Конспект урока — модуля Смежные и вертикальные углы и их свойства

Тема: Смежные и вертикальные углы и их свойства.

Цели:
- продолжить формирование навыков применения основных приёмов и методов рассуждения при решении задач; умения выявлять закономерности, обобщать и проводить рассуждения по аналогии;
- способствовать развитию коммукативных умений учебной мотивации, внимания к правилам и нормам поведения в разных ситуациях; развитие логического мышления и навыков построения рисунков, исходя из условия задачи;
- воспитывать активно – познавательный интерес к изучаемому предмету, теме; внимательность и аккуратность при построении рисунков и оформления задач; потребность в грамотной математической речи.

Тип: урок использования знаний, умений и навыков.

Оборудование:
девизы к разным видам деятельности;
плакаты

Мой ответ:
- краткий
- последовательный
- полный
- грамотный




Я:
- внимательный
- аккуратный
- толлерантный
- активный





плакат: "Определи своё настроение";
кроссворды, ребусы, геометрическое лото, листы контроля (самоконтроля);
памятка по решению задач;
карточки с задачами по готовым чертежам;
карточки с тестовыми заданиями;

Ход урока.
1-я 30 минутка.
I. Мотивация урока
Учитель. Ребята! А вы знаете, что ещё в Древней Греции всех ораторов учили геометрии (оратор – это тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи). На дверях Платоновской академии в Афинах было написано:
"Да не войдёт сюда ни один из тех,
кто не овладел геометрией!"
Постановка проблемы. Объясните, пожалуйста, какая может быть связь между ораторским искусством и геометрией?
1 уч. Геометрия учит нас доказывать. А речь человека убедительна только тогда, когда он доказывает свои выводы.
2 уч. На уроках по геометрии можно познать тайну доказательства, сделать открытие, почувствовать радость победы.
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по великой, необъятной стране Геометрия. И мне интересно узнать, какую тему мы изучаем и чего, вы, ждёте от сегодняшней встречи?
Определение учащимися темы и целей урока.
Учащиеся: " Мы изучили "
" Нужно ещё изучить и разобрать "
" Откорректировать знания и умения по "
" Проверить знания, умения и навыки "
" Узнать интересное "
" Быть на уроке "
Учитель. Чтобы продолжить урок мне прежде хотелось бы узнать какое у вас настроение. Я попрошу вас. На полях рабочей тетради простым карандашом нарисовать солнышко.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415-
- если у вас хорошее настроение




- среднее

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 - -плохое


Учитель. Я увидела, что у всех есть карандаши и линейки, и мы можем приступать к дальнейшей работе.

II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Консультанты (3 человека) до начала урока проверяют выполнение домашнего задания учащимися своего ряда и в письменном виде подают учителю.
На доске трое учащихся выполняют задачи из домашнего задания: №1 и №2 – обязательные задачи, №3 – дополнительная.
четвёртый ученик решает задачу по карточке на повторение изученного материала.
Учитель. Древнегреческий философ Гераклит, который высказывал идею о том, что всё в этом мире меняется и "в одну реку нельзя войти дважды", говорил:
"Те, кто, слушая, не понимают,
уподобляются глухим,
о них свидетельствует изречение:
" Присутствуя, они отсутствуют"

4) Актуализация мыслительной деятельности.
- Мне хочется, чтобы каждый вас понимал, о чём идёт речь на уроке.
- А, что для этого нужно знать?
1 уч. Теорию (определения, аксиомы, теоремы, свойства ).
Повторяем и закрепляем теорию.
Ребятам предлагаются дифференцированные задания с учетом их индивидуальных особенностей и уровня обученности. Работа проходит в группах, парах, индивидуально.(10 минут)
- 14 уч. – работают в парах по базовым листам контроля (самоконтроля) с последующим применением приёма "Райтинг";
- 4 - 6 уч. – разгадывают кроссворд;
- 4 уч. – составляют кроссворд;
- 4 – 6 уч. – собирают геометрическое лото.
5) Проверка домашнего задания (самокоррекция; взаимопомощь). (5-7 минут)
Учащиеся сверяют с доской правильность решения домашних задач. Учитель обращает внимание на правильность выполнения рисунка и оформление задачи
( четкость, краткость, последовательность, полнота)
Подводится итог.
Ребята с учителем выделяют, что они знают хорошо, а на что ещё надо обратить внимание и устранить во время работы на уроке.

2-я 30 минутка.
II. Решение задач:
Ребятам предлагается решить задачи по готовым чертежам (6 задач с нарастающим уровнем сложности) по теме "Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла" (13-15 минут). Решение записывают на предложенной карточке.
Проверка решения задач по готовым чертежам с коррекцией знаний и умений. (5-7 минут)
Продолжить формировать умения и навыки решения задач на доказательство "от противного".
Постановка проблемы.
Как – то раз мама и Петина сестре Катя ушли в гости, а сам он, чтобы не скучать, достал с верхней полки томик увлекательных историй о Шерлоке Холмсе. Доставая книгу, Петя нечаянно смахнул вазочку, которая разбилась в дребезги. Хорошее настроение было несколько омрачено, но, решив не расстраиваться заранее, он смел, черепки и уютно устроился с книгой на диване. Рядом примостился верный пёс Дружок.
Едва раскрыв книгу, Петя забыл обо всём на свете и с головой погрузился в мир загадочных преступлений, которые так ловко распутывал Шерлок Холмс с помощью своего дедуктивного метода. К действительности его вернул возмущённый голос Кати.
Катя: Мама, смотри, Петька вазочку разбил, которую я тебе подарила.
Петя: А ты видела? Докажи, что это сделал я!
Учитель. Ребята, помогите Кате в своих рассуждениях.
Дома были только Петя и Дружок.
Допустим, что Петя не разбивал вазочку, тогда значит, её разбил Дружок.
Дружок не смог бы добраться до верхней полки, Дружок всё –таки собака, а не кошка.
Значит, вазочку разбил Петя, больше некому.
Учитель. Какой метод вы использовали в своих рассуждениях?
1 уч. Доказательство "от противного".
Учитель. Считается, что первыми стали применять доказательство древние греки (VI век до нашей эры). Фалес из Милета первым начал "игру" в "Докажи", которая продолжается два с половиной тысячелетия и конца которой не видно. Например, египтяне, передовая знания ученику, говорили: "Делай, как делается". А Фалес поставил вопрос "Почему это так?" и стал не только наблюдать различные свойства геометрических фигур, но и выводить одни свойства из других.
Ровно через год, в это же время, вы познакомитесь с одной из теорем Фалеса.

3-я 30 минутка.
Закрепление изученного материала.
Решение задачи на доказательство от противного.
Докажите, что если (ав) = 100о, (вс) = 120о, то луч с не проходит между сторонами (ав).
Доказательство " от противного ".
Предположим, что луч с проходит между сторонами (ав)
Тогда по свойству измерения углов (ас) + (св) = (ав), то есть (св) < (ав)
Это противоречит условию задачи: (вс) > (ав).
Значит, луч с не проходит между сторонами (ав).

Подведение итога.

- При решении задач данного типа, чем мы можем воспользоваться?
- Составленной ранее карточкой-алгоритмом для решения задачи на доказательство "от противного".

IV. Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
На партах лежат памятки по решению задач.
Учащимся предлагается решить тестовые задания по изученной теме(4 варианта).
(15 минут)

V. Задание домашнего задания.
Задание даётся дифференцированно, по группам. 2 № 21, 24 – I группа, № 25 – II группа.
V. Подведение итога урока. Выставление оценок.
Беседа-диалог.
Учитель. Достигли ли мы поставленных целей? Что было на уроке? Чему мы научились? Что интересного мы узнали?
Ответы учащихся:
- повторили, откорректировали, проверили, применили нетрадиционные приёмы закрепления теории (геометрическое лото, кроссворды, карты контроля (самоконтроля));
- формировали умения и навыки решения задач, применяя изученные знания, приёмы и методы;
- была связь нового материала с ранее изученным;
- исторические сведения;
- написали самостоятельную работу, чтобы проверить научились ли мы решать задачи.
За работу на уроке учитель выставляет оценки (с комментарием) учащимся, благодарит их за работу.
Учитель.
- А сейчас я попрошу вас оценить сегодняшний урок. На полях тетради нарисуйте, пожалуйста, "солнышко", которое соответствует вашему настоящему настроению.
- Мне приятно, что радостных, улыбающихся "солнышек" стало больше. От них даже в классе стало светлее.
- Наш урок подходит к концу, и я благодарю всех за сотрудничество, понимание, доброжелательное отношение друг к другу, стремление познать великую и интересную страну Геометрия.
Успехов вам и до встречи на следующем уроке.





















Торезский УВК " Общеобразовательная школа I-II ступеней №1 - лицей "Спектр"
















Разработка
внеклассного мероприятия по математике

Заседание клуба юных математиков
в интеллектуальном кафе-казино




учителя математики
I категории
Руденко Е.Г.





















Торез