Рабочая программа по химии 9 класс 68 часов (2 часа в неделю), 10 класс 35 часов (1 час в неделю) , 11 класс 34 часа (1 час в неделю)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЕРЕЗОВКА»
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета от __ августа 20__ года
протокол № 1
Председатель ________________
подпись руководителя ОУ
Кирилюк М.А. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Пиденко Н.Д ______
подпись
______________ 20__ года СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического объединения учителей естественного цикла
от ___________ 20__ года
____________________
подпись руководителя МО
Герда Г.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ________________ _химии
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения (класс) ___________9-11 класс_______________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 8 класс 70 часов (2 часа в неделю), 9 класс 68 часов (2 часа в неделю), 10 класс 35 часов (1 час в неделю) , 11 класс 34 часа (1 час в неделю) (всего и в неделю)
Учитель ____Пиденко Наталия Дмитриевна_____________________
Программа разработана на основе
Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010г
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебник О.С. Габриелян. Химия 8 класс – 2011г, химия 9 класс 2011г, химия 10 класс – 2013г, химия 11 класс – 2013г. Издательство Дрофа.
(указать название учебника, автора, год издания, издательство)
2016-2017 учебный год
11 КЛАСС
Учебно-тематическое планирование по химии
Класс 11
Учитель Пиденко Н.Д.
Количество часов: всего 34; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ – 2, практических работ – 2.
Административных контрольных уроков ______ч.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010г.
Учебник О.С. Габриелян. Химия 11 класс – 2013г. Издательство Дрофа.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 11 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.
Рабочая программа предусматривает:
контрольных работ-3,
практических работ- 2.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум.
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами. Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно–восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы. Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии в 11 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Календарно – тематическое планирование

п/п Наименование раздела и тем Часы учеб.вре-мениДата
план. Дата
факт. Хим.
экспери-ментОбору-дование Примечание
Подготовка
к ЕГЭ (код контролируемого умения)
Тема№1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа) Тема№1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева(3часа)
1 Основные сведения о строении атома.
Инструктаж по т/б. 1 ПСХЭ Д. И. Менделеева.
1.1.1
2 Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома. 1 Л.О.1
Констру-ирование периодической таблицы элементов с исполь-зованием карточек.
1.1.1
3 Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома. Входное тестирование (25 мин.). 1 1.2.1,
1.2.2,
1.2.3.
Тема№2. Строение вещества (14 часов) Тема№2. Строение вещества(14чсов)
4 Ионная химическая связь 1 Демонст.
моделей решетки
NaCl, Fe 1.3.1-1.3.3
5 Ковалентная химическая связь. 1 1.3.1-1.3.3
6 Металлическая химическая связь. 1 1.3.1-1.3.3
7 Водородная химическая связь. 1 ЛО.2
Определение типа кристал-лической решетки вещества и описание его свойств. 1.3.1-1.3.3
8 Полимеры. Пластмассы. 1 4.2.4
9 Полимеры.
Волокна. 1 Л.О.3. Ознакомление сколлекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4.2.4
10 Газообразное состояние вещества. 1 1.3.1-1.3.3
11 Жидкое состояние вещества. 1 Л.О.4,5
Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. Ознакомление с минеральными водами
Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. 1.3.1-1.3.3
12 Твердое состояние вещества. 1.3.1-1.3.3
13 Дисперсные системы. 1 Л.О. 6. Ознакомление с дисперсными системами Образцы различ-ных диспер-сных систем: эмуль-сий, суспен-зий, аэрозо-лей, гелей и золей. 1.3.1-1.3.3
14 Контрольная работа. 1 15 Состав вещества и смесей. 1 1.3.1-1.3.3 16 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. 1 1.3.3, С 4 17 Практическая работа №1 по теме: «Получение, собирание и распознание газов». Техника безопасности. 1 2 Набор посуды и принадлежностей для учении-ческого экспе-римента, нагрева-тельные приборы 4.2.2 Тема № 3. Химические реакции (8 часов) 18 Реакции, идущие без изменения состава веществ.
1 1.4.1
19 Реакции, идущие с изменение состава вещества. 1 Л.О.7, 8,10
CuSO4+
Fe
НCl+Zn1.4.1-1.4.2 20 Скорость химической реакции. 1 Л.О.9
Разлож. Н2О2 1.4.3 21 Обратимость химических реакций. 1 1.4.4 22 Роль воды в химической реакции. 1 23 Гидролиз органических и неорганических соединений. 1 Л.О. 11
гидролиз 1.4.7 24 Окислительно –восстановительные реакции. 1 Модель электро-лизной ванны для получ-ения алюми-ния1.4.8 25 Электролиз. 1 1.4.9 Тема №4. Вещества и их свойства (9 часов) В3. Электролиз расплавов и растворов. 26 Металлы. 1 Л.О.18,13Коллек-ции металлов. Взаимо-действие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с метал-лами. 2.1,2.2, 2.4 27 Неметаллы. 1 Л.О.18
Коллекции
Неметаллов 2.3,2.4 28 Кислоты неорганические и органические. 1 Л.О.12 Испытание растворов кислот, оснований и солей индик. 2.6
29 Основания неорганические и органические. 1 Л.О.14,16 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниям получение и свойства нераст.
основ. 2.5,3.4
30 Соли. 1 Л.О.15 Взаимо-действие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 2.7
31
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. 1 Л.О.16.18
Гидролиз хлоридов и ацетатов щелоч-ных металлов. Ознакомление с коллекциями орг.инеорган. соединений 2.8,3.9
32 Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. 1 Набор посуды и принад-лежнос-тей для ученического эксперимента 2.8,3.9 33 Итоговая контрольная работа. 1 34 Практическая работа №2 по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ». Техника безопасности. 1 2.8,3.9
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 223, [1] с.: ил.
2.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература
1.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
2.Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
3.Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии.
Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы
Печатные пособия
1.1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (11 кл.)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.
2.2. Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).
2.3. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор «Кислоты».
3.2. Набор «Гидроксиды».
3.3. Набор «Оксиды металлов».
3.4. Набор «Металлы».
3.5. Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы».
3.6. Набор «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».
3.7. Набор «Карбонаты».
3.8. Набор «Фосфаты. Силикаты».
3.9. Набор «Соединения марганца».
3.10. Набор «Соединения хрома».
3.11. Набор «Нитраты».
3.12. Набор «Индикаторы».
3.13. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Компьютер и мультимедийный проектор.
10 КЛАСС
Учебно-тематическое планирование по химии
Класс 10
Учитель Пиденко Н.Д.
Количество часов: всего 35; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ – 3, практических работ – 2.
Административных контрольных уроков ______ч.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010г.
Учебник О.С. Габриелян. Химия 10 класс – 2013г. Издательство Дрофа
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.
Программа выполняет две основные функции:
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Данная рабочая учебная программа реализуется при использовании в соответствии с образовательной программой учреждения учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна.
Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Изучение химии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- сформировать у учащихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;- сформировать у учащихся 10 класса на уровне понимания важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- обеспечить усвоение учащимися одной из основных теорий химии – теории строения органических соединений;
- обучить переносу знаний: ранее изученных основных законов химии (сохранения массы веществ, постоянства состава) в новую ситуацию: применительно к изучению органической химии;
Задачи учебного предмета:
При изучении курса химии на базовом уровне в 10 классе большое внимание уделяется теории строения органических соединений, а также сделан акцент на практическую значимость учебного материала.
Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 10 класс являются:
использовать международную номенклатуру названий веществ;
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.
«Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010», рассчитана на 34 учебных часа, согласно Учебному плану образовательного учреждения, учащиеся занимаются 1 час в неделю, 35 учебных недель год, поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения:
1.добавлен 1 час для проведения итогового контроля (за счет резервного времени),
2.сокращена на 1 час тема «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники», для проведения рубежного контроля,
Учебно-методический комплект
Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И..- 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.
Рабочая программа предусматривает:
контрольных работ-3,
практических работ- 2.

Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум.
Содержание тем учебного курса
Введение. Предмет органической химии.
Демонстрации
Коллекция органических веществ и изделий из них
Тема 1. Строение органических соединений. Теория строения органических соединений
Демонстрации
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
Алканы. Алкены. Алкадиены. Каучуки. Алкины. Ацетилен. Нефть. Арены. Бензол.
Демонстрации
Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия
Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельностьПолучение и свойства ацетилена
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде
Лабораторные опыты
Изготовление моделей молекул алкановИзготовление моделей молекул алкеновОзнакомление с образцами каучуков
Изготовление модели молекулы ацетилена
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе .Углеводы. Глюкоза. Спирты. Химические свойства спиртов. Фенол. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Демонстрации
Образцы углеводов
Окисление этанола в альдегид
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
Качественные реакции на фенол
Реакция «серебряного зеркала»
Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)
Коллекция эфирных масел
Лабораторные опыты
Свойства крахмала
Свойства глюкозы
Свойства глицерина
Свойства уксусной кислоты
Свойства жиров
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Генетическая связь между классами органических соединений
Демонстрации
Реакция анилина с бромной водой
Горение птичьего пера и шерстяной нити
Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислотаЛабораторные опыты
Свойства белков
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Тема № 5. Биологически активные органические соединения .
Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Демонстрации
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля
Коллекция СМС, содержащих энзимы
Коллекция витаминных препаратов
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)
Искусственные полимеры. Синтетические полимеры.
Лабораторные опыты
Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон
Практическая работа№2: ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно – тематическое планирование

п/п Наименование раздела и тем Часы учеб. вре-мениПлановые сроки прохождения Хим.
эксперимент Оборудование Примеча-ние, Под-говка к ЕГЭ (Кодконтроли-
руемогоумения)
Дата план. Дата факт. Введение (1час)
1 Предмет органической химии. Техника безопасности. 1 Тема 1. Строение органических соединений (2часа)
2
Валентность. Химическое строение. 1 3.1
3 Основные положения теории химического строения органических соединений. Входное тестирование
(25 мин.) 1 .
Модели молекул гомологов и изомеров органиче-ских соедине-ний3.1, 3.2, 3.3
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 часов)
4 Природный газ.
1 Л.О.1 Опреде-ление элемен-тарного состава органи-ческих соедине-ний. 5 Алканы.
1 Л.О. 2
Констр.
моделмолекул 3.4.
6 Алканы.
1 3.4
7 Алкены. Полиэтилен. 1 Д.О.
Получен.
С2Н4 3.4
8 Алкадиены и каучуки. 1 3.4
9 Алкины. 1 Л.О.3
Получ. и свойства ацителе-на3.4
10 Бензол. 1 Л.О.4
Обнар-ужение непред-ельных соедине-ний в жидких нефтепро-дуктах. 3.4
11 Нефть. 1 Л.О.5
коллекция
«нефть» Коллек-ция образцов нефти и нефтепро-дуктовТема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10часов)
12 Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. 1 13 Спирты. 1 Д.О.
Окислен. Спирта
Л.О.6,7
Свойства этилового спирта.
Свойства
глицер. 3.5
14 Каменный уголь. Фенол. 1 3.5
15 Альдегиды. 1 Демонсткач. реак. 3.6
16 Карбоновые кислоты. 1 Л.О. 8,9
Свойства формальдегида. Свойства уксусной кислоты. 3.6
17 Сложные эфиры и жиры.
1 Л.О. 10,11
Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Коллек-ция эфирных масел 3.6
18 Углеводы. 1 Л.О. 12
Свойства глюкозы. 3.8
19 Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. 1 . 3.8
20 Дисахариды и полисахариды.
1 Л.О. 13
Свойства крахмала 3.8
21 Контрольная работа. Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение
в живой природе (6 часов)
22 Амины. Анилин. 1 3.7
23 Аминокислоты. 1 3.7
24 Белки. 1 Л.О.14
изучение
свойств
белков 3.8
25 Генетическая связь между классами органических соединений. 1 3.9
26 Нуклеиновые кислоты. 1 Модель молекулы ДНК. 27 Практическая работа № 1 по теме «Идентификация органических соединений». Техника безопасности. 1 Тема № 5. Биологически активные органические соединения (4 часа)
28 Ферменты 1 29 Витамины 1 Иллюст-рации с фотогра-фиями животных с различ-ными формами авитам-инозов. Коллекция витамин-ных препаратов 30 Гормоны. 1 31 Лекарства. 1 Домашняя, лабора-торная и автомо-бильная аптечка.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения(4часа)
32 Искусственные полимеры. 1 коллекция пластмасс 4.2.4
33 Синтетические полимеры. 1 коллекция
полимеров 4.2.4
34 Итоговая контрольная работа 1 35 Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон. Техника безопасности. 1 Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И..- 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
«Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Дополнительная литература
1. Пособие по химии для поступающих в вузы/Г.П. Хомченко – 4-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство новая волна».
Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии.
Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы
1.Печатные пособия
1.1. Серия справочных таблиц по органической химии. 1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8-11 кл)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор для моделирования органических веществ.
2.3. Коллекции: «Волокна», «Пластмассы», «Каучук», «Нефть и продукты ее переработки», « Каменный уголь».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор «Углеводороды».
3.2. Набор «Кислородосодержащие органические соединения».
3.3. Набор «Кислоты органические»
3.4. Набор «Углеводы. Амины».
3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Компьютер и мультимедийный проектор.
9 КЛАСС
Учебно-тематическое планирование по химии
Класс 9
Учитель Пиденко Н.Д.
Количество часов: всего 68; в неделю 2 час.
Плановых контрольных работ – 4, практических работ – 5.
Административных контрольных уроков ______ч.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010г.
Учебник О.С. Габриелян. Химия 9 класс – 2011г. Издательство Дрофа
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Основной задачей курса «Химия» 9 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.
Программа выполняет две основные функции:
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определениеегоколичественныхикачественныххарактеристикнакаждомиз этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Изучение химии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач.
Задачи учебного предмета «Химия» 9 класс:
При изучении курса химии на базовом уровне в 9 классе большое внимание уделяется её связи с биологией, литературой, пользуясь необычным способом описания веществ или химических процессов. Впервые вводится понятие органической химии.
Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 9 класс являются:
- знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов).
- расширение представлений о свойствах важных в народнохозяйственном отношение веществ.
- углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Практические работы из практикумов перенесены в соответствующие темы курса.
Увеличено число часов за счет сокращения тем «Повторение» и «Обобщение знаний за курс основной школы» на изучение следующих тем: «Металлы» с 15 до 19 часов; «Неметаллы» с 23 до 27 часов; «Органические вещества» с 10 до 15 часов.
Учебно-методический комплект
Химия. 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Планирование учебного материала по химии рассчитано на 68 учебных часов (34 учебные недели).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум.
Содержание тем учебного курса
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1.Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
ТЕМА 2.Практикум № 1.
Свойства металлов и их соединений
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 3.Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
ТЕМА 4.Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.
ТЕМА 5.Органические соединения
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
ТЕМА 6.Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, кислотные и основные свойства, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;•основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
Строения органических соединений, теорию строения органических веществ;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
•важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щелочи ,аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Календарно – тематическое планирование

п/п Наименование раздела и тем Часы учеб. времени Плановые сроки прохождения Хим.
эксперимент,
расчет.
задачи Оборудование,
демонстрации
При-меч,
под.
к
ГИА
Дата
план. Дата
факт. Повторение ( 4 ч.)
1-2 Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Техника безопасности. 2 ПСХЭ Д.И. Менделеева 1.1
3 Характеристика хим. Элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. 1 1.1
4 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 1 ПСХЭ Д.И. Менделеева 1.2
Металлы (19 ч.)
5 Век медный, бронзовый, железный. 1 6 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. 1 Д.О. Образцы щелочн. и щелочно-земельн. металлов 1.1
7
Физические свойства металлов. 1 Л.О. 2 Ознакомл с образц. металлов 8 Сплавы, их свойства и значение. 1 Д.О.Обра-зцы сплавов 1.5;
9-10 Химические свойства металлов. 2 Д.О.
Взаимод. Na c водой.
Л.О.3
Ме с растворами кислот и солей. 3.1.1
11-12 Способы получения металлов. 2 2.6; 3.1
13 Коррозия металлов и способы борьбы с ней 1 14-15 Общая характеристика щелочных металлов. 2 Л.О.4
Ознаком.с образцам природ. соедине-ний3.1.1
16 Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. 1 3.2.1;
3.2.2
3.2.4
17 Алюминий. 1 Л.О. 5
Получен и свойства Al(OH)3 3.1.1
18-19 Железо 2 . Л.О.6 Качественные реакции
на Fe2+ и Fe3+. 3.2.2
20 Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы». 1 21 Контрольная работа № 1 1 22 Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов». Техника безопасности. 1 карбонат калия, карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия.
. 23 Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». Техника безопасности. 1 . . Неметаллы (27 ч)
24 Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. 1 1.1; 1.2.2; 1.3; 1.4
25 Химические элементы в клетках живых организмов. 1 26 Водород. 1 1.1;
3.1.2
27 Галогены. 1 Д.О.
образцы галогенов 1.1;3.1.2
28 Основные соединения галогенов. 1 Л.О. 7
Качествен реакция на Cl- 3.2.3; 3.2.4;
4.2
29 Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. 1 3.2.3; 3.2.4;
4.2
30 Кислород. 1 31-32 Сера. 2 Д.О. взаимод.
серы с Ме, O2 Образцы природ-ных соедине-ний хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. 3.2; 3.2.3;4.2
33-34 Соединения серы. 2 Л.О.8 качеств реакция на SO42 Образцы природ-ных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
2.4;3.2;
3.2.3;4.2
35-36 Азот. 2 1.3;3.2
37 Аммиак. 1 3.2; 4.2
38 Соли аммония, их свойства и применение. 1 Л.О.9 соли аммония
3.2; 4.1
39 Кислородные соединения азота. 1 Д.О. свойства конц. НNO3
Образцы важней-ших для народного хозяйства нитратов. 40-41 Фосфор и его соединения. 2 Образцы важней-ших для народного хозяйства фосфатов. 4.4
42-43 Углерод. 2 Д.О.
свойства углерода
4.4
44 Кислородные соединения углерода. 1 Л.О.10
Получе-ниеСО2 и распоз-наваниеЛ.О.11
Качеств. реакция на карбонат-ион 1.3; 3.2;3.2.1
3.2.3
45 Кремний и его соединения. 1 46 Обобщающий урок по теме «Неметаллы» 1 47 Контрольная работа № 2 1 48 Практическая работа № 4 по теме: «Подгруппа кислорода». Техника безопасности. 1 растворы хлорида натрия,
сульфата натрия, серной кислоты (разб.), иодид калия, бромид калия, гранулы цинка, гидроксид натрия, хлорид меди (II), пробирки, спиртовка (или электронагреватель), химический стакан, индикатор лакмус.. 49 Практическая работа №5 по теме: «Подгруппы азота и углерода». Техника безопасности. 1 фарфоровая ступка, пестик,
кристаллический хлорид аммония и гидроксид кальция,пробирки, лакмусоваябумага, штатив,спиртовка , вата, по 1 мл конц. соляной, серной и азотной кислот, фенолфталеин.
50 Практическая работа№ 6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов». Техника безопасности. 1 штатив, пробирка, газоотводная трубка,химичес-кийстакан,стекловата,спиртовка,цилиндрстеклян-ная пластин., кристалллизатор. Органические соединения (15 ч)
51 Предмет органической химии. 1 Модели молекул метана и других углеводородов 3.4
52 Предельные углеводороды. Алканы. 1 3.4.1
53 Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. 1 Л.О.14Изготовление
моде-леймоле-кул3.4.1
54 Непредельные углеводороды. Ацетилен. 1 . 3.4.1
55 Ароматические углеводороды. Бензол. 1 56 Спирты. 1 Л.О. 15
Свойс-тва глице-ринаОбразцы этанола и глицерина 3.4.2
57 Альдегиды. 1 Д.О. реак-ция сер. зеркала 3.4.2
58-59 Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 2 Д.О. свойст-ва уксус-ной кисло-ты3.4.2
60 Жиры. 1 Д.О. качеств. реакции 3.4.3
61 Аминокислоты и белки. 1 3.4.3
62 Углеводы. 1 3.4.3
63 Полимеры. 1 64 Обобщающий урок по теме «Органические вещества» 1 65 Контрольный тест. 1 66-68 Обобщение знаний по курсу химии основной школы. 3 Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
1. Химия. 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
2.  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
1. Химия 9 класс: Тесты по химии М.А. Рябов, Е.Ю.Невская. Издательство «Экзамен».2009
Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии.
Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы
1.Печатные пособия
1.1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8-11 кл)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.
2.2. Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).
2.3. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор «Кислоты».
3.2. Набор «Гидроксиды».
3.3. Набор «Оксиды металлов».
3.4. Набор «Металлы».
3.5. Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы».
3.6. Набор «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».
3.7. Набор «Карбонаты».
3.8. Набор «Фосфаты. Силикаты».
3.9. Набор «Соединения марганца».
3.10. Набор «Соединения хрома».
3.11. Набор «Нитраты».
3.12. Набор «Индикаторы».
3.13. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Компьютер и мультимедийный проектор.