Является ли развивающая среда одним из условий развития личности ребенка при личностно-ориентированном взаимодействии?


-99060-241935 СЛАЙД - 1
При раскрытии этой темы я задаю риторический вопрос:
Является ли развивающая среда одним из условий развития личности ребенка при личностно-ориентированном взаимодействии?
СЛАЙД - 2
Сегодня воспитание ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов.
СЛАЙД - 3
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.
Личностно-ориентированный подход на базе изучения личностных качеств, эмоциональной сферы ребенка, системы его отношений, мотивов и результатов деятельности, в известной мере, позволяют руководить и управлять воспитательным процессом.
СЛАЙД - 4
В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет мне самой выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает мне возможность осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
СЛАЙД – 5
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Чем более полно личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.
И тут ко мне, как к педагогу предъявляются определенные требования. Требуется педагог-профессионал, который, «во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи».СЛАЙД – 6
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Принципиально важным является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я стараюсь в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
СЛАЙД – 7
Таким образом, моя роль, как педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников, с одной стороны я должна сама быть личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от меня ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, я должна овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.СЛАЙД – 8
М. Монтессори считала, «что ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей.  Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с окружающей предметно-развивающей  и социальной средой.  Окружающая среда есть средство, которым мы можем оказать большое влияние на ребенка».
9
При использовании специально организованной развивающей среды при большой наполняемости(от которой мы пока никуда не денемся в условиях обычного детского сада) и учитывая индивидуальные интересы и склонности ребенка, я должна так организовать изложение материала, что опора на предметно-пространственную среду помогала бы  детям выявить и осознать проблему, найти способы ее решения и, наконец, решить ее используя «подручные» материалы, позаимствованные из  этой среды.
10
Я стараюсь создавать сложное и в то же время безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию. Придерживаясь особенностям личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей стараюсь учитывать все принципы построении развивающей среды.
11
-Одно из условий среды, которое дает возможность мне приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя(это разновозрастная мебель),  размер и планировка помещений таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий,  и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и  взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
12-13
-стараюсь учитывать  интересы и наклонности детей, развивать их активность, самостоятельность и творчество.
14
- Развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Для меня важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение.
15
- Жизненное пространство в группе дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
16-17
- созданы для детей оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то у нас в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в группе обеспечено личное пространство: кровать, шкаф для одежды.
- Интерьер группы постоянно меняться.
18
-В группе развешиваются разные фотопортреты, фотовыставки детей и взрослых в различных сочетаниях, ребенок может по желанию рассматривать их.
19-20-21
- При создании среды учитываются возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.
22
- есть уголок «взрослой» мебели: обеденная группа, шкаф, диван и стол. Наличие такой мебели позволяет мне удобно и уютно расположившись в вечернее время, почитать книгу ребенку, который остался в группе один, или просто поговорить с ним о том, как прошел день, как он проводит вечернее время дома с родителями.
23
Таким образом, организуя развивающую предметно-пространственную среду, я стараюсь учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка.
24
Очень большую помощь в нахождении индивидуального подхода к ребенку оказывают мне родители.
25
Все это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, …
26
…включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями  личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.
27
Является ли развивающая среда одним из условий развития личности ребенка при личностно-ориентированном взаимодействии? Конечно же -  является!