Из опыта работы в начальной школе над проектом Семейная реликвия


Из опыта работы над проектом « Семейная реликвия»(1- 4 класс)
Учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «СОШ № 24» г. Сарапула:
Галкина Ольга Ивановна
В семейном кругу мы с вами растём,Основа основ – родительский дом.В семейном кругу все корни твои,И в жизнь ты войдёшь из семьи.В семейном кругу мы жизнь создаём,Основа основ – родительский дом.    Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня 42 миллиона семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом. Именно в семье нас ждут, любят, ценят. Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить.     С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной, семейных реликвий. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование « Семейная реликвия», преследовалась цель развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей, повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся знакомились с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «реликвия», «лента времени». Всю работу над проектом «Семейная реликвия» условно можно разделить на 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.
Подготовительный этап.
На уроках краеведения знакомство и работа с книгами Татьяны Борисовны Пегановой « Город, в котором мы живём», « Город-дорог»
( страницы « Мы - сарапульцы»).
Чтение книг из серии « Сарапульское детство».
На уроках окружающего мира и краеведения обсуждение темы « Есть ли в нашей семье реликвии?»
Родительское собрание « Моя Семья», где в творческой форме родители и дети представляют свою семью.
Начинается подготовка к классному часу-конференции « Реликвия моей семьи»
Основной этап
Цель - создание электронной мини-базы и странички в «Портфолио ученика»
Начинается исследовательская работа. В течение месяца ребята и родители подбирают материал о семейных реликвиях.
Оформляют материалы в отдельные странички, альбомы или презентации.
Заключительный этап.
Конференция: «Реликвия моей семьи».
Цели: систематизировать сведения, полученные на предыдущем этапе работы над проектом «Семейная реликвия», развивать интерес к семейным увлечениям, способствовать развитию творческих способностей детей, их художественному вкусу, способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса и общей деятельности, воспитывать интерес к истории своей семьи, чувства уважения к интересам всех членов семьи.Дети вместе с родителями представляют семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение.
Всем понемножку: и слёзы, и смех,Взлёт и падения, радость, печаль.Семья - это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом - Сердце навеки останется в нём!
Ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
прошлое своей семьи;
происхождение своей фамилии;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной, реликвии;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);
смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;
приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
знать свою родословную, минимум до третьего колена;
откуда произошли их фамилии;
будут знать историю своих реликвий;
соберут копилку семейных реликвий;
познакомятся с краеведческой литературой ( а именно - с книгами для детей и взрослых по истории города Сарапула)
Педагоги
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят словарный запас детей;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
В папке « Материалы – приложения» - представлены презентации коллег, которые можно использовать в работе над проектом.
Приложение 1
Выступления детей




Сбор материалов



Приложение 2
Странички из портфолио « Моя семья»





Приложение 3
Генеалогическое дерево моей семьи