РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Изобразительное искусство для 6 класса (ФГОС)(1 час в неделю, 34 часа в год)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КНЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




УТВЕРЖДЕНО
Протоколом педагогического совета
от 28.09. 2014 г. № 1
Директор МБОУ «Князевская СОШ»
________Л.Р. Салахова
Введено приказом № 80
от 29.08.2015 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Изобразительное искусство
для 6а класса (1 час в неделю, 34 часа в год)





Составитель: Харматуллина Лилия Фаритовна (изобразительное искусство, высшая кв. категория)

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _________ Н.С. Пучинина
РАССМОТРЕНО
На заседании МО, протокол от ______2015 г. № 1
Руководитель МО Цандер Н.М.




Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному для 6 класса ФГОС(базовый уровень) составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандартом основного общего образования, Приказ от МО и РФ от 17.12.2010 года № 1897;
Закона Российской федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Базисного учебного плана школы, составленного на основании методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;
федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
примерной основной образовательной программы по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», «Просвещение», 2011. Используемый учебник для общеобразовательных школ, авторы О.В. Островская, Н.А. Горяева , издательство: М.: Просвещение, 2007. Рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. и скорректирована и адаптирована под условия учреждения. Содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем(на основании рекомендательного письма, учитывался национально-региональный компонент и интерес детей), порядок их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам; базисных концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.
Предмет входит в гуманитарную образовательную деятельность (направление -эстетико- оздоровительное)
Изучение изобразительного искусства в 6-ом классе, предполагает достижения следующих целей:
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики;
Приобретение навыков и практического опыта использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства; 
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;
осмысление места декоративного искусства в жизни общества.
Формирование художественно-творческой активности.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа  является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе  изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа  направлена  на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
        Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа  позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.
      Программа включает несколько  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; задачи художественного развития учащихся; формы текущего контроля, нормы оценки учащихся и календарно-тематическое планирование. 
Учащиеся должны уметь:
учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Учащиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прад, а также местные художественные музеи;
выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства. Дети должны уметь:
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа, при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
Задачи: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства,
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-Развивать индивидуальные творческие способности;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Методы, формы и технологии решения поставленных задач.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Формы урока: Урок индивидуального творчества;Урок коллективной творческой работы;Урок изучения нового материала;Урок закрепления знаний, умений и навыков;Комбинированный; обобщающий.
    Методы:Словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);Объяснение (сопровождающее построения рисунка на классной доске или по шаблону);Самостоятельная работа (с учебниками)Наглядный (демонстрация учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов.Практический ( самостоятельное выполнение эскизов рисунка)
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная.
Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.
Формами контроля освоения содержания программы учащимися являются:
Самостоятельные и практические творческие работы; Конкурсы и выставки творческих работ; Коллективная творческая деятельность



Личностные, метапредметные и предметные результаы освоения учебного предмета.
Личностные
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.
Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).
Метапредметные: Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами, художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации.
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы, новыми умениями в рисунке.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации, интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.
Предметные:
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества, о способах объемного изображения головы человека.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров портретного жанра
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры, размещения рисунка в листе, работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета вотечественном искусстве XX века.Приводить примеры известных портретов отечественных художников.Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.
Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой


Содержание учебного курса.

Общая тема программы 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».
Содержание программы посвящено изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка.
Программа направлена на изучение выразительных возможностей цвета, на то, на что способны графические материалы и их выразительные возможности. Принять рисунок как самостоятельное графическое произведение. Разбираться в видах изобразительного искусства, художественном творчестве и художественном восприятии. Восприятие изображения, как познание окружающего мира и отношение к нему человека; условности и правдоподобия в изобразительном искусстве. Рассматриваются реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека».

I раздел. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8ч.)
Основные представления о языке изобразительного искусства. Служение элементов и средств этого языка для передачи значимых смыслов. Художник рассказывает, а зритель понимает его произведение через сопереживание его образному содержанию.
II раздел. Мир наших вещей. ( 8ч ).
История развития жанра «натюрморт». Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время. Особенности выражения натюрморта в графике, живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объём, форма, свет)
III раздел. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.( 10 ч)
Знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами внешними и внутренними. Портрет - способ понимания человека. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, цвет ,линия, объём)
IV раздел. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.








Календарно- тематическое планирование
учителя изобразительного искусства Харматуллиной Лилии Фаритовны
на 2015-2016 учебный год.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Приказ от МО и РФ от 17.12.2010 года № 1897, базисным учебным планом школы, составленным на основании методических рекомендаций о проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15; федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству созданной на основе ФГОС ООО, авторской программы А.Н. Неменского.

Предмет
Класс
Общее кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Количество
Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень





Проектных работ
Контрольных работ


Изобразительное искусство

34
1
1
1
Изобразительное искусство.Л.А. Неменская, Посвещение, 2008г.



Методическая тема на 2015-2016 учебный год.

Районная
Школьная
Учителя

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся
Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования и развития универсальных учебных действий учащихся.
Повышение познавательной активности учащихся через эффективное использование современных технологий и внедрений новых обучающих структур в практику обучения.




№ п/п

Тема урока
Кол-во часов
Календ. дата
Фактичес кая дата
Планируемые результаты
(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)
Контрольно-
измерит.
материалы







Предметные
Метапредметные
Личностные


1 четверть

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
1.09

Понимать значение искусства в жизни общества и отдельного человека.
Осознавать отличие и взаимодополняемость научного и художественного познания мира и применять их.
Понимать объективность научного и субъективность художественного познания и отражения мира.
Различать художественно-творческие и художественно-иллюстративные изображения.
Осознавать роль художественного образа в искусстве.
Получить опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и к искусству.
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



2
2
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
8.09

Различать графику как вид изобразительного искусства.
Знать и уметь использовать графические материалы.
Различать станковую и печатную графику.
Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ЛР: ценностное отношение к призведениям искусства
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



3
3
Линия и ее выразительные возможности.
1
15.09

Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение, тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность, печаль, силу и др.
Объяснять, какие чувства вызывают образы, созданные в рисунках Рафаэля, Ван Гога, Матисса и др. художников. Понимать, какими средствами художники достигли этого впечатления.
Использовать в художественно-творческой работе различные средства языка графики.
Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые отношения, фактуру предмета.
Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек, пятен эмоциональное состояние природы.
Познавательные: рассуждать о характерных признаках графических материалов
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:
самооценка на основе критериев успешной деятельности.


4
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
22.09

Видеть в предмете и уметь передать выразительность силуэта.
Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.


5
5
Цвет. Основы цветоведения.
1
29.09

Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и уметь ими пользоваться в работе.
Осознанно передавать настроение и характер изображаемого с помощью цвета.
Получать при смешении краски необходимое звучание цвета; представлять, какие пропорции того или иного цвета надо использовать.
Уметь различать в художественном произведении, какие краски смешивал художник, чтобы добиться эффекта.
Выполнять живописные этюды в разном колорите.
Познавательные: использовать умения смешения красок, выведение новых цветов
Коммуникативные: формировать собственную позицию.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.



6
6
Цвет в произведениях живописи.
1
6.10

Понимать специфику живописи как вида изобразительного искусства.
Знать и использовать в собственной художественной деятельности различные материалы живописи.
Понимать общее и специфичное в станковой и монументальной живописи.
Осознавать межнациональный характер искусства.
Передавать средствами живописи многообразие и красоту окружающего мира.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



7
7
Объемные изображения в скульптуре
1
13.10

Понимать скульптуру как вид изобразительного искусства.
Различать специфику и виды скульптуры.
Знать материалы скульптуры.
Применять в собственной художественно-творческой деятельности глину, пластилин, пластическую массу или другие доступные скульптурные материалы.
Видеть и объяснять различие станковой, монументальной и декоративной скульптуры.
Познавательные: конструировать и использовать каркасы для решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.



8
8
Основы языка изображения.
1
20.10

Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру, понимание его ценностей. Осознавать условия рождения художественного образа.
Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ человека, предмета, явления.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.



Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9
9
Художественное познание: реальность и фантазия
1час
27.10

Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.
Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора.
Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения.


Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
Л.Р.:уважительное отношение к иному мнению.



2 четверть

10
1
Изображение предметного мира – натюрморт.
1
10.11

Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Понимать специфику художественного натюрморта в разные исторические эпохи.
Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство.
Передавать в натюрморте эмоциональное состояние.
Интерпретировать натюрморты голландских, испанских, французских, русских художников на основе понимания символического смысла помещенных в них предметов.
Понимать разницу между реалистическим и декоративным натюрмортом.
Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению.
Познавательные: выделять основные понятия существенных признаков натюрморта.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



11
2
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
17.11

Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.
Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора.
Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения.

Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты форм
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: ценностное отношение к призведениям искусства
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



12
3
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
1
24.11

Различать пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Понимать, почему художники любили изображать природу.
Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи.
Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния природы.
Понимать, почему художники иногда представляют мир не таким, каким его привыкли видеть мы.
Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР:
ценностное отношение к природному миру.


13
4
Освещение. Свет и тень
1
1.12

Понимать, почему освещение изменяет восприятие
Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи.
Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния освещения природы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.


14
5
Натюрморт в графике
1
8.12

Выполнять натюрморт с натуры в графической технике.
Уметь добавить в натюрморт детали, подчеркивающие выразительность постановки.
Выполнять декоративный натюрморт в графике.
Знать различные приемы печатной графики – гравюры.
Уметь различать гравюры, выполненные в различных техниках: линогравюру, ксилографию, офорт.
Выполнять простую гравюру (картонографию).

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.



15
6
Цвет в натюрморте.
1
15.12

Понимать, почему освещение изменяет восприятие
Уметь предать в натюрмортном этюде различные состояния освещения природы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



16
7
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
1
22.12

Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру, понимание его ценностей. Осознавать условия рождения художественного образа.
Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ человека, предмета, явления.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации
коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.

уважительное отношение к иному мнению.



3 четверть- 11 часов

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.(10часов)

17
1
Образ человека – главная тема в искусстве.
1
12.01

Различать понятия «тема», «сюжет», «содержание» в изобразительном искусстве.
Понимать творческий диалог зрителя и художника как необходимый компонент восприятия произведения искусства.
Вступать в творческий диалог с художником.
Получить опыт интерпретации художественного произведения.
Воспринимать и интерпретировать произведения художников на одну тему, но с разным сюжетом и содержанием.
Описать сюжет художественного произведения.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



18
2
Конструкция головы человека и ее пропорции.
1
19.01

Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры.
Создавать графическими средствами выразительный образ человека.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;
вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.



19
3
Изображение головы человека в пространстве.
1
26.01


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



20
4
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
1
2.02

Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры.
Создавать графическими средствами выразительный образ человека.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.



21
5
Портрет в скульптуре
1
9.02

Самостоятельно подбирать графический художественный материал (карандаш, перо/тушь, роллер, пастель, уголь, сангина), соответствующий художественному замыслу и характеру портретируемого.
Понимать скульптуру как вид изобразительного искусства.
Различать специфику и виды скульптуры.
Знать материалы скульптуры.
Применять в собственной художественно-творческой деятельности глину, пластилин, пластическую массу или другие доступные скульптурные материалы.
Видеть и объяснять различие станковой, монументальной и декоративной скульптуры.
Знать и различать портрет в скульптуре.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



22
6
Сатирические образы человека.
1
16.02

Участвовать
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Видеть и объяснять различие шаржа и карикатуры.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.


23
7
Образные возможности освещения в портрете
1
23.02

Передавать средствами живописи многообразие и красоту окружающего мира.
Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и уметь ими пользоваться в работе.
Осознанно передавать настроение и характер изображаемого с помощью цвета.
Понимать, почему освещение изменяет восприятие
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



24
8
Портрет в живописи.
1
1.03

Различать портрет как жанр изобразительного искусства.
Понимать специфику и виды портрета.
Рассуждать о характере, намерениях, внутреннем мире человека, изображенного на портрете.
Различать парадный и камерный портреты.
Понимать разницу между живописным портретом и фотографией.
Иметь представление о стилизации в искусстве.
Уметь живописными средствами выразить свое отношение к конкретному человеку.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



25
9
Роль цвета в портрете.
1
8.03

Понимать специфику живописи как вида изобразительного искусства.
Знать и использовать в собственной художественной деятельности различные материалы живописи.
Понимать общее и специфичноевстанковой и монументальной живописи.
Осознавать межнациональный характер искусства.
Передавать средствами живописи многообразие и красоту окружающего мира
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



26
10
Великие портретисты.(Обобщение темы)
1
15.03

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по портретному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка живописи и графики.
Использовать в речи новые художественные термины.

ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



4 глава. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов)

27
11
Жанры в изобразительном искусстве.
1
22.03

.
Понимать специфику жанров живописи как вида изобразительного искусства.
Знать и использовать в собственной художественной деятельности различные жанрыживописи.
Понимать общее и специфичноевстанковой и монументальной живописи.
Передавать средствами различных жанров живописи многообразие и красоту окружающего мира.
Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека.

Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.
ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



4 четверть -7 часов


28

1
Изображение пространства.

1
5.04

Различатьлинейную и воздушную перспективы.
Понимать, почему художники любили изображать природу.
Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи.
Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния природы.
Понимать, почему художники иногда представляют мир не таким, каким его привыкли видеть мы.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



29
2
Правила линейной и воздушной перспективы.

12.04



ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



30
3
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
1
19.04



Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.




31
4
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
1
26.04



ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


32
5
.Городской пейзаж.
1
3.05

Различатьвиды пейзажа.
Понимать, смысл городского и сельского пейзажа
Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи
Уметь предать в пейзажном городском этюде различные состояния природы.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.



33
6
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
10.05

Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру, понимание его ценностей. Осознавать условия рождения художественного образа.
Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ
человека, предмета, явления.

ЛР: ценностное отношение к произведениям искусства;
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


34
7
Итоговая контрольная работа.
1
17.05


Познавательные: ориентироваться в заданиях и найти оптимальный способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата



Итого- 34 часа


Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объединение совместных усилий учащихся и педагога. Темы проектов выбираются относительно теме года. Материал для изготовления проекта выбирается самостоятельно.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.




Учебно-методическое обеспечение

Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., № 822) (сайт htt://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html)
Учебники
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г.
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособие для учителей
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Н. А. Гряева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г
Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г.
21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виртуальный музей искусств[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Академия художеств "Бибигон"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 











>ђ Заголовок 1Ъђ Заголовок 415