Технологическая карта урока математики, 5 класс УМК Е.А.Бунимович, Г.В Дорофеев, С.Б.Суворов и др «Математика


Технологическая карта урока математики, 5 класс
Учебный предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока Цель урока Формы работы Ресурсы урока
Математика
(ФГОС) 5 СФЕРЫ
Е.А.Бунимович, Г.В Дорофеев, С.Б.Суворов и др «Математика Сравнение дробей с разными знаменателями Открытие нового знания Создание условий для организации деятельности учащихся по расширению области их знаний о способах сравнения обыкновенных дробей. Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная • Учебник Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. 5 класс М: Издательство «Просвещение». Серия «Сферы» 2014 г.
• Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажѐр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др., «Просвещение» 2011 г.
• Презентация
• Карточки-задания
• Компьютер
• Проектор
• Интерактивная доска
Предметные
умения УУД
Задачи урока
(Планируемый результат) Ученик научится сравнивать обыкновенные дроби с разными знаменателями различными способами: сравнение дробей с равными числителями, с половиной (больше половины, меньше половины), приведением дробей к общему знаменателю (или числителю)
получит возможность
– выдвигать гипотезы,
– обосновывать свою точку зрения на основе анализа предложенной ситуации и сопоставления полученных фактов,
– формировать и формулировать правила сравнения
обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Личностные: самоопределение, способность к самооценке своих действий. Смыслообразование.
Регулятивные: умение
– самостоятельно определить цели и задачи своего обучения на уроке,
– аргументировать свою точку зрения,
– проводить самопроверку и взаимопроверку по готовому образцу.
– оценивать вместе с учителем результаты своих действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и построение логической цепочки высказываний. Умение
– видеть проблему и определять для себя задачи по устранению
проблемы;
– исследовать предложенную ситуацию
– делать правильный вывод на основе полученных результатов.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, оценивать адекватно мысли одноклассников и учителя, оценивать качество своей и общей учебной деятельности.
№ п/п Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
УУД
1. Мотивация к деятельности
Задача этапа: включение учащихся в деятельность. 2 Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует учеников.
Включение в деловой ритм.
_Новый урок – это новое открытие. Что, по вашему мнению, нужно уметь, чтобы совершить это открытие?
- Давайте проверим, готовы ли мы совершать открытия. Высказывают свое мнение.
Включаются в деловой ритм. Личностные результаты
Положительное отношение к учению(Л)
Метапредметные результаты
Учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация и пробное учебное действие
Задача этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа
действий.
5 Совершим мягкую посадку. Вы помните - садится тот, кто отвечает правильно на вопрос.
Задания на интерактивной доске, чередуются слады презентации
Отвечают на вопросы и садятся на место. Если ответа не знают те, кто стоит – поднимают руку и отвечают дополнительно. Метапредметные результаты
умение быстро ориентироваться в знакомой ситуации, грамотно выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Систематизация умений сравнивать дроби с равными знаменателями, сокращать дроби и приводить их к новому знаменателю (П – логически )
3 Выявление места и причины затруднения
Задача этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещѐ не знаем). 3 Создает проблемную ситуацию
Расположите в порядке убывания
Высказывают свое мнение:
- чтобы расположить в нужном порядке, нужно сравнить дроби;
- умеем сравнивать только дроби с равными знаменателями, а здесь у всех дробей разные знаменатели
Фиксируют и формулируют проблему урока. Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Формулирование проблемы (П – лог.)
4 Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения
Задача этапа: постановка целей учебной деятельности 2 Итак, чем же, по вашему мнению, нам предстоит сегодня заняться?
Чему вы хотите научиться, что узнать?
Тема урока «Сравнение дробей с разными знаменателями» высвечивается на интерактивной доске.
Определяют учебную задачу.
(знаю - … не знаю -…
хочу узнать - …) Ставят цели, определяют тему урока.
Высказывают свое мнение
- Научиться сравнивать дроби с разными знаменателями;
- вывести (узнать, изучить) правила сравнения дробей с разными знаменателями Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
5 Реализация построенного проекта
Задача этапа: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование 5 Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:
1. Организует поисковую работу учащихся (работа в группах: 5 групп). Следит за работой в группах
Работают в группах, в ходе исследования делают выводы, формулируют правила сравнения.
Составляют алгоритм действий при том или ином способе сравнения:
- сравнения правильной и неправильной дробей друг с другом и с 1,
- сравнение дробей больших половины и меньших половины друг с другом и с половиной;
- сравнение дробей с равными числителями;
- сравнение дробей приведением к общему знаменателю Метапредметные результаты
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование
6 Первичное закрепление
Задача этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. 3 Организовывает фиксацию нового способа действия в речи.
Обращает особое внимание на правильную запись сравнения дробей в случае приведения их к общему знаменателю
Физкультминутка
- Итак, какие существуют способы сравнения
дробей?
- Давайте обратимся к учебнику, может быть, мы в чѐм-то ошиблись.
- Скажите, пожалуйста, в случае приведения дробей к общему знаменателю, обязательно приводить к наименьшему общему знаменателю?
Предложить ещѐ раз проговорить все правила (На доске – правила)
- Можете ли вы предложить ещѐ способ сравнения дробей с разными знаменателями?
Если не предложат этот способ - направить к нему, записать на доске
Предлагает выполнить задания из учебника: стр149 №519, 521, 525 (устно) ( номера записаны на доске)
Письменно № 512(а,б(3и4)) После работы в группе учащиеся представляют свои рассуждения у интерактивной доски (возможно использование визуализатора), обосновывая свою точку зрения.
Выслушивают мнение одноклассников.
Работают с планом разбора в приложении.
Учащиеся называют полученные способы
Учебник стр. 144-146. Убеждаются, что в учебнике только правила для сравнения дробей с равными числителями, равными знаменателями и разными знаменателями способом приведения к общему знаменателю. Они в ходе исследования нашли большее количество способов
Отвечают, что знаменатель может быть любым.
Учащиеся в полголоса проговаривают правила хором.
Возможно, кто-нибудь из учащихся покажет, что дроби можно приводить и к одинаковым числителям.
Учащиеся по очереди отвечают, обосновывая свой ответ, остальные сигналами показывают, согласны с ответом или нет.
Учащиеся по одному заданию выполняют на доске, остальные прописывают в тетрадях. Результат работы на доске проверяют учащиеся
на местах, если не согласны, то исправляют и комментируют.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задача этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 5 Организует деятельность по применению новых знаний.
- На ваших столах лежат листочки с жѐлтой наклейкой. Возьмите их, подпишите и выполните предложенные задания прямо на этих карточках. На работу вам отводится 3 минуты
Предлагает учащимся обменяться работами и проверить качество выполнения, сравнив с эталоном (на интерактивной доске) Учащиеся выполняют задания самостоятельной работы.
Осуществляют взаимопроверку и самопроверку.
Учащиеся, обменявшись работами, подчѐркивают неправильные решения и выставляют отметку. (Критерии оценивания на доске: Верно 5 заданий – «5»
Верно 4 задания – «4»
Верно 3 задания – «3
Затем карточки возвращаются учащимся и они перепроверяя сою работу, исправляют ошибки(если такие есть). Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
8 Рефлексия деятельности
Задача этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса
Организует рефлексию, самооценку результатов уч-ся.
Поднимите руки, кто получил за с/р «5», «4», «3».
- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, удалось ли вам успешно выполнить свои задачи.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
9 Информация о домашнем задании
Задача этапа:
Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания 1 Домашнее задание: стр. 144-147 (читать), выучить правила, рубрика «Вопросы и задания»,
Стр148-149 №512(в), 513(ж, з, и), №520, 524;
По желанию: Найдите (желательно двумя способами) три таких значения х, которые входят в указанный промежуток
; ; ; 76 72   x 54 51   x 32 31   x 1 52   x
Карточки с дополнительным заданием учащиеся по желанию берут на столе учителя по окончанию урока. Записывают задание в дневник, отслеживают комментарии учителя по учебнику