Статья Воспитание основ гуманизма у младших школьников


HYPERLINK "http://pedsovet.su/index/0-70" Рассылка обновлений
Опубликовать
Инструкция и правилаСтатьюРазработкуСвидетельства
Общая информацияЗаказатьМои заказыКак оплатитьОбратная связь
КонтактыОтзывы о сайтеЧастые вопросыРегистрацияНовости сайтаВладельцам сайтов
БаннерыВоспитание основ гуманизма в начальных классах
Учитель ГБОУ СОШ №174 г. Санкт-Петербурга Гудник Р.А. 1010Наше сложное время изменило отношение к окружающему миру, его истинным ценностям не только у умудренных жизненным опытом людей, но и у подрастающей смены. Все чаще семейные и общественные отношения нивелируются: более существенным становиться материальное благополучие и общественный статус. Жизнь все чаще «преподносит» примеры циничного, жестокого отношения к окружающее среде- уничтожаются памятники архитектуры, вырубаются леса, зеленые зоны застраиваются кварталами новостроек, приюты для животных переполнены «братьями нашими меньшими». Поэтому, одной из главных задач образования, помимо обучения как такового, становится воспитание носителя ценностей гражданского общества. Концепция духовно-нравственное развитие и воспитания личности гражданина уделяет решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Здесь одной из важнейших задач является гуманизация образовательного пространства, что способствует гармоническому развитию личности, росту ее творческого потенциала, гармоничному взаимодействию с миром. В основе гуманизаци лежит понятие «гуманность» т.е. человечность, любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, любовь ко всему живому. Это сложное нравственное качество включает психическое образование, включающее осознание и понимание морально-этических норм, присутствия у человека гуманных чувств и нравственного поведения.Для воспитание гуманности у детей необходимо :: 1) наличие в школе благоприятной для сохранения здоровья атмосферы, уважение чести и достоинства личности ребенка;2) выделение ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, защита окружающей среды;3) построение человеческих взаимоотношений на основе толерантности, добра, сотрудничества, справедливости.В школе практически главная роль в воспитании гуманности принадлежит учителю, как критерию человеческих отношений в коллективе, его взглядов на мир , природу. Младшие школьники через свое отношение к учителю приобщаются к этим качествам и ,наоборот, никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Через передаваемые знания гуманный педагог передает свой характер и темперамент, представляет образец человечности.. Именно через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Именно учитель приобщает ребенка к нормам человеческого общения. Особенно эта роль ответственна для учителя начальных классов. Он приобщает детей к нормам воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со сверстниками.
Для воспитания гуманности особенно оптимальным является младший школьный возраст, когда ребенок еже начинает произвольно управлять своим поведением ,подчиняет его осознанному контролю, интенсивно усваивает этические нормы и правила, нравственность поведения и чувств.Формировать гуманность можно осуществлять во многих видах деятельности, в разнообразных видах межличностных отношений. Младшие школьники склонны к сочувствию и добрым делам. Большинство рады помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Они отвечают заботой, лаской и нежностью своим родителям и близким, состраданием к животным , любовью к природе. В этом возрасте дети отзывчивы, готовы помочь своим ровесникам, умеют сопереживать. Главным критерием поступков служит заповедь: не делай другому так, как не хочешь, чтобы сделали тебе.
В этом помогают совместные поздравления именинников класса, походы и экскурсии, участие в благотворительных акциях, таких как помощь одиноким старикам «Праздник для всех», классные часы и беседы уроки литературного чтения, встречи с ветеранами и блокадниками, занятия-тренинги со школьным психологом.
Встречи с ветеранами воспитывают у детей чувство гордости за свою страну, благодарность, отстоявшим в тяжелых боях за Родину и просто -уважение к пожилым людям. Дети участвуют в концертах, готовят поздравительные открытки, слушают воспоминания участников войны.
Важным является и воспитание уважительного отношения к своей семье, к близким людям. Здесь традиционными являются праздники «День матери» и «День защитника Отечества», когда дети поздравляют и благодарят своих родителей. Они участвуют в праздничных концертах, читают стихи и готовят рисунки, рассказывают о своих родителях.
Готовят дети и проекты в рамках предмета «Окружающий мир» «Моя родословная», «Моя семья». Туристические походы, поездки в лес, в зоопарк способствуют воспитанию гуманного и бережного отношения ко всему живому, к окружающей среде. У ребят пробуждается интерес к миру природы, к познанию, Они учатся любить, оберегать природу, разумно ее использовать. Им очень нравятся прогулки в школьном дворе, где дети наблюдают за растениями, за сезонными изменениями в природе, по животным и растениям «Красной книги» готовят презентации и рассказы. Зимой делают кормушки и кормят птиц.
Дети очень любят животных, особенно своих домашних питомцев, им хочется о них заботиться, рассказывать. Они с удовольствием готовят фоторепортажи, пишут сочинения, готовят загадки и стихи. Итак, воспитание гуманности для педагога заключается в том, чтобы в ученическом коллективе была атмосфера любви и дружбы, эмоционального комфорта, открытости, доброте, бережное отношение к природе, осознание своего места в мире.