведения в лесу
Приобретение навыков безопасного поведения в лесу


3
Если заблудился в лесу
Отработать правила безопасного поведения в лесу


4
Безопасность при любой погоде
Ознакомить учащихся с травмами, случающимися при различной погоде (солнечный удар, удар молнии, поражения электрическим током)


5
Влес по грибы и ягоды
Ознакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, внушить, что нельзя пробовать на вкус все грибы, плоды, растения.


6.
Животные вокруг нас
Расширить представления учащихся о жизни домашних животных.


7
Правила безопасности при обращении с животными
Ознакомить с правилами безопасного обращения с животными воспитывать доброжелательное отношение к ним.


8
Зимняя река и безопасность
Сформировать у учащихся представления о правилах безопасного поведения, ознакомить с причинами несчастных случаев.


9
Меры безопасности на льду
Сформировать представления о правилах безопасного поведения.


10
Правила купании открытых водоёмах
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, меры предосторожности при купании, воспитывать аккуратность и осторожность у воды на воде


11
Основные и подручные средства спасения на воде
Развивать умение применять средства спасения на практике; воспитывать культуру поведения у воды и на воде, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающим.


12
Оказание первой помощи при утоплении
Ознакомить учащихся простейшими приёмами оказания помощи терпящим бедствиям на воде и на льду



Тема : Формирование ключевых компетенций по основам безопасности жизнедеятельности - залог успешного развития у учащихся умений регуляции собственной деятельности.
Автор: Баисова Муслимат Азаматовна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения начальная школа – детский сад «Ивушка»

1
Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и по пешеходному переходу?
Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходам, и он снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.


2
Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет?
Когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зелёный. Он едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет горит всего полминуты. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти, и подождать зелёного света.


3
Почему опасно пересекать улицу бегом?
Когда человек бежит, ему трудно смотреть по сторонам. А при переходе улицы главное – внимательно оглядеться ( влево, вправо) потому что часто улица обманчива: кажется безопасно, и вдруг выскочит машина из переулка, или из –за другой машины, Ещё труднее заметить мотоцикл.


4
Почему опасно переходить улицу наискосок?
Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.


5
Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?
При повороте машины надо стоять подальше от нее.


6
Как видит водитель своих пассажиров?
Водитель наблюдает за обстановкой в салоне посадкой и высадкой пассажиров в специальные зеркала. Поэтому ему не надо поворачивать голову, чтобы увидеть, что делают сзади.


7
Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?
Водитель увидит в зеркало, что никого нет, и будет закрывать двери. Если опоздаешь с выходом, может прищемить дверями. Если при этом упадешь, есть опасность попасть под колесо.







8
Чем опасна стоящая машина?
Когда машина стоит, она закрывает обзор улицы; есть вероятность, что пешеход не заметит другую машину, которая может выехать из – за стоящей. Особенно опасны большие машины: автобусы, троллейбусы, грузовики. Но и легковые машины тоже могут помешать увидеть опасность.


9
Чем опасны кусты и деревья на улице?
Опасность кустов и деревьев в том, что они могут мешать осмотреть улицу –ничего нет. А сзади кустов может ехать машина!


10
Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?
Может. Часто по улице рядом едут несколько машин. При этом одна закрывает другую. Пешеход может не заметить ту машину, которая сзади. Особенно опасно, если в это время одна машина обгоняет другую. Кроме того, на улице машины часто едут навстречу друг другу. При этом, когда они разъезжаются, одна машина загораживает другую. Если пешеход пропустил машину, надо подождать, пока она отъедет подальше. Иначе можно не заметить встречную и попасть под нее.


11
Почему опасно, когда на улице очень мало машин?
Пешеход может подумать, что улица пуста, и начнет переходить, не поглядев по сторонам. Машина может внезапно появиться, выехать из двора, переулка. Надо всегда внимательно смотреть по сторонам при переходе улицы.


12
Как определить, далеко машина или близко?
Надо постараться определить, долго ли машине ехать до того места, где стоит пешеход. Если всего несколько секунд - близко. Иногда машина кажется далеко, но едет очень быстро, и можно попасть под нее.


13
Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?
Даже по краю проезжей части идти опасно, может задеть машина. надо идти только по тротуару.


14
Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
Если нет тротуара (за городом), надо идти по обочине дороги лицом к движению, чтобы видеть едущие машины.


15
Какая опасность возникает, когда ребёнок подходит к своему дому?
Увидев свой дом, ребёнок захочет побыстрей перейти улицу и может не заметить едущую машину.


16.
Опасно ли ребёнку увидеть на другой стороне улицы товарища, подругу или родных? Почему?
Увидев знакомых или родственников, ребёнок обрадуется и захочет побыстрее с ними встретиться; при переходе улицы в это время он может не заметить едущую машину.


17
Как определить, что машина собирается направо?
Машина занимает первый (самый правый) ряд, мигает правый фонарик - указатель поворота.


18
Чем опасны машины с прицепом?
Во - первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во - вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов машины проехал мимо, может накачать переходить и попадёт под прицеп.


19
Почему опасно переходить улицу группами?
Во - первых, дети обычно разговаривают и их внимание не сосредоточено на переходе улицы. Перед переходом улицы надо все разговоры прекратить. Во - вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы, могут понадеяться на передних и плохо осмотреть улицу.


20
Почему опасно переходить улицу вдвоём под руку или держась ха руки?
Когда переходит улицу колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда переходят двое - трое, нельзя держаться за руки особенно под руку, Потому что при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потеряют ценные секунды. При переходе улицы надо держать за руку только самых маленьких.


21
Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?
Переход без светофора опаснее: надо уметь определить, далеко машина или близко, быстро едет или медленно, заметить маленькую машину или мотоцикл. Часто из - за медленно идущей машины выезжает другая, которая едет быстро. Из -машины которая проехала, может выехать встречная. Когда есть светофор - просто "зелёный" -иди, " жёлтый" или " красный"- стой!


22
Какое место на улице опаснее: перекрёсток или остановка автобуса(троллейбус)?
Для пешехода оба места опасны, но особенно - остановка, хотя это и незаметно. На остановке вышедший из автобуса ребёнок хочет быстрей перейти улицу и выбегает из - за стоящего автобуса спереди или сзади него. В это время он может не увидеть машину, которая обгоняет автобус или едет ему навстречу. Если ребёнок торопится, чтобы успеть на автобус, троллейбус или трамвай, стоящий на остановке на другой стороне улицы, он также может не заметить едущую машину. Если остановка расположена на спуске или дорога имеет уклон в сторону площадки для пешеходов, в мокрую погоду, гололёд или зимой автобус при торможении может "занести" и пешеход может быть сбит. При посадке и высадке невнимательного пассажира может прищемить дверями автобуса.


23
Всегда ли видит пешехода водитель машины, подъезжая к нему?
Не всегда. Водителю приходится наблюдать за многими водителями и пешеходами.


24
Что самое трудное при переходе улицы?
Самое трудное - заранее заметить маленькую легковую машину или мотоцикл. На улице очень много крупных машин, автобусов, грузовиков. Когда они стоят или едут, за ними могут скрываться другие машины, особенно маленькие, или мотоциклы. Возле проезжей части улицы часто растут деревья, кусты, стоят заборы, близко расположены дома. Все это мешает обзору улицы.


25
Что самое опасное на улице?
Многие считают, что самое опасное - это машина, особенно, когда она быстро едет, но ещё опаснее - стоящая машина (автобус или грузовики, да и легковая). Почему? Машину, которая едет, пешеход заметит и не будет переходить. А машина, которая стоит, закроет собой другую, пешеход ее может не увидеть, подумает, что опасности нет и попадет прямо под колеса.


26.
Что самое важное при переходе улицы?
Самое важное - выбросить из головы посторонние мысли, забыть о спешке и правильно оценить обстановку.
26.

27.
В чём опасность движения по улице с маленьким ребенком (от 2 до 6 лет)?
Маленькие дети ещё не умеют ориентироваться на улице и могут вырвать руку и побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать за руку малышей и не выпускать при попытке вырваться. Особенно часто это бывает при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси напротив своего дома.
27.

28.
Почему больше всех попадают под машину старые люди и дети?
Дети ещё мало самостоятельно ходили по улицам, они неопытны, не умеют предвидеть опасность. У старых обычно зрение и слух ослабленные, они могут вовремя не заметить машину или мотоцикл.


29.
Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?
В это время одна машина выезжает из-за другой, скорость обгоняющей намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину, пока она не выедет вперед, но тогда уже будет поздно. Водитель обгоняющей машины тоже не будет видеть пешехода, пока не выедет из-за машины, которую он обгоняет.


30.
Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?
Здесь тоже одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга, поэтому что видимость будет закрывать встречная машина.


31.
Если столкнуться пешеход и машина, кто отлетит в сторону?
Машина тяжелее пешехода минимум в 40-50 раз, скорость её больше в 5-10 раз. Поэтому машина почти не получит ощутимого удара, а пешеход отлетит в сторону.


32.
Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?
Даже когда ребёнок захочет остановиться на бегу, он 2 метра "проскочит". Машине же в зависимости от скорости надо от 10 до 20 метров. Кроме того, водитель может не сразу начать торможение.


33.
Чем опасен "островок безопасности"?
Когда ребенок стоит на середине улицы (на осевой линии, " островок безопасности "), у него за спиной проезжает машина, а он её не видит. А стоять в потоке машин и не следить за ним опасно. Испугавшись приближающейся машины, ребенок может по привычке сделать шаг назад - прямо под колёса проезжающей за спиной машины. Стоя на середине улицы, надо быть очень собранным и внимательным, не делать ни одного шага не глядя. На улицах с интенсивным движением лучше рассчитать так, чтобы не оказаться на середине между двумя встречными потоками машин.


34.
Сколько раз надо посмотреть направо и налево при переходе улицы?
Столько, сколько нужно для безопасности. некоторые дети посмотрят по одному разу и считают это достаточным. Но обстановка на дороге меняется очень быстро, и надо всегда несколько раз поглядеть по сторонам.


35.
Можно ли оглядываться при переходе улицы?
Конечно, нельзя. На улице за секунду машина проезжает 10 метров и больше. Но мы привыкли на шум, на крик, когда позовут, оглядываться не думая! Надо не поддаваться этой привычке.


36.
Что делать, если при переходе улицы выронил какой-либо предмет или расстегнулась обувь?
Мы привыкли сразу наклоняться и поднимать. На улице так делать нельзя! Сначала надо убедиться, что нет опасности, а потом уже наклоняться. А лучше всего при переходе быть собранным и ничего не ронять, а обувь поправит заранее.


37.
У школьник плохое зрение. Он носит очки. В чём опасность?
Очки "исправляют" зрение только прямо перед собой, а по бокам - нет. Поэтому тот, кто носит очки, должен быть вдвойне осторожным, больше поворачивать голову, чтобы вовремя обнаружить опасность.


38.
Ребенок спешит в кино, опаздывает. На переходе приближается грузовик, но ребенок видит, что он
вполне успеет перейти. В чём опасность?

Опасности две. Во-первых, за грузовиком может быть другая машина, которая едет с большой скоростью и пока не видна. Во-вторых, переходя, ребенок будет наблюдать за приближающимся грузовиком и может забыть посмотреть ещё раз в другую сторону. А если там тоже машина?



39.
Что сходного между улицей и космосом?
На первый взгляд - ничего общего! Но это не так. В космосе - невесомость, и человеку всё время надо бороться со своими привычками, чтобы правильно двигаться. И на улице - так быстро меняется обстановка и так опасна малейшая ошибка, что человеку надо бороться со своими привычками: отвлекаться, оглядываться, шагать не глядя, наклоняться, чтобы поднять упавший предмет, ходить по кратчайшему пути, наискосок, выходить не глядя из-за предметов, стоящих машин, заборов. И в космосе, и на улице человеку надо научиться бороться со своими привычками, справляться с ними!


40.
Как чаще всего попадает под машину велосипедист?
При повороте налево! Едет по дороге. Кажется машины нет рядом, можно поворачивать, и, не посмотрев назад, велосипедист начинает поворачивать налево. А машина тут как тут.


41.
Вы готовитесь перейти улицу. Перед вами едет машина. Можно ли переходить улицу сразу же, как только она проедет?
Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может оказаться скрытая встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет немного подальше и не будет мешать осмотру улицы.


42.
Пешеход подошёл к перекрестку. Пока он приближался, горел "зеленый", и пешеход настроился на переход. Вдруг загорелся "красный". Пешеход решил так: пока машины стоят, успею. Ведь водители меня видят и пропустят. В чём ошибка пешехода, чего он не учел?
Не все машины в этот момент стоят. Некоторые приближаются к перекрёстку и при включении "зеленого" выедут на перекресток "с ходу". Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин, а пешеход, в свою очередь, из-за них не видит эту машину.


43.
Вы подошли к перекрестку: пока подходили, всё время горел "зелёный". Можно ли переходить?
Если улица сравнительно широкая, больше 10-20 метров, лучше подождать нового цикла "зелёного", чтобы не оказаться на проезжей части при "красном" сигнале светофора.


44.
У пешеходного перехода остановилась машина. Водитель показал движением руки, что "можно переходить". Можно ли переходить улицу?
На улице не одна машина, а много. Поэтому, выходя из-за первой остановившейся машины, надо быть очень осторожным, остановиться и поглядеть, что за ней. Вдруг другая машина, скрытая за первой, не остановилась? Тогда пешеход попадает под машину.


45.



Когда вы подошли к пешеходному переходу(без светофора), машины стояли, основная группа пешеходов уже прошла половину улицы, Можно ли переходить?
Когда основная группа пешеходов прошла, водители стоящих машин готовы тронуться. В это время они провожают глазами основную группу пешеходов и могут не заметить опоздавшего. Опасно переходить, сильно отставая от основной группы пешеходов!


46.
Ребенок спешит, опаздывает куда то. В чем опасность спешки на улице?
Когда человек спешит, он все время думает. В таком состоянии легко не заметить машину. Почти все несчастные случаи на дорогах возникают, когда дети спешат, волнуются или увлечены разговором.


47.
Как надо шагать с тротуара на проезжую часть улицы: сразу или сначала приостановиться? Почему?
Всегда надо приостановиться. Во-первых, чтобы лучше осмотреть улицу. Во-вторых, чтобы "настроиться на улицу". Потому что на улице нужно повышенное внимание, не такое, как на тротуаре. Собранность ,спокойствие и осторожность. Нельзя переносить беспечность с тротуара на проезжую часть улицы.


48.
Возле подъезда Вашего дома стоит машина. Водитель ушел. В чем может бать опасность?
Стоящая машина опасна тем, что мешает осмотру дороги. Из-за нее можно не заметить другую машину, мотоцикл, велосипедиста.


49.
Почему некоторые пешеходы переходят улицу на красный свет светофора?
Нет выдержки подождать полминутки, нет уважения к водителям, которым труднее водить автомобиль, когда пешеходы нару-


50.
Почему некоторые пешеходы переходят улицу там, где им вздумается, да ещё наискосок?
Нет выдержки, силы воли. Не понимают, что утомляют водителей, которым приходится всё время напрягать внимание, снижать скорость.


51.
Почему опасно играть рядом с дорогой?
В азарте игры можно выбежать на дорогу, не заметив едущую машину.


52.
Вы за городом, тротуара нет. Вы идете по обочине навстречу движению по левой стороне. Как надо идти: цепочкой или рядом друг с другом?
Безопаснее идти цепочкой, один за другим. Если ведете за руку маленьких детей, они должны находиться подальше от машин, слева от вас: вдруг попробуют вырваться.


53.
Какой поворот опаснее: левый или правый? Почему?
Левый поворот намного опаснее: водителю приходится пересекать две полосы движения: свою (можно столкнуться с попутным автомобилем, который приближается сзади, его не всегда легко заметить, он находится со спины) и встречную полосу (надо пропустить встречный транспорт, часто трудно заметить велосипед, мотоцикл). Водителю надо распределить внимание, чтобы осмотреть обстановку на обеих полосах свей улицы и улицы, на которую он поворачивает.


54.
Горит "зеленый" для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить или нет?
Переходить не только не положено, но и опасно: машины могут стоять в ожидании разрешения поворота, при заторе, пропуская "скорую помощь", пожарную или другую специальную машину. В одном ряду машины могут стоять, а в другом (скрытые за стоящими) могут проезжать.


55.
В чём опасность при езде на велосипеде в сумерки или вечером?
Велосипед вообще гораздо труднее заметить водителю автомобиля, чем машину, особенно в сумерки, вечером или ночью. Лучше не ездить по дороге в это время. Если же пришлось - максимальная осторожность, надо учитывать, что вас могут не заметить, иметь хороший рефлектор сзади и


56.
Достаточно ли для велосипедиста соблюдения Правил движения?
Для любого пешехода и водителя одних Правил - мало: надо уметь оценивать обстановку и предвидеть действия других, даже если они неправильны. Например: водитель, поворачивающий налево, должен пропустить встречного велосипедиста. Но он может его просто не заметить, ибо левый поворот требует сложного наблюдения. Наконец, некоторые водители могут, заметив, не пропустить велосипед, как бы не считая его вполне "транспортом". Поэтому, кроме Правил, велосипедисту нужна разумная осторожность.


57.
В чем опасность зонтика и плаща при переходе улицы?
Опасность - пешеход в плаще с надетым капюшоном или с зонтиком при переходе улицы может не заметить опасность.


58.
Почему велосипедисты и мотоциклисты находятся на улице в наибольшей опасности?
Устойчивость двухколёсного транспорта во много раз ниже, чем четырехколёсного. Размеры его во многом раз меньше, и его часто не замечают. Устройства для сигнализации маневров на автомобиле несравненно лучше, чем на мотоцикле и велосипеде, поэтому мотоциклисту приходится подавать сигналы рукой, что они не всегда умело делают. Кроме того, в ряде случаев сигналы рукой мало заметны (сумерки, ненастная погода). И последнее: опыт мотоциклистов и велосипедистов часто недостаточен для безопасного управления.


59.
Велосипедист приближается к перекрестку. Пока он приближается, через перекресток не проехала ни одна машина. Какую ошибку может совершить велосипедист?
Он может подумать, что машин нет, и подъехать к перекрестку на большой скорости и не глядя. Когда же он обнаружит машину, может быть уже поздно. Это чаще бывает на тех перекрестках, где машины проезжают сравнительно редко.


60.
В чем опасность автобусов для пешеходов?
Опасность – когда стоит, приближается или удаляется, очень сильно закрывает собой обзор улицы. Из-за него можно не увидеть другие машины!


61.
В чем опасность автобуса, когда он приближается к остановке?
Место подъезда к остановке обычно сильно накатано. В ненастную погоду или зимой возможно скольжение автобуса «юзом» и даже выезд его на площадку. Надо внимательно наблюдать за автобусом при его подъезде к остановке и не подходить к нему близко до полной остановки. Кроме того, сам пешеход может поскользнуться и упасть под колеса. Или его могут нечаянно толкнуть, особенно когда на остановке много пассажиров.


62.
В чем опасность автобуса, когда он стоит на остановке, на другой стороне улицы?
Опасность в том что стремясь успеть на него, летишь через дорогу и легко можешь не заметить едущую машину.


63.
Два брата шли по улице, по разным сторонам. Младший бросился к старшему и попал под машину. В чем ошибка старшего брата?
Нельзя было идти по разным сторонам улицы. Нужно было предвидеть, что младшему захочется перебежать.


64.
В чем опасность грузовика для пешехода?
Опасность – приближаясь (или двигаясь задним ходом), грузовик может наехать. Когда стоит – мешает осмотру улицы, за ним может быть скрыта машина.


65.
В чем опасность приближающегося грузовика?
Во-первых, может наехать. Во-вторых, может скрывать за собой другую машину, которая едет быстрее.


66.
В чем опасность проезжающего грузовика?
За ним может быть скрыта встречная машина!


67.
В чем опасность вещей, которые несешь, при переходе дороги?


Опасность в том, что вещь можно уронить и из-за этого попасть под машину.


68.
В чем опасность обуви при переходе улицы?
Опасность в том, что при скользкой подошве можно в неподходящий момент поскользнуться. Неплотная или небрежно надетая обувь может сплетать совсем некстати.


69.
В чем опасность игры с мячом вблизи проезжей части?
Опасность в том, что когда мяч летит на дорогу, дети следят за ним глазами, бросаются вслед и могут не заметить приближающуюся машину.


70.
Сколько времени проводит за день каждый пешеход на проезжей части улицы?
На каждый переход улицы уходит 10-12 секунд. Поэтому, если даже 30 раз в день переходить улицу, на это уйдет всего 5 минут. Если 5 минут в день быть предельно внимательным, не спешить, не разговаривать, не бежать, вреда не будет. А польза есть!


71.
В чем опасность игры вблизи проезжей части?
Опасность – во время игры близко от дороги легко не заметить машину и выбежать на дорогу.


72.
Как должен поступить пешеход, если обзор улицы, которую он собирается переходить, закрыт машинами или деревьями?
Переходить с соблюдением Правил и на таком расстоянии от предмета, закрывающего обзор, чтобы видеть самому и быть видимым водителями.


73.
Как быть, если пешеходу приходится выходить на улицу близко от стоящей машины (деревьев, кустов), хотя и по Правилам?
Приостановиться и осмотреть часть дороги, которая была скрыта за предметом.


74.
Такси остановилось напротив дома. Кто должен выйти первым, взрослый или дети? Почему?
Первыми выходят взрослые, потому что маленькие дети могут выбежать из-за такси и броситься через дорогу к дому.


75.
Как правильно поступать старшим при выходе из автобуса: выпустить маленьких детей или сначала выйти самим? Почему?


Надо или выйти вместе с детьми или выйти первыми, потому что маленькие дети могут выбежать из автобуса на дорогу и попасть под машину, которую они не заметили.


76.
Вы идете по улице с бабушкой. Какие меры безопасности надо принять детям?
У бабушки часто зрение и слух ослаблены, она может не заметить машину. Детям надо быть предельно внимательными.


77.
По улице старший брат ведет за руку младшую сестренку. В чем задача старшего брата?
Обеспечит безопасность и себе, и сестре. Держать ее крепко за руку (часто маленькие пытаются вырваться). Объяснить сестре, что нельзя на улице вырывать руку.


78.
Ребенок приехал конечную остановку автобуса и хотел перейти дорогу, чтобы ехать в обратную сторону. Почему он попал под машину?
Он выбежал из-за стоявшего автобуса, который в это время объезжала другая машина.


79.
Два ребенка приближаются на велосипедах к перекрестку в виде буквы «Т», один сзади другого. Почему попал под машину задний?
Они ехали по уклон, разогнались, не видели грузовик из-за домов. Первый успел проскочить, а второй – нет.


80.
Ребенок хотел сделать пересадку с одного автобуса на другой. Еще из автобуса он увидел, что подходит нужный ему для пересадки автобус. Что было дальше?
Как только автобус остановился, ребенок бросился к нужному автобусу через дорогу и вспешке не заметил машину.


81.
Брат и сестра пошли к бабушке с поручением от мамы. По дороге соревновались, кто первый подойдет к дому бабушки. Чем кончился спор?
Брат выбежал из-за стоявшей машины и был сбит машиной, которую он не заметил.


82.
Решили всем классом пойти в кино, договорились встретиться. Мальчик боялся, что опоздает к месту встречи. Что было дальше?


Увидев через дорогу нужный троллейбус, мальчик бросился к нему.


83.
Вы хотите догнать товарища недалеко от дороги. Какая опасность угрожает товарищу?
Убегаю, он может выбежать на дорогу, не заметив машину.


84.
Знакомый водитель позвал через дорогу – обещает прокатить. В чем опасность ситуации?
Бросившись через дорогу к машине, легко угодить под другую.


85.
На краю тротуара пустынной улицы группа школьников оживленно беседует. Возможные опасности?
Один, будучи уверенным, что улица пустынная, может шагнуть не глядя на дорогу.


86.
Какие свойства у снежного сугроба?
Может помешать обзору и скрывать за собой машину, если сугроб большой, а рост пешехода – маленький.


87.
Ледяная горка и дорога. Какая между ними бывает связь?
Когда дорожка ледяной горки проходит близко от дороги или места, где могут ехать машины – это опасно!


88.
Мальчик катался на санках возле дома. Возле дома стояла машина. Что было дальше?
Он выехал на санках из-за стоящей машины, не заметив другой.


89.
Младший брат был возле дома, смотрел, как работает машина уборки мусора. Старший брат позвал его домой. Что было дальше? Какая возникла опасность?
Младший брат бросился к дому, не заметил (из-за стоявшей машины) и чуть не попал под него.


90.
Когда водителю легче заметить пешехода, когда тот в яркой, светлой одежде или когда в темной?
В серой и темной одежде пешехода труднее заметить, особенно в сумерки, вечером, ночью.


91.
Помогает ли уличное освещение водителю заметить пешехода?


И помогает, и мешает. Свет отражается от асфальта, особенно если он мокрый, если есть лужицы. Свет встречных машин немного ослепляет водителя. Поэтому вечером пешехода в темной одежде легко не заметить




92.
Почему велосипедистам надо в ряде случаев сходить с велосипеда и переходить через дорогу, держа его за руль?
На перекрестках и при левых поворотах и разворотах может потребоваться высокая маневренность на малых скоростях. А велосипед на малых скоростях имеет низкую маневренность и недостаточно устойчив.


93.
О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?
Что стоящий автобус мешает заметить проезжающую машину и нельзя выходить или вы бегать из-за него ни спереди, ни сзади.


94.
Какие ошибки на улице чаще совершают дедушки и бабушки?
Иногда смотрят не на машины, а только на людей: люди впереди или навстречу переходят, и они идут. Иногда выходят на дорогу, не заметив машину (глаза плохо видят), водитель думает, что они пойдут дальше, а они вдруг поворачивают назад.


95.
Какую опасность представляет на дороге пьяный пешеход?
Плохо держась на ногах, может упасть под колеса с тротуара и на самой улице. Перебегает близко перед машинами. Движется наискосок по улице, спиной к машинам.


96.
Сколько предметов, мешаюших обзору улицы, находится на твоем пути школы домой?
На улице, которая проходит возле дома? (Вопрос задается одному или нескольким ученикам, может быть использован многократно – каждый раз отвечают другие.)


97.
Какие бывают на улице предметы, мешающие обзору? (Может быть использован несколько раз по видам предметов, мешающих обзору)
Предметы, мешающие обзору, бывают подвижные и неподвижные. Неподвижные: стоящие машины, дома заборы, деревья, кусты и т.д. Временно неподвижные: автобус на остановке, группа пешеходов, машины у перекрестка или пешеходного перехода. Подвижные: приближается машина, проехала машина, разворачивается машина.


98.
Где запрещен автомобилям обгон и почему?

См. правила.


99.
Когда затормозить труднее: в начале дождя или когда шел дождь.
В начале дождя на дорогах образуется смесь из воды, грязи, смазки и т.п., которые создают опасность


100.
Два автомобиля едут навстречу друг другу по узкой дороге. На дороге стоит третий. Как надо ехать согласно Правилам?
См. Правила.


101.
Когда аварий автомобилей больше: в начале гололеда или на второй день? Почему?
В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и не успевают перестроиться.


102.
Если вы потерялись в магазине, к кому можно обратиться за помощью?
К продавцу, кассиру, администратору.


103.
Если вы потерялись в метро, к кому можно обратится за помощью?
К дежурному по станции.


104.
Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?
Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению.


105.
Если вы потерялись в лесу, какие меры по само спасению можете предпринять?
Выйти на тропу, она приведет к дороге, идти на звук машин; идти по берегу ручья в сторону течения, выйдешь к реке, природные ориентиры: солнце, мох на деревьях и т.д.


106.
Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?
К милиционеру.


107.
Назовите номер телефона пожарной команды, милиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы.
01, 02, 03, 04


108.
Ты отдыхаешь на берегу реки. Почему взрослые не разрешают тебе купаться, указывая на странный цвет воды?
Вода загрязнена.


109.
Как определить место купания на водоеме?


По указательному знаку.


110.
Плоды каких растений можно пробовать?
Только хорошо знакомых.


111.
У кого надо спросить, можно ли попробовать плоды растения?
У взрослых.


112.
Ты находишь неизвестное тебе лекарство. Твои действия?
Убрать на место, отдать взрослым.


113.
Тебе предлагают попробовать спиртной напиток, неизвестное тебе лекарство, сигарету. Твои действия?
Вежливо отказать.


114.
Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?
Вежливо отказать.


115.
Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый опасный человек. Куда ты можешь побежать?
Домой, в дом друга, в школу.


116.
Незнакомый человек предлагает тебе сесть в машину и проехать с ним. Твои действия?
Вежливо отказать.


117.
Ты спускаешься в лифте один. Лифт останавливается между этажами. Твои действия?
Нажать на кнопку «Вызов диспетчера» и объяснить ему причину вызова.


118.
Ты скучаешь в лифте один. Внезапно отключается свет и лифт останавливается. Кнопка вызова диспетчера не работает. Твои действия?
Позвать на помощь.


119.
Ты смотришь телевизор. Вдруг он начинает дымить и ты понимаешь, что он горит. Твои действия?

Отклонить электричество, накинуть на телевизор одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, позвать на помощь родителей, если их нет дома – обратиться к соседям


120.
Почему горящий электроприбор нельзя тушить водой?
Произойдет замыкание.


121.
Как можно потушить горящий электроприбор?
Отключить электроэнергию, накинуть на него одело, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.


122.
Ты увидел, что заискрились электрические провода. Твои действия?
Отключить электроэнергию.


123.
Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?
Дым содержит ядовитые вещества.


124.
Взрослые забыли включить сковороду на плите, то, что было в ней, загорелось. Как быстро потушить огонь?
Выключить газ, потом закрыть сковороду крышкой.


125.
Почему вовремя пожара, на ранней стадии задымления, в помещении нужно ползти под дымом?
Чтобы не дышать ядовитые веществами, содержащимися в дыму.


126.
За дверью комнаты пожар. Путь эвакуации отрезан. Как ограничить прохождение дыма в комнату?
Заложить под дверью щель.


127
Почему во время пожара , при эвакуации из помещения следует трогать дверь тыльной стороной ладони ?
За дверью может быть огонь; тыльная сторона более чувствительна.


128
В помещении пожар. Путь эвакуации отрезан.Телефон не работает. Комната задымляется. Как открыть окно и как спастись, если это помещение на 2- м этаже?
Матрасы, подушки, одеяла выбрасываются под окно, если второй этаж не очень высок, можно выпрыгнуть из окна; чтобы открыть окно, надо сделать вдох, сидя на корточках, задержать дыхание, встав на ноги в дыму, открыть окно.


129
Если на вас загорелась одежда, ваши действия?
Упасть на пол или на землю и кататься.


130
В квартире пожар. Вы выбираетесь на четвереньках (почему?) Нужно ли закрывать за собой двери? Почему?
На четвереньках, чтобы не задохнуться от дыма. Двери закрывать нужно, так как дополнительный доступ кислорода и сквозняк усилят горение.


131
Чем помочь человеку ,на котором загорелась одежда?
Накрыть его одеялом или чем - либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать


132
Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?
Нельзя, потому что течением вас может отнести далеко от берега, матрас в любой момент может спуститься.


133
Вы хорошо умеете держаться на воде .Заплыли подальше от берега, где никто вам не мешает. Вдруг свело ногу, плыть дальше не можете. Ваши действия?
Погрузиться с головой в воду и,
распрямляя ногу, сильно потянуть рукой на себя ступню за большой палец.


134
Вы стоите на берегу и вдруг видите, что тонет взрослый человек и просит о помощи. Ваши действия?
Позвать взрослых


135
Какие спасательные средства можно бросить утопающему?
Спасательный круг, палку, доску, все, что увеличит его плавучесть и что вы состоянии добросить до него.


136
Вы плыли в лодке. Она перевернулась. Что поможет вам судить о глубине в данном месте?
Водоросли; если они видны на поверхности, глубина небольшая.


137
Почему, выбираясь из полыньи, нельзя делать резких движений?
Лед по краям полыньи будет ломаться


138
Почему, выбравшись из полыньи, можно только ползти и нельзя идти или бежать?
Рядом с полыньей лед непрочный.


139
Какие средства можно использовать для спасения тонущего в полынье человека?
Ремни, шарфы, доски, санки, лыжи.


140
Как безопаснее переходить зимой реку или озеро: на лыжах или пешим?
На лыжах.


141
Надо ли отстегивать крепления на лыжах при переправе по льду?
Да.


142
На каком расстоянии допустимо подбираться к полынье для спасения тонущего?
Не менее 3 -х метров.


143
В каких местах лед на реках и озерах бывает менее прочным?
Около стока вод, вблизи кустов, камыша, где водоросли вмерзли в лед, на площадках, покрытых толстым слоем снега, где бьют ключи или быстрое течение, где впадает в реку ручей, в местах соединения с сушей.


144
Как правильно держать лыжные палки при переправе на лыжах по льду?
Их надо держать в руках, не накидывая петли на кисти.


145
Вы зашли к другу и нашли его лежащим в комнате без сознания, Ваши действия?
Позвать на помощь родителей, соседей, вызвать скорую помощь. Проверить ,есть ли еще опасность для себя и пострадавшего; по возможности сделать ситуацию в целом безопасной для жизни.


146
Как проверить дыхание у человека, находящегося без сознания?
Осмотреть грудную клетку, поднимается ли она и опускается, как обычно, послушать звуки дыхания. Поднести к лицу зеркало, если оно есть, если нет, попробовать почувствовать на своем лице дыхание пострадавшего.


147
Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?
По пульсу на сонной артерии.


148
Какие дезинфирующие средства вы знаете?



149
Чем обрабатывают порезы и синяки?
Теплой водой и мылом; для синяков можно использовать лед или холодную воду.


150
Можно ли использовать лед или салфетку, смоченную холодной водой, при носовом кровотечении? Почему?
Да. Кратковременное воздействие холода приводит к спазму сосудов и остановке кровотечения.


151
Какой прием остановки носового кровотечения вы знаете?
Нужно сжать мягкую часть носа чуть выше ноздрей.


152
Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?
Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка.


153
Если в ухо залетело насекомое, как можно от него освободиться?
Накапать в ухо воды.












154
При укусе насекомых жало извлекается пинцетом или его можно выдавить?
Пинцетом.


155
Можно ли давать пить при ожогах ротовой полсти и горла?
Нет.


156
Как правильно промывать глаз при попадании инородного тела: от внутреннего к наружному углу или наоборот?
От наружного к внутреннему, повернув голову в ту же сторону.


157
Какое средство в первую очередь нужно использовать при ожогах?
Холодную воду.


158
Какой жидкостью можно заменить воду при получении ожога?
Лимонадом, молоком, мочой.


159
Почему не рекомендуется пить шипучие напитки из жестяных банок, которые простояли некоторое время открытыми.
Потому что осы имеют привычку ползать под крышкой банки и могут залететь в рот.


160
Как должны двигаться пешеходы относительно автотранспортов, идущих навстречу?

Пешеходы должны двигаться навстречу идущему транспорту, а если есть тротуары и пешеходные дорожки, то двигаться стоит строго по этим путям.


161
По проезжей части двигается колонна, состоящая из 20 человек. Как должны двигаться пешеходы в такой ситуации?
2.Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в тёмное время суток и в условиях плохой видимости с фонарями спереди - белыми, сзади-красными.



162
Могут ли пешеходы пересекать дорогу в неположенном месте? В каких местах должны пересекать пешеходы дорогу?
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам подземным, надземным, при их отсутствии на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.



163
Чем должны руководствоваться пешеходы на перекрёстках?
На проезжую часть пешеходы могут выйти в том случае, если транспорт находится на расстоянии, достаточном для перехода граждан.



164
В каком случае пешеходы могут пересечь дорогу в нерегулируемом месте?
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны останавливаться или задерживаться. Пешеходы, не успевшие перейти дорогу, могут остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.


165
. Что должны делать пешеходы, наполовину пересёкшие дорогу?
7.Если приближается транспорт с синим маячком или специальным звуковым сигналом, пешеходы должны пропустить транспорт и продолжить движение.
8. Ожидать такси или автобус следует только на приподнятых над проезжей частью площадках, а при их отсутствии на обочине.




Организация и проведения педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика даёт мне возможность определить продвижение детей в освоении ОБЖ, ориентирует на анализ характера овладения содержания предложенного материала, как отдельными детьми, так и группой в целом; помогает наметить новые формы работы на основе результатов педагогической диагностики т.к. разработанных методик диагностики нет.
Диагностика составлена мною на основе необходимых знаний по ОБЖ.
Диагностика не занимает у меня дополнительного времени на её проведение, не перегружает ребёнка, отличаются простотой, доступностью, полезностью. Диагностирование проводится при помощи методов наблюдения, тестирования: тестов – игр, тренингов, ролевых игр. Кратких дискуссий, методов наблюдения, тестирования:



1/Диагностика формирования ключевой компетенции по правовой и криминальной безопасности.
1( Ролевая игра – беседа с подозрениями и провокацией.
2)Игровое моделирование приглашения к азартной игре к незнакомым человеком.
3) Игровое моделирование действий при появлении человека за спиной.
4) Тренинг; свистеть, подавать сигналы подручными средствами.
5) Обсуждение мер предосторожности в разных ситуациях.
6) Отработка тактических способов и приемов ухода. Убегания, сопротивления, отталкивания.
II /Диагностика формирования ключевой компетенций по
продовольственной программе.
Тренинг «Когда я ем, я глух и нем»
Сортировка и анализ продуктов во время походов, в кассе на чаепитии.
3) Мытьё и обработка пищи.
Составление меню с учётом имеющихся полезных продуктов.

III/ Диагностика формирования ключевой компетенций по психологической безопасности и безопасному общению.
1) Тренинг4 добиваться идеальной опрятности в одежде и общении.
2) Групповые учебные разборы своих и чужих промахов
3) Тренинг; сбрасывание горестной и негативной информации на бумагу, в ямку, и.т.д.
4) Медитации, выбор доступных форм отдыха и отвлечения.

IV/Диагностика формирования ключевой компетенций безопасности на дорогах и транспорте.
Экскурсия (с обеспечением мер безопасности) вдоль улицы или дороги с пояснениями воспитателя
Подвижные игры.


V/Диагностика формирования ключевой компетенций по пожарной безопасности
Тренировка задержки дыхания
Отработки приёмов эвакуации
Обсуждение и отработке необходимых действий.


VI/Диагностика формирования ключевой компетенций по социально – бытовой и экономической безопасности
Тренинг; превращение рутинных занятий в удовольствие
Игровое моделирование бытовых конфликтов на примере: Мальвина – Буратино папа Карло – Буратино Базилио – Буратино
Игровое моделирование и обсуждение ситуации с печальными последствиями, когда дети не сообщили о проблеме, пытались справиться сами.
Критический разбор рекламных обещаний медицинского имущественного характера.

VIIДиагностика формирования ключевой компетенций по выявлению и прогнозированию опасностей и их последствий
Выявления и анализ признаков в поведении человека, на рисунках, в аудитории, на улице, в парке, в видеофильмах и.т.д.
Ролевая игра на примере сказки «Колобок» ,что нельзя верить льстивым словам лисы, нельзя быть доверчивым к незнакомым.
Дискуссия в ролях: «И зачем я маму не послушался»
Двухминутные сценки из приключений Буратино, который верил мошенникам и не слушал тех, кто о его безопасности, с обсуждением его поведения.
Тренинг: административное задержание, штраф, лишение прав льготы, вызов родителей,и.т.д.
Игровой словесный конфликт с его остановкой и извинениями после начала обмена обидными словами.

VIII/Диагностика формирования ключевой компетенций по сохранению здоровья

Тренинги. Наблюдения, практическая работа, исследовательские работы (опыты)

Критерии оценки результатов:

O – низкий уровень

O – средний уровень

O – высокий уровень

Литература
1 Педагогика здоровья под редакцией В.Н.Касаткина, М.Линка –пресс, 2003г.
2. М.С.Выготский Педагогическая психология/ под редакцией В.В. Давыдова, М. Педагогика 2002г.
3.Б.П. Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры М. Педагогика 2002г.
4.Л.А. Венгер, Развитие познавательного воспитания М. Просвещение, 1999г.
5. ОБЖ – научно – практический журнал №7 /2005г./
№5 /2006г./
№2 /2007г./
6. И.С. Якиманская
Возрастные и индивидуальные особенности развития образов мышления М. 1998г.

Планирование 3-4 класс
Мини-уроки
Список литературы





15