Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в учреждении дополнительного образования детей


Лукьянова Галина Витальевна
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Структурное подразделение Центр дополнительного образования для детей и взрослых государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М. Р. Попова ж.д.ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
(СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей « малой родине» патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Считаю, что в основе работы педагога дополнительного образования должны быть заложены принципы гражданско-патриотического воспитания. В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, учителей, педагогов дополнительного образования как основу гражданского воспитания школьников [2].
Это является объяснением того, что организацию работы в своих детских объединениях «Основы исследовательской деятельности» стараюсь направить на возможность проявить самостоятельность и организаторские способности ребятам с разным уровнем подготовки. Воспитанник должен обладать нравственным, познавательным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом. Это должна быть личность, социализированная в обществе. Считаю, что главным элементом социальной активности обучающихся является патриотическое воспитание, так как человек воспитанный на любви к своему Отечеству, не может быть равнодушен к тому, что происходит в обществе, будет стремиться к его усовершенствованию, изменению в лучшую сторону.
Вот уже несколько лет в своей работе использую дополнительную общеобразовательную программу «Основы исследовательской деятельности школьников». Цель этой программы формирование у учащихся представлений о гражданственности, патриотизме, о приоритетах и целях развития страны, воспитание лучших черт и качеств национального характера. При этом используются такие формы воспитания как:
1.Беседы по патриотической тематике («Символы России», «Память, сохраняя на века», «Связь поколений – связь времен», «Во имя победы о подвиге Героя Советского Союза Кузнецове Г.И.», «Мы помним всех по именам», « День Победы» и другие)
2.Участие в акциях « Старость надо уважать», «Весенняя неделя добра».
3. Работа в краеведческом музее [3].
4. Проведение открытых мероприятий, например устный журнал « Это нужно не мертвым, это нужно живым», «И помнит мир спасенный», «Памяти жертв политических репрессий», «70 – летию Великой Победы» - с использованием компьютерных презентаций.
5. Привлечение родителей к проведению коллективно- творческих дел.
Проблемы патриотического воспитания больше всего, наверное, связаны с разрешением противоречий, возникающими между пропагандой « западных ценностей» и необходимым возрождением авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. На своих занятиях постоянно обращаюсь к истории родного края, стараюсь сделать занятия более эмоциональными, которые способствовали бы пробуждению у учащихся чувства сопереживания, гордости за свою Отчизну.
Современные информационные технологии позволяют сделать занятия более зрелищными и привлекательными. Так на занятиях: - использую материалы электронных библиотек (текстов, фотографий, видеосюжетов), - использую Интернет-ресурсы . Наиболее эффективны занятия с использованием метода проектов.
Девятый год в рамках районной «Малой академии наук юных исследователей» проходят научно – творческие конференции учащихся ОУ м.р. Шенталинский «Первые шаги в науку». Темы выступлений обучающихся ориентируют молодежь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, на возможность выразить отношение к обществу и самому себе.
Ежегодно исследовательские работы по краеведению выполняют до 43 % обучающихся. При этом темы работ самые разнообразные («Они защищали Сталинград», «Город – герой Волгоград», «Моя родословная», «Женщины Шенталинского района Самарской области - участницы Великой Отечественной войны», «Молодежь и ценности современного общества», «М.И. Чувашов - выдающийся собиратель фольклора», «Древняя вера моих предков», «Их подвиг достоин восхищения», «Здоровая семья – здоровое общество», «Правовые вопросы воспитания», «21 век – век межнациональных войн!?», «Герои Советского Союза Шенталинского района», «Они живы – свидетели тех грозных лет» и другие). Дети представляли свои работы на областном, всероссийском, международном уровнях.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы как участие в реализации проекта «Гражданин» [1].
С 2010 года Центр дополнительного образования для детей и взрослых активно принимает участие в конкурсе проектов « Гражданин», который, по моему мнению, является отличной школой гражданско-патриотического воспитания учащихся[6]. Проект « Гражданин» является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества. За период с 2010 года по 2015 год в работе над проектами приняли участие более 127 учащихся, которые проявили свои гражданские качества в решении и реализации проблем различного уровня. Учащимися собран материал и выпущены брошюры по темам «История Центра пишется сегодня», «Они домой Победу принесли». Книга «Они домой Победу принесли» дала возможность вспомнить о тех, чей скромный подвиг, может быть, живет сейчас только в памяти близких людей, в семейных хрониках, в строках писем с фронта, в стихах. Эта книга стала живым памятником ветеранам и тем, кто не дожил до 70 –летия Победы [4,5].
Важно, что молодое поколение не забывает этот великий подвиг и чтит старшее поколение, которое завоевало Великую Победу в той беспримерной по ожесточенности войне за наше право жить и мирно трудиться. Книга «Они домой Победу принесли» наша благодарная память о защитниках нашего Отечества в Великой Отечественной войне.
Именно благодаря вовлечению обучающихся в подобного рода мероприятия, мы прививаем им любовь и уважение к своему селу, родному краю, своему Отечеству.
Библиографический список
Бухарева Н.Ю. История и обществознание. Технологии гражданского образования
Вырщиков Л., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7
Воспоминания родственников, очевидцев, архив Музея школы №1
Григорьева А. «Мы домой победу принесли»,- Москва: 1998.
Книга Памяти: В 19 томах. Т.17 – Самара: 1994. – 384 с.
Пахомов В.П. Молодежь обустраивает Россию. Материалы первой Всероссийской акции «Я – гражданин России». Москва - Самара: Издательство «НТЦ», 2002.- 120с.